[Верхом на «Томагавке»] Politico: Пентагон готовится к возможному визиту Пелоси на Тайвань на военном самолёте: Пекин может начать ракетные испытания в водах недалеко от острова
источник: regnum.ru
Минобороны США готовится к возможности того, что спикер Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси посетит Тайвань. Об этом сообщила в пятницу американская газета Politico.
Пелоси, которая занимает третий по значимости пост в государственной иерархии США, ранее в этот же день отказалась уточнить, намерена ли она посетить Тайвань во время поездки в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), сославшись на соображения безопасности. Однако, по словам источников издания, «Пентагон все равно проводит подготовку». Согласно сведениям газеты, «если поездка пойдет по плану, Пелоси отправится в Тайбэй на американском военном самолете». Как следует из публикации, спикер Палаты представителей Конгресса США, вероятно, отправится в АТР в эти выходные.
Как говорится в материале, американские военные опасаются, что Пекин может начать ракетные испытания в водах недалеко от острова. По словам источников издания, американским военным самолетам, совершающим полеты в регионе, «уже разрешено нести максимальный боезапас». В материале не приводится дополнительных разъяснений относительно того, в чем именно состоит подготовка, которую проводит американское военное ведомство в связи с возможным посещением Пелоси Тайваня.
По данным СМИ, спикер Палаты представителей Конгресса США во время поездки в АТР намерена, в частности, нанести визиты в Японию, Республику Корея, Малайзию и Сингапур.
Председатель КНР Си Цзиньпин предостерег Вашингтон в состоявшемся в четверг телефонном разговоре с президентом США Джо Байденом от шагов, способных привести к обострению ситуации вокруг Тайваня. Как предупредил китайский лидер, «тот, кто играет с огнем, непременно подожжет себя сам».
Как отмечали ранее американские СМИ, Пелоси планировала посетить Тайвань еще в апреле, но отложила поездку из-за коронавируса. Этот визит был бы первым за четверть века посещением острова спикером Палаты представителей Конгресса.
США и Тайвань
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда на остров бежали остатки сил Гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887-1975), потерпев поражение в гражданской войне в Китае. С тех пор Тайвань сохраняет флаг и некоторые другие атрибуты прежней Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти коммунистов. Согласно официальной позиции КНР, поддерживаемой большинством стран, включая Россию, остров считается одной из китайских провинций.
США разорвали дипломатические отношения с Тайванем в 1979 году и установили их с КНР. Признавая политику «одного Китая», Вашингтон в то же время продолжает поддерживать контакты с тайбэйской администрацией и поставляет острову вооружения. В 2020 году администрация бывшего в тот момент президентом США Дональда Трампа на фоне обострения отношений с Пекином из-за ситуации в Гонконге значительно активизировала контакты и обмены с Тайванем, что вызвало протест со стороны властей КНР.
В прошлом октябре газета The Wall Street Journal сообщала со ссылкой на источники в администрации Байдена, что военные инструкторы США уже более года ведут секретную деятельность на Тайване с целью укрепления его оборонного потенциала.
ВЧЕРА В 16:34
Судьба остатков международной стабильности зависит от 82-летней старушки
Ах уж эти харизматичные американские пожилые леди, которые не терпят, когда им кто-нибудь указывает, что делать! Судьба международной стабильности ( или, вернее, того, что от нее осталось на данный момент) сейчас зависит от одной из них — 82-летней Нэнси Пелоси. Вы не очень понимаете, кто она такая? Тогда знакомьтесь: в юности мадам Пелоси лично присутствовала на инаугурации президента Джона Кеннеди, а сейчас работает спикером палаты представителей конгресса США и является таким образом человеком номер три в американской государственной иерархии. С точки зрения нынешних российских политических обычаев, человек номер три — это все равно что человек номер триста тридцать три.
Номер первый — президент страны — приказал, номер третий с готовностью взял под козырек. Но в Америке все несколько по-другому. Президент Байден два с лишним часа разговаривал по телефону со своим пекинским коллегой Си Цзиньпином. Но туман, окутавший отношения Китая и США, это не развеяло. Все зависит от решения своевольной Нэнси Пелоси. Если она захочет экстрима и в ходе своего азиатского турне посетит остров Тайвань — один расклад. Если же она решит «не гнать волну» — совершенно другой.
Предвосхищая решение Нэнси Пелоси, Кремль устами своего глашатая Дмитрия Пескова выразил полную поддержку позиции Пекина: мол, мадам спикеру стоит найти другой маршрут для своего политического туризма. Пресс-секретарь Путина в частности заявил: «Безусловно, солидарен. Мы с уважением относимся к суверенитету и территориальной целостности Китая и считаем, что ни одна страна в мире не должна иметь права подвергать это сомнению или предпринимать какие-то шаги подстрекательского или иного характера. И мы убеждены, что подобное поведение на международной арене способно лишь вызвать дополнительную напряженность». Понятно, четко, логично — и полностью предсказуемо. Вероятность того, что по вопросу «одного Китая» ( руководство острова Тайвань, как известно, пытается стать «вторым Китаем») Кремль заявит что-то принципиально другое, равнялась даже не нулю, а уходила куда-то в область отрицательных величин. Но, если говорить о реальной позиции Москвы по поводу противостояния Пекина и Вашингтона, то здесь, если использовать штамп, «есть нюансы».
Называть отношения РФ и КНР, КНР и США, РФ и США классическим любовным треугольником язык не поворачивается. Нет любви в этом треугольнике — нет от слова совсем. Линии отношений Москва-Вашингтон и Вашингтон-Пекин построены, как известно, на соперничестве разной степени интенсивности. А линия отношений Москва-Пекин держится не на взаимной политической любви, а на двустороннем прагматизме. Но если в этом политическом треугольнике начисто отсутствует любовь, то в нем с избытком присутствует такой привычный «спутник любви» как ревность.
США стремятся по максимуму оторвать Китай от России. В Москве стремятся к прямо противоположному. Провоцируя Китай, Нэнси Пелоси объективно играет на российские интересы. Но вот вопрос: выгодно ли Москве, если эта провокация будет доведена до своего логического предела — если американский спикер выполнит свою угрозу и все-таки посетит Тайвань? В случае, если этот сценарий реализуется, то Пекин будет вынужден что-то предпринять. Иначе — потеря лица, что для Си Цзиньпиня накануне его переизбрания ( или, правильнее будет сказать, переназначения?) на пост высшего лидера КНР является категорически неприемлемым. И это «что-то» не может свестись к очередному заявлению в стиле «мы не потерпим». Подобных заявлений и так уже было более чем достаточно. На этот раз резкое заявление должно быть подкреплено действиями, показывающими, что несмотря на поддержку США «у тайваньских сепаратистов нет шансов». Иными словами, Пекину придется либо пригрозить возможностью проведения своей «спецоперации» в Тайваньском заливе ( более вероятно), либо даже пойти на проведение такой «спецоперации» (крайне маловероятно прямо сейчас, но совершенно не исключено в будущем).
Итак, выгоден ли подобный крайний сценарий Москве? Не решусь пока дать ответ на этот вопрос. С одной стороны, проводить спецоперации вдвоем как-то веселее ( прошу простить мне мой цинизм), с другой, еще более приближение мира к порогу Третьей мировой войны — это совсем не комильфо. Да и нарастание кризиса в мировой экономике, которое неизбежно в случае обострения конфликта КНР и США, совсем не обязательно соответствует российским интересам. Короче, «тема пока не раскрыта». И я ставлю на то, что Нэнси Пелоси все-же «вдарит по тормозам» и не сделает неизбежной ее раскрытие. Но пресловутое «чеховское ружье» уже вынесено на сцену американо-китайских отношений. Даже если оно не выстрелит сейчас, оно тем или иным образом непременно выстрелит потом. России есть о чем задуматься — даже на фоне того, что своих поводов для раздумья у Москвы итак предостаточно.
МИХАИЛ РОСТОВСКИЙ