В России создали самовосстанавливающийся полимер для дорожного покрытия
По оценкам ученых, усовершенствованное за счет полимерной добавки дорожное полотно не только будет служить намного дольше, но и позволит сократить продолжительность и объём работ по его укладке
Российские ученые разработали материал, способный восстанавливаться после механических нагрузок. В составе битума он способен продлить срок эксплуатации дорожного покрытия, сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе платформы Национальной технологической инициативы (НТИ).
«Помимо высокой прочности и способности сохранять эластичное состояние в широком диапазоне температур, эластомер обладает функцией „самозалечивания“. Это позволяет материалу восстанавливать целостность после механического повреждения. В традиционных асфальтобетонных смесях элементы связываются либо на физическом уровне, либо связи образуются только между частью компонентов, что не позволяет предотвратить образование трещин и колеи. Модификация асфальтовых смесей новым полимером позволяет на химическом уровне связывать ингредиенты дорожного покрытия — битум, песок и щебень, что делает покрытие упруго-эластичным, устойчивым к механическому и термическому воздействию», — сказали ТАСС в платформе НТИ.
По оценкам разработчиков, усовершенствованное за счет полимерной добавки дорожное полотно не только будет служить намного дольше, но и позволит сократить продолжительность и объём работ по его укладке.
«Мы полагаем, что такое дорожное полотно, как минимум, выдержит межсервисный интервал в три года, предусмотренный в соответствующем регламенте, без проявления дефектов. При этом дорожным рабочим можно будет обойтись без переукатывания покрытия тяжелой техникой на этапе укладки, которую можно наблюдать при использовании классических смесей», — считает лидер проекта Андрей Шаповалов, чьи слова приводит пресс-служба платформы НТИ.
Новый материал, способный предотвращать рост грибков и бактерий, также может применяться и в области медицины — в составе эластичных бинтов, бандажей и других изделий, в том числе получаемых при помощи технологий 3D-печати. В промышленности устойчивость нового эластомера к ионизирующему и ультрафиолетовому излучениям, агрессивным средам и износу позволит усовершенствовать покрытия для транспорта и металлоконструкций.
Команда разработчиков представила проект «Карбоксилатно-хелатные эластомеры (Металлоорганические студни)» на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2022», который прошел в июле в трех российских городах. Ученые получили экспертную поддержку и доступ к потенциальным инвесторам. Сейчас они завершают НИОКР и готовятся к запуску производства первых продуктов на основе материала.