С.В. Лавров и Ван И об итогах министерских совещаний по линии АСЕАН

отметили
26
человек
в архиве

Выступление и ответы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на вопросы СМИ по итогам министерских совещаний по линии АСЕАН, Пномпень, 5 августа 2022 года

1630-05-08-2022

Вчера состоялась встреча Россия-АСЕАН на уровне министров иностранных дел. Это ежегодное мероприятие. Рассмотрели выполнение договоренностей, достигнутых на состоявшемся осенью 2021 г. в режиме онлайн саммите Россия-АСЕАН, где был принят важный документ — Комплексный план действий по реализации стратегического партнерства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021-2025 годы).

Все участники подтвердили заинтересованность работать на изложенных в этом документе направлениях, включая диалог советов безопасности по проблемам стабильности в регионе, антитеррористической, антинаркотической деятельности, а также по международной информационной безопасности – это два важных направления в военно-политической сфере нашего взаимодействия. Выразили удовлетворение тем, что в конце 2021 г. в акватории Индонезии состоялись первые в истории военно-морские учения России и АСЕАН. Маневры прошли весьма успешно и были хорошо восприняты в соответствующих странах.

Говорили и о том, что для повышения потенциала стран Ассоциации в противодействии новым вызовам и угрозам полезную роль играют проводящиеся по линии Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации ежегодные курсы повышения квалификации специалистов в соответствующих областях. Отмечалось, что несмотря на пандемию в 2021 г. товарооборот между Россией и АСЕАН существенно подрос и превысил 20 млрд долл. США. Разумеется, это далеко не предел. Имеются направления для дальнейшей работы: это и финансовые механизмы, и расширение использования национальных валют во взаимных расчетах, и другие инструменты. Были обозначены открывающиеся хорошие перспективы в таких сферах, как цифровая экономика, здравоохранение, современные технологии, атомная энергетика, космос. В этих областях у России с рядом стран АСЕАН действуют двусторонние программы. Все заинтересованы в том, чтобы и на уровне «десятки» развивать такие диалоги с прицелом на практическое взаимодействие.

2022 г. объявлен Годом научно-технического сотрудничества Россия – АСЕАН. Это наглядно показывает, как реализуются имеющиеся у нас инициативы. На нашей встрече одобрен план по развитию туризма между Россией и АСЕАН до 2024 г., а также рабочий план в сфере образования до 2026 г. Еще одним важным элементом развития нашего партнерства с Ассоциацией является нацеленность «десятки» на расширение контактов с Шанхайской организацией сотрудничества и с Евразийским экономическим союзом.

Продолжим практику проведения асеановского диалога «на полях» Петербургского международного экономического форума. Июньская встреча этого формата была всеми воспринята позитивно. В сентябре с.г ряд стран АСЕАН планирует принять участие в Восточном экономическом форуме во Владивостоке, а также во II Международном форуме по сохранению тигра (эта российская инициатива пользуется большой популярностью).

Помимо заседания Россия-АСЕАН состоялось мероприятие, которое на министерском уровне проводится ежегодно в рамках механизма восточноазиатских саммитов. Дискуссия не могла не затронуть происходящие в регионе довольно серьезные геополитические процессы, которые негативным образом влияют на асеаноцентричную архитектуру сотрудничества, создававшуюся десятилетиями и включающую встречи АСЕАН с партнерами: это и механизм восточноазиатских саммитов, и Региональный форум АСЕАН по безопасности (также инициированный асеановцами), и встреча министров обороны государств Ассоциации с главами военных ведомств стран-партнеров.

Этим открытым форматам, действующим на основе консенсуса и взаимного уважения, угрожает деятельность США и их ближайших союзников, нацеленная на создание узкогрупповых структур, в том числе военно-политической направленности, как это происходит с «тройкой» AUKUS (Австралия, Великобритания и США). Налицо тенденция использовать этот блок для продвижения интересов НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе. Натовцы этого и не скрывают: на саммите Североатлантического альянса в июне с.г. в Мадриде была провозглашена «глобальная ответственность Альянса в сфере безопасности», был выдвинут тезис о неделимости безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона. В этой работе используются и проявляющиеся милитаристские настроения в современной Японии. Страну восходящего солнца, а также Новую Зеландию, Австралию энергично подтягивают к деятельности, которая сопряжена с расширением натовской военной инфраструктуры на регион с формированием логистических цепочек под нужды военной активности альянса.

Американцы и их союзники помимо военно-политической сферы пытаются вынести многие вопросы региона за рамки открытых асеаноцентричных форматов. Имею в виду создание «закрытых клубов» для обсуждения морской безопасности, хотя эта тема открыто и давно рассматривается в формате АСЕАН. Параллельно создаются структуры «узкого» формата по кибербезопасности, которые дублируют ведущиеся переговоры на универсальных асеановских площадках.

Недавно Соединённые Штаты выдвинули инициативу создания новой организации – Индо-Тихоокеанские экономические рамки, представляющей явную альтернативу инициированому АСЕАН Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству. В эти «рамки» США «пригласили» только семь из десяти стран Ассоциации. Такой подход — показатель не инклюзивности, а эксклюзивности предлагаемых структур. В них зазывают тех, кто не будет «создавать много проблем», акцентировать свою точку зрения, а согласится с позицией того, кто такие «ответственные решения» принимает практически единолично.

Рассказали про наши оценки происходящего. Без какой-либо политизации вопроса акцентировали значение практического сотрудничества в регионе, в том числе борьбы с пандемийными рисками. Эта угроза никуда не исчезнет. Даже если мы справимся с коронавирусной инфекцией, будут появляться новые пандемии — с этим все согласны. Российская инициатива состоит в том, чтобы работать на этом направлении в рамках восточноазиатских саммитов, и широко поддерживается странами региона. В контексте реабилитации экономики региона после пандемийных ограничений выдвинули предложение оказать особую поддержку сфере туризма. Планируется провести встречу руководителей соответствующих агентств стран, участвующих в механизме восточноазиатских саммитов.

Ещё один феномен, ярко проявившийся в период борьбы с пандемией – волонтерство. Движение добровольцев в России все помнят. Высоко ценим вклад, который волонтёры, представители гражданского общества внесли в поддержку работы врачей-профессионалов. Наше предложение организовать соответствующее региональное движение было встречено с большим интересом. Надеюсь, увидим его практическую реализацию. Обсуждали ряд других инициатив, в том числе кибербезопасность и иные направления нашей совместной работы.

Главное – это осознание нынешнего этапа как противостояния между универсальными асеаноцентричными форматами и новыми структурами, которые Соединенные Штаты активно, настойчиво внедряют в регион в качестве альтернативы универсальным способам ведения дискуссий и консенсусному характеру принятия решений.

Вопрос: Что бы Вы назвали главным результатом для России по итогам поездки в Мьянму и Камбоджу? Можно ли использовать юго-восточный «ветер перемен» для того, чтобы Россия «расправила паруса»?

С.В.Лавров: Убежден, что сибирских, да и дальневосточных «ветров» хватает. Здесь «ветры» больше с элементами штормов. Штормит «асеановскую» площадку достаточно серьезно.

Подтвердили нашу полную поддержку сохранению принципов, на которых «десятка» десятилетиями выстраивала сотрудничество и форматы взаимодействия на основе равноправия, уважения интересов друг друга, принятия решений исключительно путем консенсуса. Попытки внедрить в регион «блоковые» подходы подвергают данные принципы серьезному испытанию. Один лишь факт публичного заявления НАТО в этом году о глобальных притязаниях (о них и ранее все подозревали) на доминирующую роль в военно-политической сфере региона – серьезное качественное изменение ситуации. Традиционно избегающие резких движений и высказываний страны Юго-Восточной Азии серьёзно озабочены тем, что здесь намечается рождение новой арены противостояния.

Сегодня было немало «искрящих» заявлений, прежде всего, по поводу происходящего в районе Тайваньского пролива после визита спикера Палаты представителей Конгресса США Н.Пелоси. Прозвучали достаточно острые комментарии наших китайских партнеров, которых мы поддерживаем. В ответ Соединенные Штаты и Япония заявили о том, что это «не дело» КНР и что декларированная политика поддержки принципа «одного Китая» вовсе не означает необходимость получения разрешения Пекина для посещения Тайваня. Странная логика.

Не обошлось и без украинского сюжета. Ничего нового наши американские коллеги и некоторые из их ближайших партнеров не сказали. Мы напомнили, как всё происходило, какую подрывную провокационную роль в течение долгих лет играли американцы и натовцы в создании ситуации, при которой проживание русских на Украине стало невыносимым. В этой стране было запрещено всё, что связано с русским языком, российским образованием и СМИ, насаждались нацистская теория и практика. При потакании со стороны Вашингтона и Брюсселя Киев саботировал выполнение Минских договоренностей. Украину «накачивали» оружием, планировали строить там военные и военно-морские базы, нацеленные на сдерживание Российской Федерации.

Сегодня Э.Блинкен повторил «заклинание», что территориальная целостность и суверенитет государств священны. Впервые за многие годы Госсекретарь США сослался на Устав ООН. До недавнего времени американцы говорили не про международное право, не про принципы Устава ООН, а исключительно про «миропорядок, основанный на правилах». Видимо, сейчас, когда хочется оправдать абсолютно подрывные действия, предпринимавшиеся и продолжающиеся предприниматься Соединенными Штатами для создания на украинской территории угрозы для России, можно апеллировать и к Уставу.

Было полезно об этом рассказать еще раз с новыми фактами, касающимися не просто вооружения Украины, а и непосредственного участия американских военных в управлении военными системами вооружений против Российской Федерации и мирных жителей Донбасса.

Для нас главное, чтобы регион АСЕАН оставался зоной сотрудничества. Будем активно и твердо отстаивать изначальные принципы, на основе которых Ассоциация сформировала части этой региональной, открытой, равноправной архитектуры.

Вопрос: Дж.Кирби вчера заявил о том, что Госсекретарь Э.Блинкен попытается поймать Вас за «пуговицу» на «полях» АСЕАН, чтобы обсудить с Вами тему американки Б.Грайнер, а также обмен заключёнными. Удалось ли Э.Блинкену каким-то образом вступить с Вами здесь в контакт? Готовы ли Вы в принципе обсуждать с Госсекретарём США тему обмена заключёнными в дальнейшем?

С.В.Лавров: Наверное, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Дж.Кирби забыл дать Э.Блинкену поручение. Сегодня мы сидели с Госсекретарем за столом дискуссий «через одного». Не видел, что он был заинтересован меня за что-то там ловить. Пуговицы все на месте.

Я уже имел возможность высказаться по конкретной теме лиц, осуждённых в России и в США. Имеется специальный канал, согласованный Президентами. Кто бы что ни говорил публично, он сохраняет свою актуальность. Если американцы опять решат прибегнуть к публичной дипломатии с громогласными заявлениями о том, какие шаги они сейчас собираются предпринять – это их дело, я бы даже сказал, их проблема, поскольку договорённостей о спокойной профессиональной работе не только по этой теме, но и по многим другим вопросам американцы зачастую не выдерживают. Вот вам весь ответ.

Готовы обсуждать эту проблему, но в рамках того канала, который был согласован Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом США Дж.Байденом.

Вопрос: 3 августа с.г. вооруженные силы Азербайджана нарушили режим прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян заявил о необходимости конкретизировать деятельность российской миротворческой миссии путём подписания отдельного меморандума в дополнение к уже существующим трехсторонним соглашениям. Видит ли Россия в этом необходимость? Планируются ли в ближайшее время контакты с Ереваном и Баку для обсуждения этого вопроса?

С.В.Лавров: Мне трудно отвечать на этот вопрос. Мы не видели конкретных предложений, которые Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян хочет внести для обсуждения в контексте российской миротворческой операции в Нагорном Карабахе. Не могу сейчас гадать. Любая из сторон договорённостей, достигнутых президентами России и Азербайджана и премьер-министром Армении, вправе предлагать дополнительные инициативы. Пока их не видели.

Вопрос: Каковы перспективы возобновляющихся сейчас в Вене переговоров по иранской ядерной сделке? На днях пресс-секретарь Президента России Д.С.Песков заявил, что ряд недружественных действий в отношении России со стороны Запада могут быть спроецированы на параметры будущей договоренности по иранской сделке. Не могли бы Вы разъяснить, какие именно проблемы могут возникнуть в контексте реализации СВПД?

С.В.Лавров: Мы уже высказывались относительно перспектив заключения договоренностей о возобновлении Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Наша позиция предельно четкая. Она никогда не менялась. Действие этого документа должно быть возобновлено исключительно в том виде, в котором его одобрил Совет Безопасности ООН: без каких-либо «довесков» и «изъятий». Сейчас речь идет о том, что американцы пытаются видоизмененный план сделать предметом новой договоренности, а иранцы настаивают, чтобы все сохранилось так, как было утверждено в 2015 г. Считаю, что позиция Ирана полностью правомочна. США выходили из плана, который все остальные и сами же американцы, в своё время, одобрили. Раз Вашингтон пытался его разрушить, то он и должен свою позицию отозвать, вернувшись к первоначальным договоренностям. Сейчас проблема заключается в этом.

Вопрос: В сентябре традиционно состоится Генеральная Ассамблея ООН. Будет ли представлена на ней Россия или все же западные санкции станут препятствием для приезда российской делегации?

С.В.Лавров: Россия не может не быть представлена в Организации Объединенных Наций. Западным странам не дано эти вопросы решать. Что касается уровня нашего присутствия: будет ли эта делегация из Москвы или американские «коллеги» сумеют в духе своего «свободолюбия» запретить приезд делегации — посмотрим.

У Соединенных Штатов как у страны–хозяйки штаб-квартиры перед ООН и всеми членами Организации имеется юридическое обязательство: делать всё, чтобы любое государство–член ООН могло нормально, комфортно участвовать в работе всех органов Организации. США «манкируют» этой обязанностью.

Недавно направил письмо Генеральному секретарю ООН А.Гутеррешу, который обязан добиваться от страны–хозяйки штаб-квартиры «приличного» поведения. Соглашение между ООН и Соединенными Штатами о расположении штаб-квартиры Организации предусматривает право Генсекретаря на возбуждение арбитража, в случае если Вашингтон будет нарушать свои обязательства. Уже несколько лет Генсекретарь почему-то не может или не хочет воспользоваться этим правом. Мы ему напоминаем, что оно предусмотрено и не должно просто «лежать в кармане». Им нужно активно пользоваться. Начали напоминать об это праве, когда Администрация Б.Обамы на последних неделях своего пребывания в Белом доме преступно отобрала у нас объекты дипломатической недвижимости, в том числе те, в которых располагается наше Представительство при Организации Объединенных Наций.

Будем надеяться, что Соединенные Штаты осознают: для их же репутации на международной арене важно избегать впечатления, что в Вашингтоне боятся дискуссий, пытаются перекрыть каналы участия в спорах, обсуждениях и переговорах странам, позиция которых противоречит американской. Как раз в спорах рождается истина.

Сегодня приводил примеры, когда американцы в Индо-Тихоокеанском регионе (так они его называют) создают структуры, в которых будут участвовать только их единомышленники и никто не станет возражать США. Такие образования обречены на «бронзовение» и не станут перспективными, поскольку не смогут отражать весь спектр существующих в регионе мнений.

То же самое касается и Организации Объединенных Наций. Мы за то, чтобы любая страна – член ООН не испытывала бы никаких проблем с участием в деятельности Организации в полном объеме.

***

Ван И принял участие во встрече глав МИД в рамках 29-го Регионального форума АСЕАН

2022-08-06 15:30:00丨Russian.News.Cn

Пномпень, 6 августа /Синьхуа/ — В пятницу член Госсовета, министр иностранных дел КНР Ван И здесь принял участие во встрече министров иностранных дел в рамках 29-го Регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии /АСЕАН/.

Ван И отметил, что в настоящее время на фоне невиданных за последние сто лет перемен и беспрецедентной пандемии возрождается менталитет холодной войны, глобализация сталкивается с препятствиями, разрыв связей, вопросы продовольственной и энергетической безопасности становятся все более заметными с каждым днем, однако ожидания стран региона в отношении поддержания мира и стабильности, содействия общей безопасности не изменились, требования ускорения экономического восстановления и достижения устойчивого развития не изменились, и не изменился дух единства и сотрудничества для преодоления трудностей.

По словам Ван И, в сложившейся ситуации странам региона следует расширять и укреплять платформу сотрудничества, ядром которого является АСЕАН, и совместно защищать мир, стабильность и развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Во-первых, следует неукоснительно соблюдать Устав ООН и международное право, защищать международную систему, ядром которой является ООН, и придерживаться международного порядка, основанного на международном праве, вместо того, чтобы навязывать так называемые «правила» одной страны или группы стран другим и принуждать другие страны к выбору стороны.

Во-вторых, следует учитывать интересы всех сторон. Следует помогать друг другу в преодолении трудностей, предоставлять больше глобальных общественных благ, уважать потребности развития других стран при стремлении к достижению своих собственных интересов, способствовать общему прогрессу в регионе при осуществлении своего собственного развития.

В-третьих, следует способствовать общей безопасности. Стороны должны принимать во внимание и уважать справедливые озабоченности других стран по поводу своей безопасности, совместными усилиями поддерживать региональный мир и стабильность и добиться подлинной безопасности.

«Приветствуем присоединение всех сторон к Инициативе в области глобальной безопасности, применение концепции общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности, а также разрешение разногласий и споров посредством диалога и консультаций», — заявил Ван И.

 

Добавил waplaw waplaw 6 Августа 2022
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать