Выступление генерал-полковника СВР России
В. Матвеева на пленарном заседании Московской
конференции по международной безопасности MCIS-2022
16 августа 2022 г.
Уважаемые участники конференции!
Наш форум проходит на фоне исторических событий, которые имеют определяющее значение для будущего России и всего миропорядка. Специальная военная операция на Украине произвела буквально хирургическое воздействие на архитектуру международных отношений и безопасности, вскрыв и ускорив давно вызревавшие тенденции. Стало абсолютно очевидно, что мир не «плоский», как убеждали нас американские геополитики, а вполне объемный и многогранный. Установившийся в 90-х годах однополярный мир — отнюдь не «конец истории», а всего лишь один из ее кратковременных эпизодов. Сейчас он завершается, уступая место многополярному устройству. Процесс этот болезненный, прежде всего, для Запада, но необратимый. Как говорится, «древнее прошло, теперь все новое».
Крайне показательна ожесточенность, с которой США и НАТО пытаются оспорить естественные, законные права России на обеспечение национальной безопасности, равно как и права русскоязычных и не только русскоязычных жителей Украины на сохранение собственной идентичности и укрепление связей с остальным Русским миром. Очевидно, что Запад обеспокоен отнюдь не судьбой киевского режима. Как видно из поступающих в СВР данных, западные кураторы уже практически списали его со счётов и вовсю занимаются разработкой планов по разделу и оккупации, по крайней мере, части украинских земель.
В действительности на кону находится нечто гораздо большее, чем Украина, Европа и даже вся Евразия. Для Вашингтона и его союзников речь идет о судьбе колониальной системы господства над миром. Её Запад методично выстраивал на протяжении, как минимум, последних четырех столетий. А сейчас она «трещит по швам». Де-юре процесс массовой деколонизации, безусловно, начался еще в середине прошлого столетия. Однако де-факто узы угнетения и подчинения сохранялись. В целом подход бывших западных метрополий к получившим свободу государствам иллюстрирует известная фраза британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли. Цитирую: «Колонии не перестают быть колониями оттого, что они получили независимость».
Во второй половине XX века на смену отдельным, зачастую конкурировавшим между собой европейским колонизаторам пришли имевшие претензии на мировое господство Соединенные Штаты. Они не утруждали себя установлением отношений формальной политической зависимости, но использовали целый комплекс неоколониальных — экономических, идеологических и гуманитарных — мер принуждения. Там, где они не срабатывали, в ход шли политические убийства, перевороты и прямые военные средства. Так, хорошо известна причастность США к убийствам первого премьер-министра Демократической Республики Конго Патриса Лумумбы, доминиканского государственного деятеля Рафаэля Трухильо, первого президента Республики Вьетнам Нго Динь Зьема, государственным переворотам в Иране в 1953 году, в Гватемале в 1954 году, в Чили в 1973 году, покушениям на премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая в 1955 году и кубинского лидера Фиделя Кастро. Этот список можно продолжать очень долго.
Начатая Соединенными Штатами после распада Советского Союза глобальная принудительная «демократизация» вылилась в бомбардировки Югославии, разрушение Афганистана, Ирака и Ливии. Она, по сути, носила именно колониальный характер, поскольку была направлена, прежде всего, на лишение стран и народов самостоятельности. Вместе с тем уже с момента иракской кампании у американцев «что-то пошло не так». Как четко сформулировал видный американский эксперт по международной политике Фарид Закария, «империя перенапрягла силы и постепенно превратилась в дутую, выхолощенную гегемонию, которая не способна подкрепить свои притязания на власть реальными шагами». Нынешний кризис вокруг Украины в полной мере подтверждает правоту этого вывода.
Показательный пример. В феврале этого года Индия и Объединенные Арабские Эмираты, наряду с Китаем, воздержались при голосовании в Совете Безопасности ООН по продвигавшейся Соединенными Штатами антироссийской резолюции. Тогда Госдепартамент направил в американские посольства по всему миру циркуляр. В нем содержалось требование довести до индийских и арабских представителей неприемлемость для Вашингтона подобного поведения. Однако буквально на следующий день телеграмма была отозвана. В американском политико-формирующем сообществе при этом признали, что США больше не могут разговаривать с партнерами «в духе времен Буша-младшего», то есть языком силы.
Обращает на себя внимание тот факт, что к западной кампании по так называемой блокаде или, как говорят на Западе, «отмене России» не присоединились подавляющее большинство азиатских, африканских и латиноамериканских государств. Более того, проявления несогласия с агрессивной политикой Вашингтона становятся все более открытыми. И дело здесь не в каких-то особых симпатиях к нашей стране, а в правильном понимании сути происходящих в мире процессов. Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая недавно на праздновании столетия российской нелегальной разведки, цитирую: «тех, кто думает с нами в одинаковом режиме, очень много, правда, некоторые боятся голову поднять». Присутствующие в этом зале представители иностранных держав явно не робкого десятка. Поверьте, в России высоко ценят смелость и принципиальность.
Нынешний украинский кризис – это, по сути, провал политики США по колонизации России. Но еще задолго до начала специальной военной операции не менее чувствительный удар по западной гегемонии нанесло стремительное экономическое и политическое развитие государств Азии, Африки и Латинской Америки. Сегодня так называемый «глобальный Юг» — это главная мировая житница, фабрика и колыбель человечества. На его долю приходится порядка 80 процентов населения планеты и больше половины мирового ВВП. Многие незападные страны, прежде всего, Китай и Индия, значительно опережают развитые экономики, как они сами себя именуют, по темпам роста. Успешно работают и расширяются такие многосторонние организации и форматы, как Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС. В «Большой Евразии» формируется качественно новое пространство взаимоотношений. Они основаны не только на сложении хозяйственных потенциалов, но и на цивилизационной общности проживающих здесь народов. Укрепляются самостоятельные интеграционные процессы на африканском и латиноамериканском континентах.
Что еще важнее: народы Евразии, Африки и Латинской Америки сумели сохранить то, что Запад у себя практически утратил, точнее, сам уничтожил. Я имею в виду связь с духовным измерением бытия, традицией, которая в западных странах давно уступила место позитивизму и культу материального успеха. Это для нас с вами люди созданы по образу и подобию Божию, а евро-атлантическая «верхушка» в своей гордыне и стремлении к мировому могуществу отказывает людям не только в религиозной, этнической и половой принадлежности, но даже в человеческом облике. У нас — молодость мира и подлинная жизнь. У них — разложение и духовная деградация.
Последние события убедительно свидетельствуют, что главной жертвой в борьбе Соединенных Штатов за сохранение своего глобального доминирования стали европейские страны. Старый Свет, где некогда зародились первые могущественные метрополии, к настоящему моменту сам, по сути, превратился в колонию США. Под предлогом борьбы с так называемой русской угрозой Вашингтону фактически удалось довести до логического конца свой стратегический проект по экономическому, военно-политическому и духовному подчинению Европы. Поразительно, как такая блестящая цивилизация могла низвести себя до столь унизительного состояния. Американцы диктуют политикам и чиновникам государств ЕС откровенно губительные для европейской экономики и безопасности условия, а те их беспрекословно выполняют.
В каком-то смысле и сама Америка находится под колониальным гнетом со стороны собственной глобалистской элиты, которая использует экономические, военно-политические и гуманитарные ресурсы США для реализации своих авантюр. Рядовым американцам, равно как и европейцам, в этих планах уготована роль расходного материала, живущего под эрзац-религиозным лозунгом Давоса, выдвинутым пару лет назад, цитирую: «К 2030 году у вас не будет ничего. И вы будете счастливы».
Порой трудно отделаться от мысли, что развернутая на Западе кампания русофобии решает те же задачи — усиление контроля над обществом, ограничение массового потребления и рождаемости, с тем чтобы «верхушке», что называется, было «легче дышать». То есть сегодня европейских и американских граждан призывают отказаться от отопления и личного автотранспорта во имя солидарности с киевским неонацистским режимом. Завтра им с высокой вероятностью скажут, что борьба с Россией или, например, Китаем, требует установления тотальной трансгуманистической диктатуры.
Приходится учитывать, что евро-атлантические элиты слишком долго смотрели на мир как на свою безраздельную вотчину. Они не откажутся от этой привычки добровольно. Запад слабеет, спотыкается, но все еще кажется сам себе очень могущественным. По нашим данным, в Белом доме всерьез рассчитывают реанимировать и даже укрепить глобальную либеральную диктатуру. При этом тенденция к становлению многополярности американскими стратегами либо игнорируется, либо трактуется как признак наступающей анархии. Такой догматический подход, с одной стороны, смешон, а с другой стороны — крайне опасен. Именно здесь кроется главный вызов миру и стабильности в различных частях земного шара.
По мере утраты могущества Запад во главе с США будет становиться все агрессивнее и безрассуднее. Чтобы выиграть время для консолидации и перегруппировки собственных сил, Вашингтон и его сателлиты постараются хаотизировать другие страны и регионы, превратить любые потенциальные, тлеющие или застарелые конфликты в «горячие точки». В этом смысле в зоне повышенного риска без преувеличения находится вся планета от Балкан и постсоветского пространства до Южно-Китайского моря, полуострова Индостан и Латинской Америки, не говоря уже о Ближнем Востоке.
Обнадеживает в нынешних обстоятельствах то, что США являются далеко не единственным субъектом международных отношений. Другие, более ответственные мировые и региональные игроки, объединившись, вполне способны противостоять американским авантюрам и самостоятельно осуществлять урегулирование проблемных ситуаций. Примеров тому немало. Это и «астанинский формат», позволяющий соблюсти взаимный учет не всегда совпадающих интересов России, Турции и Ирана во имя нормализации в Сирии. Это и прекращение огня в Нагорном Карабахе совместными усилиями России, Азербайджана и Армении. Это и успешное участие стран ОДКБ в срыве попытки мятежа в Казахстане в начале этого года. Консолидация сил дает странам устойчивость и стратегическую глубину, столь необходимые в условиях нового передела мира и действительно сложного перехода от однополярного к многополярному состоянию.
Первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк как-то сказал, что настоящего политика отличает способность — цитирую — «расслышать шаги Бога в мировой истории и попытаться ухватиться за край его плаща, чтобы идти вместе с Ним».
Нынешний кризис переживут те государства и народы, которые распознают направленность происходящих перемен и встанут на правильную сторону истории. Запад, отчаянно цепляющийся за прошлое, только усугубляет свои проблемы, и конец его может быть ужасен.
Уважаемые дамы и господа!
Наша цель — не переделывание мира и уж тем более не господство над ним. Россия борется за право стран и народов на суверенитет, свободу и безопасность. И единомышленников в этой борьбе, уверен, у нас очень много.
Спасибо за внимание!