Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН в связи с рассмотрением жалобы по Статье VI Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия

отметили
30
человек
в архиве

 

Г-н Председатель,

Отмечаем доклад заместителя Высокого представителя по вопросам разоружения г-на Адедежи Эбо.

Российская Федерации запросила созыв данного заседания Совета Безопасности ООН на основании Статьи VI Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) для рассмотрения представленной 24 октября с.г. жалобы, содержащей доказательства нарушений Украиной и США обязательств по КБТО в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории. Эта жалоба содержится в письме, распространенном в Совете 25 октября в качестве официального документа за номером S/2022/796.

На протяжении длительного времени Российская Федерация неоднократно выражала обеспокоенность в связи с военно-биологической деятельностью, проводимой при самом непосредственном содействии и участии военного ведомства США в лабораториях на территории бывших республик СССР, вдали от североамериканского континента и вблизи от российских границ. Такая активность осуществляется в том числе через Агентство по уменьшению угрозы Пентагона (АУУ) и частные компании, являющиеся постоянными подрядчиками военного ведомства США, включая Black & Veatch Special Projects Corp., CH2M Hill, Metabiota. Этоявляется прямой угрозой биологической безопасности Российской Федерации.

В ходе специальной военной операции на Украине получен ряд документов и свидетельств, убедительно доказывающих истинный характер взаимодействия Пентагона и его подрядчиков с украинской стороной в военно-биологической сфере. Они были подробно представлены на многочисленных брифингах Минобороны России и заседаниях СБ ООН. Анализ данных материалов указывает на несоблюдение США и Украиной положений КБТО.

При принятии решения о подготовке жалобы и созыве заседания СБ ООН Россия действовала в строгом соответствии с пониманиями государств-участников КБТО, зафиксированными в заключительных документах Второй и Третьей конференций по рассмотрению действия Конвенции. Прежде чем переходить к использованию механизма Статьи VI, мы предприняли все необходимые действия для урегулирования ситуации в двусторонних и многосторонних форматах. В середине июня с.г. мы направили США и Украине соответствующие памятные записки с перечислением конкретных вопросов в отношении выполнения ими положений статей I и IV Конвенции, просьбой об исчерпывающих ответах на них. Однако Вашингтон и Киев не представили необходимые пояснения и не приняли незамедлительные меры по исправлению сложившейся ситуации.

Учитывая сохранявшуюся недопустимую ситуацию в сфере биобезопасности, в конце июня с.г. мы направили двум депозитариям КБТО обращение с просьбой инициировать в соответствии со Статьей V КБТО процедуру созыва консультативного совещания с приложением большого массива документов в обоснование наших озабоченностей. В конце июля состоялись неформальные консультации для предварительного обсуждения организационных вопросов предстоящей встречи, а 26 августа и 5-9 сентября прошло консультативное совещание. Сам факт его проведения и содержательный характер дискуссий в его рамках подтверждают актуальность поставленной нами проблемы, которая касается не только России, но и всего мирового сообщества.

Российская сторона исходила из того, что консультативное совещание позволит заинтересованным делегациям при поддержке своих экспертов досконально разобраться в сложившейся ситуации, обменяться оценками, задать профессиональные вопросы и получить развёрнутые ответы. В ходе совещания мы предприняли все необходимые усилия для детального представления материалов и аргументации с тем, чтобы обеспечить достижение консультативным совещанием поставленных целей и урегулировать ситуацию, связанную с военно-биологической деятельностью на украинской территории. Рассчитывали получить от представителей США и Украины все необходимые пояснения по существу наших озабоченностей, а также стимулировать Вашингтон и Киев к принятию всеобъемлющих исчерпывающих мер для исправления сложившегося положения дел.

Однако по итогам обмена мнениями между государствами-участниками вынуждены констатировать, что подавляющее большинство выдвинутых нами претензий остались без должного ответа. Как следует из итогового доклада консультативного совещания, консенсуса по поставленным вопросам достичь не удалось. Они по-прежнему остаются открытыми и требуют урегулирования.

Российская Федерация подтверждает сохраняющиеся вопросы к США и Украине, касающиеся соблюдения обязательств по Конвенции, в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории. Соответствующий список вопросов был распространен вместе с жалобой и все участники сегодняшнего заседания могли с ним ознакомиться.

В соответствии со статьёй VI КБТО любое государство-участник Конвенции, которое констатирует, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в СБ ООН. При этом каждое государство-участник Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты СБ в соответствии с положениями Устава ООН на основании жалобы, полученной Советом.

Именно в связи с этим Российская Федерация в соответствии со статьёй VI КБТО обратилась к Совету Безопасности с жалобой, констатирующей действия США и Украины в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, и просьбой созвать заседание Совета Безопасности для рассмотрения данной жалобы.

В соответствии со Статьёй VI КБТО указанная жалоба содержит все возможные доказательства, подтверждающие её обоснованность. По Соглашению от 2005 года между военным ведомством США и минздравом Украины «О сотрудничестве по предотвращению распространения технологий, патогенов и сведений, которые могут быть использованы для разработки биологического оружия» (далее – Соглашение) Пентагон может «оказывать минздраву Украины поддержку» в области «совместных биологических исследований, определения угроз от биологических агентов и выработки ответа на них» применительно к «опасным патогенам, размещённым на объектах на территории Украины» (Статья 3). Статья 4 Соглашения предписывает хранить патогены только в лабораториях, которым оказывается содействие военным ведомством США, а также направлять в Соединённые Штаты образцы всех штаммов, собранных на Украине, и данные наблюдений за распространением инфекционных заболеваний в этой стране. Результаты работ в рамках Соглашения, равно как и информация о его выполнении, приобретают по умолчанию закрытый характер согласно Статье 7. При этом представители Пентагона или его подрядчиков, согласно Статье 5, могут принимать участие во всех мероприятиях, связанных с выполнением Соглашения.

Непосредственное участие военного ведомства США в финансировании военно-биологической деятельности на Украине отражено в Плане предоставления технической помощи определённым реципиентам Минобороны Украины от 2018 года к Соглашению 2005 года. Реальным получателем денежных средств являются лаборатории украинского Минобороны, расположенные в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. В качестве имплементационного подрядчика определена компания Black & Veatch Special Projects Corp. К 2020 году число украинских лабораторий, вовлечённых в работы, финансируемые Пентагоном через АУУ и подрядную частную компанию Black & Veatch Special Projects Corp, достигло 30 (расположены в 14 населённых пунктах), что отражено в соответствующей регистрационной карте.

Масштабы и направленность данной военно-биологической деятельности наиболее наглядно характеризует доклад по итогам проверки коллекции штаммов микроорганизмов в Научно-исследовательском противочумном институте им. И.Мечникова в Одессе. Согласно этому документу, в Институте находились 422 единицы хранения возбудителей холеры и 32 единицы хранения возбудителя сибирской язвы. Обращает на себя внимание накопление большого количества пробирок с одинаковыми штаммами разных пассажей. В отсутствие в последние годы случаев массовых вспышек указанных заболеваний на Украине номенклатура и накопленные объёмы биоагентов ставят под сомнение их предназначение для профилактических, защитных или других мирных целей.

При этом перечень изучаемых патогенов не соответствует актуальным вопросам здравоохранения Украины, как это представлено в документах Всемирной организации здравоохранения (корь, полиомиелит, туберкулёз и другие социально значимые инфекции), но включает возбудители опасных инфекционных заболеваний, которые являются потенциальными агентами биологического оружия.

В составе полученных нами документов содержатся описания проектов UP-4, Flu-Flyway и Р-781 по изучению возможности распространения опасных инфекций через мигрирующих птиц (в том числе высокопатогенного гриппа и болезни Ньюкасла) и летучих мышей (в том числе способных инфицировать человека возбудителей чумы, лептоспироза, бруцеллёза, а также коронавирусов и филовирусов), которые могут рассматриваться в качестве средств доставки. Пространственный охват обоих проектов фактически включал не только приграничные с Россией украинские регионы, но и территорию самой России.

Кроме того, 9 марта с.г. на территории Херсонской области Вооружёнными Силами Российской Федерации были обнаружены три беспилотных летательных аппарата, оснащённых ёмкостями объёмом 30 литров и оборудованием, которые могут использоваться для распыления биоагентов. В конце апреля 2022 года найдены ещё 10 таких же аппаратов в районе населённого пункта Каховка. Эти факты приобретают особое значение на фоне подтверждённого запроса украинской стороны в адрес компании — производителя БПЛА «Байрактар» о максимальной полезной нагрузке БПЛА «Bayraktar Akinci» (дальность полёта до 300 км) и возможности оборудовать его системой создания аэрозолей с ёмкостью свыше 20 л.

Одновременно остаётся без ответа вопрос о патенте США № 8,967,029 В1 от 3 марта 2015 года, выданном Бюро США по патентам и товарным знакам на беспилотный летательный аппарат для распространения в воздухе заражённых комаров, т.е. на оборудование (изделие), которое предназначается для использования в качестве технического средства доставки и применения биологического оружия – «биологических и иммунобиологических агентов, бактерий, вирусов» (в том числе высоко контагиозных), которые могли бы «уничтожить весь личный состав противника».

В соответствии с описанием такой беспилотник транспортирует в заданный район контейнер с большим количеством комаров – переносчиков инфекций и высвобождает их. При укусе комары инфицируют атакуемых людей возбудителями особо опасных заболеваний. В пояснении прямо подчёркивается, что заражённый военнослужащий будет не способен выполнять поставленные перед ним задачи, в силу чего «заболевание может быть более ценным военным инструментом, чем самое современное вооружение и военная техника». Указывается, что «подобное заражение военнослужащих противника в военном отношении дало бы значительный эффект».

В соответствии с американским законодательством патент в США не может быть выдан в отсутствие исчерпывающего описания «фактического устройства». Таким образом, можно сделать вывод, что контейнер как средство доставки биоагентов был разработан и может быть оперативно произведён.

В отчётности Украины, предоставляемой ежегодно в рамках мер укрепления доверия КБТО, которые были созданы государствами- участниками «в целях предотвращения или сокращения случаев возникновения неясностей, сомнений и подозрений», сведения о проводимых программах и проектах, осуществляемых с 2016 года (в том числе UP-4, Flu- Flyway и Р-781), и финансировании со стороны военных ведомств иностранных государств отсутствуют, что ставит вопрос о нарушении политических обязательств в отношении передачи сведений по мерам укрепления доверия, принятых государствами-участниками КБТО. В отчётности США сведения о проводимых программах и проектах за пределами национальной территории и их финансировании также отсутствуют. Наши многократные призывы к американской стороне дать исчерпывающие разъяснения в отношении такой деятельности, остаются без должной реакции по существу. Подобная скрытность и игнорирование со стороны США российских претензий лишь подтверждают их обоснованность.

Приведённые обстоятельства и характер осуществлявшейся на Украине военно-биологической деятельности свидетельствуют о нарушениях США и Украиной положений Статей I и IV КБТО.

Такие оценки дополнительно подтверждаются в аналитических докладах Херсонского управления Службы безопасности Украины от 30 июня 2016 года и 28 февраля 2017 года. В них отмечается, что программы АУУ, осуществляемые через компанию Black & Veatch Special Projects Corp., были направлены на установление контроля за функционированием микробиологических лабораторий Украины по исследованию патогенов инфекционных заболеваний, которые могут быть использованы для создания или модернизации биологического оружия. Указано, что подчинённость проектов военному ведомству иностранного государства создавала предпосылки для проникновения в региональные лаборатории иностранных специалистов и их ознакомление со стратегическими разработками.

Г-н Председатель,

Мы представили проект резолюции СБ ООН, который в соответствии со Статьёй VI КБТО нацелен на учреждение и направление комиссии Совета для того, чтобы расследовать представленные в жалобе Российской Федерации претензии к США и Украине, касающиеся соблюдения обязательств по КБТО в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории. Сейчас идет его обсуждение на экспертном уровне, рассчитываем на его оперативное согласование и принятие.

Надеемся, что Комиссии Совета удастся в сжатые сроки прояснить все обстоятельства возможного несоблюдения Вашингтоном и Киевом обязательств по КБТО в контексте деятельности биолабораторий на украинской территории, с тем чтобы стимулировать американскую и украинскую стороны исправить сохраняющуюся недопустимую ситуацию. Ожидаем, что соответствующий доклад с рекомендациями Комиссия представит Совету Безопасности не позднее 30 ноября с.г., а также проинформирует о результатах расследования государства — участники Конвенции в ходе её Девятой Обзорной конференции, запланированной в Женеве на 28 ноября — 16 декабря с.г.

В зависимости от итогов рассмотрения представленной нами жалобы и проекта резолюции Совета Россия будет выстраивать свою дальнейшую линию по обеспечению национальной, региональной и глобальной биобезопасности, а также укреплению КБТО и урегулированию ситуации, связанной с нарушением США и Украиной обязательств по Конвенции в контексте деятельности биологических лабораторий на украинской территории.

Благодарю Вас.

Добавил waplaw waplaw 28 Октября 2022
Комментарии участников:
vvsupervv66
+2
vvsupervv66, 28 Октября 2022 , url

Наступило то время, когда США вразумят только крайние силовые и очень болезненные для США методы или альтернатива таким методам — распад и расчлинение США, как государства или физическое уничтожение США.

vvsupervv66
+2
vvsupervv66, 28 Октября 2022 , url

Нынешние США это прямая смертельной угроза, как самим США, так и всему миру.

Так что глобалистов можно поздравить. Часть своего плана глобалисты осушествили. Абсолютной власти над миром не добились, но стали прямой и явной угрозой всему миру и в первую очередь тому государству, из которого глобалисты вышли.

Скажем ещё проще — США породили такую гадость и мерзость, которая убьёт сами США.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать