Официально морским путем из России в Европу нефть уже почти и не возят. Объем упал до 770 тыс. б/с в октябре с 1,6 млн б/с в январе. Но в Италию объем поставок вырос в 2 раза, в Болгарию – в 4 раза — у них просто выбора нет.
Куда же пошла российская нефть? Известно куда — в Индию и Китай. Индия в ноябре закупила около 40% всех экспортных объемов нашей нефти сорта Urals, перевозимых по морю, опередив остальные страны. И да, это опять-таки не правительство, а индийские компании. О чем и сказал американским СМИ министр энергетики Индии.
В Средиземноморье основным покупателем нефти Urals стала Турция, на долю которой пришлось 15% морских поставок. Т.е. ЕС уже покупает с наценкой нашу нефть у Турции, Индии и еще у Египта. Смешно другое, США дали понять индусам, что те могу и дальше покупать российскую нефть без ограничения цен, если при этом не будут использоваться услугами европейский компаний.
Скорее всего, США, которые пока отказались от покупки российской нефти, когда европейский маразм потолок зафиксирует, сами возобновят покупку нашей нефти или нефтепродуктов для своего рынка, а европейцам предложат более дорогие американские поставки и нефти, и продукции из нее.
Пока же объем нефтепродуктов из России в Европу не то что не снижается, а наоборот, растет! В частности на дизельное топливо. С 1 по 24 ноября ЕС и Великобритания получили почти 50% своего импорта дизельного топлива из России и именно морским транспортом. Уровень зависимости от российского дизеля резко подскочил с октября. Тогда ЕС и Англия значительно увеличили покупки из-за забастовок, которые вывели из строя французские нефтеперерабатывающие мощности. А бастуют там люди из-за роста цен во Франции, которые — прямое следствие повышения тарифов на электроэнергию и газ.
А, да, самое смешное: 5 февраля 2023 года ЕС прекратит морской импорт дизельного топлива и других нефтепродуктов из России… Вы чего-нибудь понимаете?