В проливе Босфор застряли танкеры с казахской нефть, писало EADaily Западные чиновники недовольны тем, что через Турцию не может пройти сырье, не подпадающее под антироссийские санкции, сообщает the Financial Times.
Власти Запада винят турецкие власти в том, что та блокирует проход танкеров с нероссийской нефтью и нарушает морские поставки. Об этом британское издание сообщает со ссылкой на чиновников.
«Эти сбои — результат новых правил Турции, а не политики лимита цен (на российскую нефть)», — сказал тот.
Заместитель министра финансов США Уолли Адейемо даже позвонил замглавы МИД Турции, чтобы уточнить, что лимит цен на российскую нефть не требует усиления проверок судов.
Как сообщало EADaily, с 1 декабря у проливов Босфор в Черном море и Дарданеллы в Мраморном море застряли более десяти танкеров и, судя по данным Vesselfinder, их количество продолжает расти. При этом только один из них везет российские нефтепродукты, которые также не подпадают под санкции до 5 февраля. Все остальное — казахская нефть. Она принадлежит в основном западным нефтекомпаниям, которые ведут добычу в Казахстане или продали ее в точке отгрузке — на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском.
Суть блокировки танкеров с казахской нефтью состоит в том, что турецкие власти требуют с 1 декабря от перевозчиков нефти дополнительные письма-подтверждения от страховщиков о том, что те покроют все случаи, если они произойдут в турецких водах. Таким образом Анкара, очевидно, решила подстраховаться на случай ЧП с танкером, если он будет перевозить российское сырье без страховки.
Тем временем танкеры с российской нефтью проходят через проливы. Большая часть из них страхуется в «Ингосстрахе» и перестраховывается в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). И те, очевидно, предоставили письма-гарантии турецким властям.
А вот западные страховщики отказались это делать. 95% страхования морских перевозок обеспечивает Международная группа клубов взаимного страхования (P&I Club).
«Требования турецкого правительства выходят далеко за рамки общей информации, обычно содержащейся в письме-подтверждении. Они требуют, чтобы P&I Club подтвердил, что покрытие ущерба не будет предвзятым ни при каких обстоятельствах, в том числе в случае нарушения санкций со стороны застрахованного лица, будь то сознательно и преднамеренно или неосознанно и непреднамеренно», — говорится в заявлении P&I Club, которое опубликовали 5 декабря. В группе поясняли, что выдача подтверждающего письма приведет к тому, что P&I Club нарушит санкции и законодательство ЕС, Великобритании и США.
«Поэтому клубы не могут выполнить требование турецких властей и предоставить письма-подтверждения», — сообщили в P&I Club. Там добавили, что переговоры с турецкой стороной продолжаются.
Специфика ситуации состоит в том, что большая часть добытой в стране нефти принадлежит мировым энергогигантам, которые и выступают заказчиками перевозок. Так, в тенгизском проекте 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.