Бан с России снят. Это точно, но есть нюансы. Закон возвращает нам гимн и флаг, отобранные на два года. Это правда, но пока их на международных стартах не будет, как и самих стартов. Матрешка наказаний для нашего спорта продолжает существовать. Отмена одних санкций не решает вопрос других. Да и WADA, до сих пор не пережившее отвоеванные Россией в суде два года от запрошенных четырех, не торопится восстановить в правах РУСАДА.
Два года назад Спортивный арбитражный суд в Лозанне объявил о санкциях в связи с делом Московской антидопинговой лаборатории. Россию обвинили в манипуляциях с базой данных, наша защита это отрицала, суд сократил бан с четырех лет (так хотело WADA) до двух. CAS запретил нашим сборным выступать под национальным флагом на чемпионатах мира и Олимпийских играх, петь гимн и проводить в стране международные старты (спортсмены выступали, представляя ОКР или федерации). Еще – госчиновники были обязаны покинуть посты в общественных спортивных организациях.
17 декабря наказание истекло. Никаких оснований для продления санкционных мер не было и не могло быть. Как подчеркнул президент ОКР Станислав Поздняков: «Эта страница закрыта»!
Но, с точки зрения WADA, до сих пор не смирившегося с выводами суда, возвращение прав России произошло слишком рано. Правда, окончание санкций даже не требует подтверждений: происходит автоматически. Всемирное антидопинговое агентство должно эту пилюлю проглотить. Хотя уже очевидно, что следующий шаг – снятие претензий WADA к РУСАДА – будет сложным.
Президент Витольд Банька за последнее время не раз заявлял, что «доверие к российской антидопинговой системе по-прежнему очень низкое», а само РУСАДА по-прежнему не соответствует требованиям. И, чтобы восстановить доверие, предстоит много работать. Да и вообще: «процесс восстановления не заканчивается 17 декабря, фактически он в этот день только начинается».
Банька же и указал на главную причину несоответствия: «кодекс 2021 года не был полностью интегрирован в российские законы, поэтому РУСАДА не будет восстановлено до полного выполнения условий». И это был нежданчик от WADA, впрочем, вполне ожидаемый.
Генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова не скрыла: «услышать о том, что несоответствие законодательства кодексу – критическое замечание к РУСАДА», стало сюрпризом. Замечание прозвучало во время осеннего аудита, который проводило WADA, наше министерство спорта было тут же проинформировано.
Да, еще Банька нарисовал будущее России после 17 декабря: предстоит пройти три этапа процесса соответствия, каждый из которых будет тщательно изучен. Мол, WADA «не будет наивным, прямой веры российской стороне нет». То есть именно сейчас WADA уже занялось всесторонней проверкой: выполнило ли РУСАДА все условия восстановления? Если «да» – вопрос будет передан на рассмотрение в CRC (независимый комитет по соответствию). И, если эти прекрасные независимые люди согласятся, что все хорошо, то дадут рекомендации исполкому WADA.
Если же прозвучит где-то «нет», то статус несоответствия РУСАДА будет сохранен до тех пор, пока все условия не будут выполнены. (Кстати, условие соответствия РУСАДА есть сегодня и в локальной дорожной карте по восстановлению в правах Союза биатлонистов России.)
Позиция ясна. Даже – более чем. Как тут не вспомнить, что несколько лет назад в уже привычной для нас дорожной карте восстановления всех прав оставался только один пункт: передача электронной базы Московской антидопинговой лаборатории. Дальше – новый бан. Песня WADA хороша, начинай сначала.