Компании Германии и Австрии получат в России еще один потолок цены на газ.
Президент России подписал указ, по которому иностранным партнерам «Газпрома» по добыче газа в России установят лимит цен на продажу их доли сырья. И сделают это задним числом — с 1 марта. Эксперты полагают, что их доходы вернут на уровень 2021 года и причиной может быть невозможность экспорта газа из России.
Вчера, 22 декабря, Владимир Путин подписал указ о «О применении специальных экономических мер в сфере поставок природного газа в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Документ предусматривает, что «Газпрому» и связанным с ним компаниям запрещается покупать газ у компаний из недружественных стран дороже предельного размера цены, установленного правительством. Речь идет о топливе, которое добыли на участках Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения и на участках Южно-Русского газового месторождения. Ограничения вступают в силу задним числом — с 1 марта. В 10-дневный срок правительство установит предельный размер цены.
Вводимые ограничения ударят по немецкой Wintershall Dea и австрийской OMV, у которых есть как совместные проекты с «Газпромом» в России, так и долгосрочные контракты на импорт газа.
Три компании совместно разрабатывают Южно-Русское месторождение, начальные суммарные запасы которого оцениваются более чем в 1 трлн кубометров. 35% в проекте принадлежит Wintershall Dea, а 25% — OMV. По Атчимовским отложениям на Уренгойском месторождении у немецкой компании действует два предприятия с «Газпромом» — «Ачимгаз» (50:50) и ООО «Ачим девелопмент» (25:75).
Платежи компаниям из недружественных стран остановили еще в начале года, но их сумма продолжала накапливаться в самой России. Так, Wintershall Dea указывала в отчете за третий квартал, что группа постоянно мониторит ограничения на трансфер средств и на 30 сентября у ее дочерних предприятий в России скопились денежные средства и их эквиваленты на 1,96 млрд евро.
Wintershall Dea указывает, что ее добыча газа в России выросла с 33 млн кубометров в сутки до 40 млн кубометров, а EBITDAX (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа, начисленной амортизации и разведке) в России составила в третьем квартале 518 млн евро. Это в четыре раза больше, чем в июле — сентябре 2021 года.
Такой рост связан с аномально высокими ценами на газ в Европе и моделью разработки Южно-Русского месторождения. Совместное ОАО «Севернефтегазпром» продает газ трейдерам АО «Газпром ЮРГМ Трейдинг» и АО «Газпром ЮРГМ Девелопмент», а они перепродают его с учетом экспортной цены (нетбэка) «Газпрому» и 100% прибыли поступает Wintershall Dea и OMV.
В отчете немецкой компании говорится: если в третьем квартале 2021 года продажная цена газа составила в среднем $ 40 за тысячу кубометров, то в этом году — $ 150. Австрийская OMV, в свою очередь, уже не указывает в своей отчетности российские активы, но сообщает, что потеряла контроль над АО «Газпром ЮРГМ Девелопмент».
«Предполагаю, что замысел состоит в том, чтобы отменить действие экспортного нетбэка, который присутствует в формуле. Учитывая, что физический экспорт газа вследствие вывода из строя „Северного потока“ отсутствует», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
В сентябре правительство установило, что цена газа, добытого «Газпромом» и его аффилированными лицами, не может при его перепродаже им же после входа в систему магистральных газопроводов превышать регулируемую оптовую цену. И, как сообщала Wintershall Dea, ограничения коснулись только одного проекта.
Сейчас же под санкции попадут все проекты Wintershall Dea и OMV и их будут считать с 1 марта, а не со 2 сентября.
«Вероятнее всего, цену закупки установят на уровне сопоставимом с ценами поставки газа населению на Ямале, что примерно в четыре раза ниже текущих цен. С большой вероятностью перенаправить потоки газа, поставляемого в России на экспорт, в полном объеме компании не удастся в связи с текущими сложностями с поставками газа в западном направлении, что может повлечь принятие регулируемой цены и снижение EBITDA на 50−60%», — замечает управляющий директор рейтинговой службы «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) Сергей Гришунин. По его оценке, потолок цен на газ для немецкой и австрийской компаний может составить до 3 300 рублей (43 евро) за тысячу кубометров: «Вернут на уровень 2021 года».