В чем вообще суть Болонской системы образования, которую Путин отменил в России. Объясняю простыми словами (Аналитическая статья)

отметили
23
человека
в архиве

Многие думают, что главное отличие Болонской системы – это когда есть всякие там бакалавры, которые учатся 4 года, вместо 5, как было принято в Советском Союзе.

На самом деле, это вовсе не так. Бакалавриат и 4-летнее обучение, а также все эти 100-бальные системы оценок и прочее – не являются отличительными особенностями «Болонки».

К слову сказать, лично я полностью «За», чтобы в России сохранялась градация различных сроков обучения. Ведь одни профессии требуют действительно долгого обучения (как врачи, например), а какими-то специальностями реально можно овладеть и за 4 года.
Так что сохранение сроков 4-6 лет для высшего образования – это правильно. И бакалавриат, и магистратуру можно оставить (хотя, называния я бы поменял) – все это не является «достоянием» и вредом Болонской системы. А что же является?
В чем главный вред Болонской системы

Эта система названа в честь Болонского университета в итальянском городе Болонья (соус «болоньезе» тоже оттуда):

Именно в этом университете в 1999 году министры образования из 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, к которой через 4 года присоединилась и Россия.

Необходимость такой декларации объясняется просто. Исторически в каждой стране сложились свои собственные стандарты образования, поэтому сложно сопоставитьспециалиста из России и Франции, потому что они учились по разному и их по разному оценивали.

Ну, самое элементарное: в ВУЗах СССР и России были приняты оценки по 5-бальной шкале. Все эти «Отлично», «Хорошо» и «Неуд.». И теперь представьте, что человек с таким дипломом приезжает во Францию, где какая-нибудь 24-бальная шкала (взято наугад, не знаю, какая там была система).

И вот смотрит французский работодатель на все эти «Хор.» и «Неуд» в дипломе и спрашивает:

– А вы вообще кто? Чему вы учились? Что знаете?

Вот чтобы такого не происходило, страны Европы договорились, что:

  • А) они приведут все свои системы высшего образования к единому стандарту
  • Б) будут признавать дипломы друг друга. То есть с дипломом из России можно будет работать во Франции, т.к. обе страны входят в Болонскую систему.

В общем, если совсем коротко: суть Болонской системы в единых стандартах и признании дипломов друг друга.

Казалось бы, что в этом плохого? Это же наоборот замечательная идея. Да, очень замечательная, если мы хотим выстроить единое и равноправное европейское сообщество.

Но на деле получается так, что Болонская система – это один из инструментов неоколониализма. Причем довольно серьезный.

1. К чему, например, приводят единые стандарты образования?

Единый стандарт образования означает, что должны быть и более-менее одинаковые программы обучения.

И если дело касается физики или математики, то оно может еще и ничего. Но вот когда речь заходит о гуманитарных науках (истории, философии, обществознанию и т.д.) – то тут уже возникают проблемы.

Всё это – мировоззренческие дисциплины. Они формируют взгляды человека, его ценности. И теперь вы сами можете представить, как легко запудрить нашей молодежи голову, просто создавая нужные (Европе) программы обучения по той же истории (а создаются эти стандарты образования именно в Европе, а не у нас).

Сколько у нас охов и ахов по поводу того, что в учебниках истории про Сталинград написано от силы 3 абзаца, а про высадку США во Франции – целые главы?

Это и есть прямое следствие Болонской системы. Наши студенты изучают то, что изучают в целом студенты по всей Европе. А студенты в Европе изучает сами знаете какую сторону истории. Ту, где они на коне, а Россия – так, сбоку постояла.

2. К чему приводит признание дипломов друг друга?

К той самой «утечке мозгов». Болонская система в отношении России означает именно это.

Представьте, 2000-е годы. В России еще отголоски 90-х, это разруха, бандитизм и т.д. Промышленность в упадке. Предприятия закрываются. Какой француз с каким диплом приедет работать в Пензу? Или в Челябинск? Такие может и были, но единицы.

А вот в обратную сторону это работало прекрасно. Есть диплом из Пензы или Челябинска? Можешь переехать во Францию, Германию, Италию. Твой диплом там признают и заберут с руками и ногами, если у тебя какая-то нужная им специальность (физик-ядерщик, айтишник, авиаконструктор и т.д.).

Таким образом Болонская система была и остается инструментов выкачивания из России ценных кадров.

У себя там в Европе – да, она работает просто как инструмент обмена опытом. Но по отношению к России это не обмен, это именно лишение России ценных специалистов. Миграция ценных трудовых ресурсов идет в одном направлении: ИЗ России, а не В Россию.

Всем давно известно, что во всех крутых ВУЗах России (типа МФТИ или Томского Политеха) буквально дежурят «покупатели» из европейских стран, которые предлагают лучшим выпускникам контракты на работу в Европе.

Просто представьте, какой получается абсурд: государство тратит силы и время на обучение специалиста, а пользуется этим специалистом Франция или Германия.

Это какое-то суррогатное материнство получается. Россию в прямом смысле используют, прикрываясь красивыми словами «стандартизации» и «признания дипломов».

От Болонской системы выигрывала только Европа. К нам если кто-то и ехал, то единицы.

Ну, какой авиаконструктор поедет в Россию, если еще до недавнего времени в России практически не было гражданского авиастроения? Где бы он тут работал?

Чтобы сюда приехал авиаконструктор, сначала нужны заводы. А заводы строят инженеры. А инженеров еще со студенческой поры «вербуют» и забирают специалисты из Боинга и Эйрбаса.

Получается, замкнутый круг, который нужно было как-то разорвать, и вот его разрывают. С одной стороны – возрождается гражданское авиастроение (МС-21, Ил, Суперджет и др), с другой – останавливается «утечка мозгов».

И вот так – по всем направлениям промышленности. Процесс небыстрый, но они идет. Выход из Болонской системы лишь все это ускорит. И дело, повторюсь, не в том, что у нас отменят или не отменят бакалавров, а в том, что наших студентов будут учить по нашим стандартам для нашей экономики, а не для чужой.

P.S. Справедливости ради стоит заметить, что Россию и Беларусь еще в 2022 году в рамках санкций «исключили» из Болонской системы, но это больше походило на формальность, которая могла быть и отменена в любой момент.

Сейчас же мы сами выходим и меняем образовательный процесс, что является важным этапом обретения суверенитета.


Добавил Трушин Трушин 23 Февраля 2023
Комментарии участников:
Трушин
+6
Трушин, 23 Февраля 2023 , url

В 90-х страну подсадили на утечку мозгов

Плюс ещё, чтобы в России стать ученым, было придумано обязательно писать статьи в западных журналах на английском. Тоже своеобразная утечка информации об открытиях в науке. 

У-ук
+1
У-ук, 23 Февраля 2023 , url

Выпускник сравнивал зарплату и ехал.

Выпускник или оплачивал обучение или отрабатывал бюджет.

Т.е. это было небесплатно.

А из статьи следует, что обучали бесплатно для Европы.

Так обучайте в кредит с условиями работы в РФ, или с другими обременениями

treffmans
+2
treffmans, 23 Февраля 2023 , url

услуга оказана, идите лесом… так? :)

Трушин
+3
Трушин, 23 Февраля 2023 , url

Государство оплачивает медицину и образование не только во время в ВУЗе, но и весь период человека до 20 с лишним лет, хотя он ещё ничего не создал а надежде, что человек начнёт потом возвращать расходы на него, участвуя в экономике страны. Если он уезжает, обученный всему, то бюджет страны получает ощутимый убыток

У-ук
-1
У-ук, 23 Февраля 2023 , url

Ага, родители не платили ничего. Тогда вместо базового жизненного дохода, права условного владения всеми ресурсами страны, и материнского капитала,

оригинально ввести новшество — родился — уже должен денег.

Можно вспомнить 70-е и уезжающих евреев. Там пытались ввести эту плату. 

Трушин
+4
Трушин, 23 Февраля 2023 , url

Ребёнок родился — для большинства населения это бесплатная больница, садик и прочее. 
Чтобы создать 1 место в новом садике государство вкладывает 1 млн рублей. Родители столько же платят за содержание там ребёнка?

Ну и в стиле любителей общества потребления — что вы хорошего сделали, чтобы ресурсы страны вам за просто так отдали? А если вы их просто другой стране продадите? Один продал, другой… вот и нет уже страны

byguy
0
byguy, 23 Февраля 2023 , url

2. К чему приводит признание дипломов друг друга?

К той самой «утечке мозгов». Болонская система в отношении России означает именно это.

 Автор статьи вообще не в теме образования, ну просто от слова совсем.

Советские дипломы специалистов (срок обучения на год меньше чем у магистров по болонке) без всякой болоноской системы проходили нострификацию и засчитывались аж за магистров.

Болонская система в этом плане вообще ничего не поменяла.

byguy
0
byguy, 23 Февраля 2023 , url

Сколько у нас охов и ахов по поводу того, что в учебниках истории про Сталинград написано от силы 3 абзаца, а про высадку США во Франции – целые главы?

Это и есть прямое следствие Болонской системы.

 

Автор статьи вообще не в теме образования, ну просто от слова совсем.

Конкретную программу болонская система не диктует.
Там указан лишь предмет и часы потраченные на него.
История  значит должно быть 120 часов истории (допустим).
Программу даже в гос. вузах составляет не болонская система и даже не государство, а конкретный вуз.

Трушин
+2
Трушин, 23 Февраля 2023 , url

ВУЗ формирует программу — но должен придерживаться определенных ориентиров соответствия болонской системе. Плюс НКО соросятские неплохо вкладывались в обучающую литературу и формирование программ. У Михалкова в Бесоооне много про это фактов раскрыто

byguy
+1
byguy, 23 Февраля 2023 , url

ВУЗ формирует программу — но должен придерживаться определенных ориентиров соответствия болонской системе.

В отношении истории это общее количество часов, а так же необходимое количество часов выделенных на мировую историю. При чем взгляды на историю тоже не регулируются вообще никак.
То что в статье написано что якобы из-за болонской системы «в учебниках истории про Сталинград написано от силы 3 абзаца, а про высадку США во Франции – целые главы» — ересь полная, это сугубо самодеятельность конкретного вуза.

Плюс НКО соросятские неплохо вкладывались в обучающую литературу и формирование программ.

 Не «плюс НКО», а первоочередная причину. Ну есть вторичная причина — ссср учебники были сильно в политоте, поэтому часто универы без всякой задней мысли брали европейские за основу.
А сейчас все удобно валить на болонку, т.к. заявил что она виновата и вроде ты не при чем. Хотя еще раз — болонка регулирует не более чем предметы и часы на них.

Скажу за себя — у меня диплом еще полученный по доболонской системе. СССР учебник. 120 часов политологии. При нострификации как 120 часов политологии и зачли. Вот и думайте что оно там регулирует.

nanosecond
+2
nanosecond, 23 Февраля 2023 , url

А вот в обратную сторону это работало прекрасно. Есть диплом из Пензы или Челябинска? Можешь переехать во Францию, Германию, Италию. Твой диплом там признают и заберут с руками и ногами, если у тебя какая-то нужная им специальность (физик-ядерщик, айтишник, авиаконструктор и т.д.).

И дальше будет работать прекрасно и после выхода из Болонской системы, если не создать более привлекательных условий для выпускников в своей стране. А создание этих условий — это большой, сложный, многоплановый труд, не сводящийся к принятию решений, подписанию бумаг, выделению средств.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать