Верховный суд РФ рассмотрел жалобу по делу о пропаганде либо публичной демонстрации нацистской атрибутики или символики. Фигурантка признана виновной в совершении правонарушения по части 1 статьи 20.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в 1,5 тысячи рублей.
Согласно материалам дела, правонарушительница в помещении актового зала отдела полиции публично демонстрировала татуировки на кисти левой руки в виде правосторонних четырехугольных крестов с концами, загнутыми под углом 90°. Однако привлеченная к ответственности полагает, что в ее действиях отсутствовал состав правонарушения.
Позиция ВС
Согласно примечанию к статье 20.3 КоАП РФ, ее положения не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Запрет использования в России, в том числе публичного демонстрирования, нацистской атрибутики или символики установлен частью второй статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
«Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, – безотносительно к ее генезису – может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, чуто также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации», — отмечает ВС РФ.
Он напоминает позицию Конституционного суда РФ, что статья 20.3 КоАП РФ выступает в качестве необходимой охранительной меры в защиту памяти о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и запрете пропаганды запрещённой идеологии (определения КС РФ от 23 октября 2014 г. №2480- О, от 24 октября 2019 г. №2923-0).
В данном деле вина установлена собранными по делу доказательствами и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в демонстрации татуировок объективной стороны состава административного правонарушения по части 1 статьи 20.3 КоАП РФ, пришел к выводу ВС.
«Факт публичной демонстрации (правонарушительницей) нацистской символики объективно установлен на основании совокупности доказательств, из которых следует, что она, находясь в общественном месте, в присутствии граждан и сотрудников полиции публично демонстрировала татуировки на кисти левой руки в виде нацистской символики.
Судебные инстанции, отметив, что демонстрацией нацистской символики признается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным, пришли к обоснованному выводу о том, что демонстрация нанесенных на кисть руки татуировок в виде нацистской символики, доступных для обозрения неопределенному кругу лиц, на которую законом установлен запрет, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», — указывает ВС.
Он поясняет, что примечание к статье 20.3 КоАП РФ в данном случае неприменимо.
В связи с чем судья ВС РФ постановил состоявшиеся по делу суде ныне акты оставить без изменения, а жалобу защитника – без удовлетворения.