Два гиганта. Два миллиардника. Две страны, потенциал которых настолько велик, что экспертам по геополитике сегодня крайне трудно делать какие-либо похожие на правду прогнозы насчет будущего этих территорий.
На Западе давно поняли, кто в действительности является главной угрозой для их доминирования. И это точно не Россия. Почти три миллиарда человек (совокупное население Индии и Китая) — вот реальный вызов. Вот та сила, которая Западу становится все меньше по зубам.
Разделяй и властвуй, по сути, единственная стратегия, которую Вашингтон, Лондон и остальные западные столицы сегодня все еще могут противопоставить восточному наступлению по всем фронтам. И пока у Запада действительно получается сеять семена раздора.
Политика, экономика, культура, территориальные разногласия. Противостояние между Индией и Китаем сегодня распространяется фактически на все сферы жизни. И дипломатия не является исключением.
Два плана — одна суть
Как только Пекин озвучил свой (состоящий из 12 пунктов) план по урегулированию украинского кризиса, в Дели представили иные предложения.
На самом деле во многом мирные инициативы обеих стран похожи. Китай призвал к прекращению боевых действий, возобновлению переговоров, отказу от менталитета холодной войны, снижению стратегических рисков и уважению суверенитета всех стран.
Индия, в свою очередь, уверена, что проблему Украины необходимо решать путем диалога и дипломатии. «Последствия пандемии COVID-19 и конфликта на Украине ощущаются во всем мире. Они оказали особенно негативное воздействие на развивающиеся страны. Мы выразили нашу общую озабоченность по этому поводу. Мы согласны с тем, что эти проблемы можно решить только совместными усилиями… С самого начала событий на Украине Индия настаивала на разрешении этого спора путем диалога и дипломатии», — заявил сегодняпремьер-министр Индии Нарендра Моди на пресс-конференции по итогам переговоров с канцлером Германии Олафом Шольцем.
Системный подход
Но есть и отличия. Китай выразил готовность работать с международным сообществом. А Индия предлагает приступить к реформе международных организаций. В том числе и Совета Безопасности ООН. То есть подойти к решению глобального кризиса не фрагментарно, а системно. По словам Моди, «реформы в многосторонних институтах необходимы для того, чтобы лучше отражать глобальные реалии».
Похвастаться нечем
Тем более, что на экспертном уровне уже давно отмечают близкий к нулю КПД деятельности почти всех международных организаций. Огромные бюджеты, десятки тысяч сотрудников с очень хорошими зарплатами, нескончаемые совещания, заседания и генассамблеи. А каков реальный результат? В действительности уже давно ни одна из международных организаций не может похвастаться прорывными решениями и работающими схемами нахождения компромиссных решений.
Самый подходящий момент перейти от слов к делу
На самом деле сейчас все карты в руках именно у Дели. В этом году Индия председательствует в G20. На ее территории в течении всего 2023 года будет проводиться огромное количество международных встреч и переговоров. В том числе саммит G20. Более подходящий момент, чтобы постараться реализовать свои предложения, у Дели вряд ли появится в ближайшее десятилетие.
Уязвимость мировой экономики
Параллельно с переговорами Моди с Шольцем в Дели проходила встреча министров финансов и управляющих центральными банками G20. По ее итогам на сайте минфина Индии появился документ, в котором говорится: «С февраля 2022 года мы также стали свидетелями того, как война на Украине еще больше негативно повлияла на мировую экономику… Большинство членов решительно осудили войну и подчеркнули, что она причиняет огромные человеческие страдания и усугубляет существующую уязвимость в мировой экономике… Были другие взгляды и разные оценки ситуации и санкций».
В заявлении также указывается, что G20 — не место для решения вопросов безопасности, но именно они «могут иметь значительные последствия для мировой экономики».
Параноидальные попытки изолировать Россию
«Сожалеем о том, что деятельность „двадцатки“ продолжает дестабилизироваться коллективным Западом, использоваться им в антироссийском, сугубо конфронтационном ключе. Наши оппоненты, прежде всего, в лице США, ЕС и „семерки“, по-прежнему не сбавляют оборотов в параноидальных попытках изолировать Россию, переложить на нее свою вину за спровоцированные проблемы в области международной безопасности и мировой экономики, — говорится в заявлении МИД РФ по итогам встречи министров финансов и управляющих центральными банками G20. — Путем открытого шантажа и диктата, вброса абсурдных трактовок ситуации на Украине, западники в очередной раз сорвали принятие коллективных решений. Как следствие, полностью одобренный текст документа, за исключением формулировок по Украине, выдающих за оценки дискуссии на министерской встрече то, что на самом деле не обсуждалось и не относится к теме ее ведения, стал заложником этой агрессивной линии».
Новая схватка назначена на 2 марта
А уже на следующей недели там же в Дели, как ожидается, соберутся министры иностранных дел G20. Новая захватывающая схватка дипломатической элиты запланирована на 2 марта.
В МИД России заявили, что высоко ценят стремление Китая внести вклад в урегулирование украинского конфликта, разделяют соображения Пекина и выражают открытость к достижению всех целей спецоперации дипломатическим путем. На предложения Индии, скорее всего, Москва отреагирует аналогичным образом.
Байден не увидел ничего
А вот Киев от всего незападного продолжает демонстративно воротить нос. Владимир Зеленский назвал предложения Китая не планом действий, а размышлениями на эту тему. Свое «фи» Пекину в очередной раз высказал и президент США. «Какой от него может быть прок?.. Я не видел ничего в этом плане, что бы указывало на то, что его исполнение может быть выгодно кому-то, кроме России», — заметил Джо Байден.
Сделать «сказку» былью
Хватит ли у индийских дипломатов мудрости и опыта, чтобы сделать свою «сказку» былью? Или Дели тоже услышит в ответ рассуждения об отсутствии прока?
А пока Запад продолжает радоваться тому, как Индия и Китай спорят между собой, у России все еще есть шанс стать объединяющим звеном между Пекином и Дели. «Умом» все три государства понимают, что вместе они куда сильнее, чем порознь. Но вот что делать с «сердцами», которые пока ну никак не хотят биться в унисон?