19 февраля госсекретарь США Энтони Блинкен и посол при ООН Линда Томас-Гринфилд предостерегли Китай, что любые попытки поставить вооружения соседней России для Вашингтона — «красная линия». «Мы должны четко понимать, что если будут какие-либо мысли и усилия со стороны китайцев или других по оказании смертоносной поддержке русским в их жестоком нападении на Украину, то это неприемлемо», — сказала Томас-Гринфилд в интервью телеканалу CNN, а госсекретарь Блинкен подчеркнул, что Вашингтон по-прежнему «крайне обеспокоен тем, что Китай рассматривает оказание смертоносной поддержки Москве». Блинкен добавил, что в беседе с верховным дипломатом Китая и членом Госсовета Ван И в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности он «явственно дал понять, что это чревато серьезными последствиями для двусторонних отношений», однако признал, что эту черту Китай «еще не пересек».
За первый год российско-украинского конфликта Киев получил военную технику на десятки миллиардов долларов со всего западного мира, а также масштабную кадровую поддержку, разведданные и другие ресурсы. Помощь Запада варьирует от сотен британских королевских морпехов, развернутых с апреля для операций с высокой степенью риска бок о бок с украинскими правительственными силами, до привлечения почти всей спутниковой сети НАТО для передачи ключевых разведданных, поддержки связи и целеуказания. The New York Times сообщила, что в эпицентре конфликта действует «невидимая сеть» ЦРУ. По данным газеты, СШАразвернули на Украине «невидимую сеть коммандос и шпионов, чтобы как можно скорее предоставить ей оружие, разведданные и обучение». «Агенты ЦРУ тайно действуют в стране, в основном в столице, распределяя основную часть огромного массива разведданных, которыми США снабжают украинские силы», — отметила газета.
«Признаки их тайной логистики, обучения и разведывательной поддержки сказываются на поле боя, — отмечало издание, подчеркнув огромный масштаб секретной помощи Киеву. — На территории Украины также действовали коммандос из других стран НАТО, в том числе Великобритании, Франции, Канады и Литвы. Они обучали и консультировали украинские войска и обеспечивали сухопутный канал для доставки оружия и другой помощи». Поскольку западный мир мощно вложился в обеспечение поражения России, Вашингтон и другие члены НАТО предприняли целенаправленные усилия, чтобы не допустить поддержку Москвы со стороны третьих стран — в частности, Китая.
В отличие от гигантской помощи Киеву со стороны Запада, Россия получила из-за рубежа лишь скромную поддержку: как сообщается, Северная Корея поставила ей артиллерийские снаряды, а Иран — ряд боевых беспилотников, раздумывая при этом над поставками баллистических ракет. Хотя оборонный сектор Китая — крупнейший в мире после США и в большинстве областей считается более передовым, чем российский, прямые поставки китайских вооружений остаются маловероятными по политическим мотивам. Однако помимо экономической поддержки и передачи гражданской экономике России ключевых технологий для противодействия экономическим санкциям Запада, у Китая есть ряд вариантов, чтобы укрепить оснащение российских вооруженных сил даже без прямых оружейных поставок.
На протяжении последних 30 лет выпуск российских оружейных заводов почти во всех областях ВПК составляет лишь малую часть по сравнению с советской эпохой. Помощь России в восстановлении этих объектов и потенциальная их модернизация с помощью нового китайского оборудования позволит ей достичь производственной независимости и обеспечить свои потребности. Возьмем, к примеру, бронетехнику: в 2010-х со своих производственных линий российская армия получила всего десять новых танков. Даже выпуская в год свыше 100 танков на экспорт, Россия значительно уступает советским масштабам производства времен холодной войны в 3 000 танков. Помощь в восстановлении производства и бесперебойное снабжение полупроводниками и другими ключевыми импортными компонентами позволило бы России быстро построить несколько сотен танков взамен утраченных, как сообщалось, на Украине. То же можно сказать и о других областях оборонного сектора, где должным образом восстановленные производственные линии еще советских времен позволили бы легко и оперативно перевооружить Россию.
Еще один опосредованный вариант китайской поддержки — это через третьи руки. Например, Иран мог бы получить гарантии против западных санкций, если он предоставит России баллистические ракеты. Кроме того, Тегеран имеет у себя в арсенале большое количество военной техники российского производства — например, танки Т-72Б и системы ПВО С-300. Перепродать их России будет гораздо легче, если Китай предложит им на смену более современные танки ВТ-4 и ЗРК HQ-9. Эмбарго ООН на поставки оружия Северной Корее затруднит оказание аналогичной поддержки, но отнюдь не делает ее невозможной. Наконец, поставить России оружие могут изъявить желание и другие страны — в частности, Мьянма — если Китай вызовется пополнить их запасы.
В апреле Китай предоставил Сербии новые системы ПВО HQ-22, продемонстрировав при этом впечатляющие трансконтинентальные возможности своих новых транспортных самолетов Y-20. Пекин мог бы и дальше поддерживать Сербию, а, возможно, даже и Белоруссию — единственные европейские страны за пределами НАТО. Правда, вооружение Белоруссии может подвести Китай вплотную к красной черте НАТО — Минск образует с Россией союзное государство и размещает у себя российские подразделения, задействованные на Украине. Кроме того, возможны поставки запасных частей для российской техники — в частности, для истребителей Су-27, которые несут службу в обеих странах, но Китай практически вывел их из эксплуатации. Далее, российские фирмы могут получить в аренду транспортные самолеты вроде тех же Y-20, чтобы разгрузить собственный парк Ил-76 и Ан-124. Наконец, китайские специалисты могут помочь модернизации и ремонту российского вооружения или же предоставить российским инженерам оборудование и обучение для самостоятельной работы.
США очень сильно озаботились тем, что Китай, возможно, уже поставляет некоторые виды оружия России, или же серьёзно над этим думает и готовится. И как мне кажется, западные политики озабочены этим вопросом совершенно обоснованно.
Китай недавно выдвинул свой мирный план по Украине, который заведомо был обречён на провал. Собственно, наверное, и цель была именно такая. Несмотря на то, что план содержал несколько неприемлемых для России пунктов, для коллективного запада там было куда больше неприятного. Собственно, по поводу этого плана, западные лидеры уже высказались, в том числе и Джо Байден, который этот план резко отверг.
Данный план — некий дипломатический ритуал, возможно перед тем, как Китай перейдёт к более активным действиям в этом конфликте России и запада. На самом деле, у Китая и нет другого выхода. Это противостояние для него почти так же экзистенциально, как и для России и китайские политики прекрасно это понимают.
Говорят, что Китай всегда себе на уме и думает только о своей выгоде. Отчасти это так, но сейчас так получилось, что выгода Китая именно в том, чтобы быть на стороне России. Конечно, Россия в конфликте не проиграет, это исключено, но в Китае все равно волнуются, потому что в противном случае, следующей целью запада станет именно Китай. У которого, к тому же, уже не будет такого сильного союзника, как Россия.
Ядерные потенциалы Китая и США до сих пор не сопоставимы и Китай точно так же обложен военной инфраструктурой США, как и Россия. Возможно, даже больше. Конечно, у Китая самая крупная и хорошо вооружённая конвенциональная армия, но надо понимать, что в случае конфликта против Китая выступят не только США, но и Япония, Австралия и целый ряд других стран.