[I-я сессия ВСНП 14-го созыва] Китай в 2023 году установил целевой показатель по росту ВВП на уровне 5%. Оборонный бюджет увеличится на 7,2%.
Китай в 2023 году установил целевой показатель по росту ВВП на уровне 5%, оборонный бюджет вырастет на 7,2% в докладе, опубликованном правительством страны в воскресенье на открытии 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган) 14-го созыва.
Экономические ориентиры
Власти КНР ожидают, что индекс потребительских цен — главный показатель инфляции — в 2023 году вырастет на 3%. Уровень безработицы среди городского населения составит 5,5%, при этом правительство создаст 12 млн новых рабочих мест.
Власти планируют в 2023 году поддерживать сбалансированный курс юаня, бороться с серьезными финансово-экономическими рисками и способствовать ускоренному формированию современной производственной системы.
Международный валютный фонд ожидает рост экономики Китая в 2023 году до 5,2%. В 2022 году ВВП Китая вырос лишь на 3%. В докладе отмечается, что к этому привели замедление глобальной экономики и негативные последствия кризиса на Украине, глобальный дисбаланс спроса и предложения продовольствия и энергоресурсов, высокий уровень инфляции и усиление протекционизма в мире.
Темпы инфляции в 2022 году в Китае составили 2%. За 2022 год власти страны создали в городах страны около 12,06 млн новых рабочих мест, что превысило целевой показатель, установленный на уровне 11 млн.
Увеличение оборонного бюджета
Власти КНР заявили, что в 2023 году расходы на оборону увеличатся на 7,2%. Военный бюджет в 2023 году увеличен до 1,553 трлн юаней (около $224,85 млрд). При этом в долларовом выражении показатель меньше прошлогоднего значения на 1,8%.
КНР планирует в 2023 году ускорить программу модернизации Народно-освободительной армии Китая и усилить боевую подготовку войск, говорится в докладе правительства.
В субботу на пресс-конференции официальный представитель сессии ВСНП отметил, что увеличение расходов страны на оборонные нужды продиктовано «необходимостью реагировать на сложные вызовы в сфере безопасности».
Независимая внешняя политика
Китай намеревается проводить независимую и самостоятельную мирную внешнюю политику, говорится в докладе правительства. КНР намерена развивать дружбу и сотрудничество со всеми странами. КНР будет придерживаться стратегии открытости внешнему миру, содействовать миру во всем мире, а также вносить вклад в глобальное развитие и защищать международный порядок, указано в докладе.
В документе также отмечается, что геополитические конфликты и «игры крупных держав» привели к усилению глобальных политических и экономических рисков на международной арене.
Власти Китая считают, что сейчас в мире остро стоят проблемы, связанные с обеспечением продовольственной и энергетической безопасности, функционированием глобальных цепочек производства и поставок. Кроме того, непрерывно проявляется накопительный эффект от проводимой развитыми странами жесткой финансовой политики, направленной на снижение инфляции.
Тайваньский вопрос и специальные административные районы КНР
В докладе правительства КНР указано, что Пекин будет способствовать развитию отношений между двумя берегами Тайваньского пролива и продвигать процесс мирного воссоединения родины, однако намерен вести решительную борьбу против «независимости Тайваня».
Кроме того, власти Китая намерены неуклонно следовать курсу «одна страна — две системы» в отношении Гонконга (Сянгана) и Макао (Аомэнь) — специальных административных районов КНР с высокой степенью самоуправления. Пекин продолжит внедрять принципы «Сянганом управляют патриоты» и «Аомэнем управляют патриоты», указано в документе.
Цели и задачи сессии
Сессия ВСНП завершится 13 марта. Парламентарии рассмотрят проект реформы Госсовета КНР, а также проект поправки к закону о законодательном праве. По итогам сессий ВСНП и высшего совещательного органа страны — Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) — будут произведены перестановки в высшем руководстве.
Ожидается, что председателя КНР Си Цзиньпина, которому в июне исполнится 70 лет, переизберут на беспрецедентный третий пятилетний срок. По итогам сессий также будет избран вице-председатель КНР, утверждена кандидатура на пост главы правительства — премьера Госсовета, избраны председатели ВК НПКСК и Постоянного комитета ВСНП. Кроме того, делегаты утвердят кандидатуры вице-премьеров, членов Госсовета, министров, председателя Народного банка Китая (центробанк), руководителей Центрального военного совета КНР, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры.
В Китае выбирают новое руководство страны
В воскресенье, 5 марта, в Пекине открылась сессия парламента КНР, которая по совокупности знаковых мероприятий имеет все шансы войти в историю
Каждую весну Пекин переходит на «особое положение», сопровождающееся повышением мер безопасности — ужесточается контроль на транспорте, на городских улицах и в парках, на двухнедельный период вводятся и другие ограничения, например, на запуск дронов. Столица готовится к проведению сессий двух главных законодательных органов — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК). В народе эти мероприятия для простоты именуют «две сессии».
Согласно Конституции Китая и сложившейся практике, на «двух сессиях» принимаются наиболее важные для страны законы, а также назначается основная масса руководителей государственных учреждений. Таким образом ВСНП или, проще говоря, китайский парламент реализует свои полномочия как главного, в соответствии с Основным законом, органа власти КНР. Помогает ему в этом ВК НПКСК, координирующий работу неправительственных и общественных структур Китая и выступающий в качестве площадки для выдвижения инициатив и предложений от разнообразных социальных групп.
Первая среди равных
Парламент Китая выбирается по сложной многоступенчатой системе и имеет пятилетний срок полномочий. Новый состав ВСНП 14-го созыва приступил к работе 5 марта, собравшись на свою первую сессию. Обычно именно она является наиболее интересной, потому что на ней формируется руководство государства, включая Председателя КНР и его заместителя, которые станут известны 10 марта, премьера Госсовета (правительство) — утвердят 11 марта, вице-премьеров и большинство министров — 12 марта. Все эти вопросы обсуждаются непосредственно в ходе заседаний 2977 делегатов, которые в этом году проработают до 13 марта, на которое намечено закрытие сессии. К этому моменту станут известны те, кому предстоит управлять страной в ближайшие пять лет.
В этом году традиция сохранилась и, как анонсируют представители китайского парламента, законодателям предстоит принять ряд действительно знаковых решений. Они коснутся практических всех сфер и слоев населения и надолго вперед заложат основу для развития Китая.
Постковидная реальность
Приоритетом китайских парламентариев станет утверждение дальнейшего развития хозяйственной системы КНР. Ориентиром для этого выступят доклад главы правительства о работе в 2022 году и проект плана развития страны на 2023 год, которые обнародуются в первый день работы ВСНП. Эти документы определят контуры социально-экономической деятельности властей, в том числе приоритеты развития, объемы финансирование тех или иных сфер. Будут расставлены акценты по всем наиболее значимым направлениям функционирования государства и жизни общества.
Отличительной чертой этого года без сомнений является то, что план социально-экономического развития Китая на 2023 год составлялся с учетом наступления «постковидной» эры. Впервые за три года стране и обществу предстоит жить, не оглядываясь на возможность локдаунов, с постепенно открывающимися внешними границами. Оживление ожидается во всех секторах китайской экономики, соответственно, прогнозируется уверенный рост внутреннего валового продукта, который в 2023 году, по прогнозам правительства, составит 5 процентов. Китайским парламентариям в процессе «двух сессий» предстоит рассмотреть предложения правительства по поводу развития страны и высказать свою точку зрения.
При этом законодателям необходимо будет учесть серьезные трансформации в мире, которые, по словам высшего китайского руководства, «мир не видел за сто лет». Это, разумеется, отразится на отдельных позициях плана развития КНР. В частности, с особым интересом ожидается обсуждение внешнеэкономических приоритетов «постковидного» Китая, объемы финансирования оборонных расходов и социальных программ, включая меры по противодействию старению населения.
Кадровый вопрос
Не менее важным, чем согласование базовых параметров плана развития страны, является утверждение парламентом ключевых политических фигур китайской власти. Помимо уже упоминавшихся государственных чиновников высшего уровня ВСНП предстоит определить состав своего руководства, в первую очередь Председателя Постоянного комитета и его замов, «нарезать» им курируемые участки и привести в соответствие с требованиями времени номенклатуру и комитетов главного законодательного органа КНР.
Не менее важным станет формирование органов управления в военной сфере. Здесь интересен персональный состав Центрального военного совета КНР, а также новый министр обороны страны. Несмотря на то, что смена главы китайского МИД состоялась за три месяца до «двух сессий» и была оформлена решением Постоянного комитета ВСНП (у него есть полномочия назначать министров), тем не менее, внешнеполитическому треку на «двух сессиях» также будет уделено отдельное внимание. Об основных приоритетах дипломатической работы расскажет лично глава министерства иностранных дел Цинь Ган, пресс-конференция которого намечена на 7 марта.
Интрига с реформой
Пожалуй, одним из наиболее любопытных аспектов работы парламентариев в этом году является обсуждение ими плана реформирования системы государственных органов КНР. Данный вопрос в предварительном плане изучили во влиятельном Центральном комитете Коммунистической партии Китая и утвердили проект изменений на втором пленуме ЦК КПК 26-28 февраля. Теперь «свою часть пути» нужно пройти китайскими законодателям, которым предстоит обсудить варианты переформатирования правительства.
Главной задачей реформирования системы государственного управления названо более эффективное реагирование на современные вызовы и обеспечение развития страны в текущих условиях. Однако конкретные решения пока остаются «за кадром», при том, что прогнозы специалистов разнятся от «косметических», не заметных постороннему глазу изменений, до масштабной реформы всего властного аппарата.
Сочетание вопросов, которые предстоит рассмотреть законодателям КНР в ближайшие дни, претендует на то, чтобы заведомо занести эту сессию в разряд исторических, определяющих судьбы не только Китая, но и всего мира. По мере того, как будет разрешаться интрига с конкретными персоналиями и содержанием реформы госвласти, доводы в пользу этого, видимо, будут только укрепляться.