Санкции: «хуже, чем полный провал» На Западе признают успехи России в борьбе за экономический суверенитет
Эксперты мирового аналитического агентства S&P Global отмечают, что в первые месяцы этого года индекс деловой активности в России достиг максимума за последние шесть лет и делают вывод: «Данные свидетельствуют о твердом оздоровлении российского производственного сектора».
Нынешний скачок отечественной промышленности оказался настолько мощным, что превзошёл не только невысокие прошлогодние показатели, но и вполне благополучные результаты предыдущей пятилетки. Вопреки мрачным прогнозам после принятия ЕС десятого санкционного пакета российский фондовый рынок растёт.
Польский информационный канал Mysl Polska, не питающий симпатий к нашей стране, вынужден признать, что доля России в мировой торговле нефтью, природным газом, пшеницей, калийными удобрениями и другими товарами по-прежнему высока. И этот экспорт не рухнул благодаря умелой финансовой политике российских властей. При этом Вашингтон не решается на столь радикальные шаги, как полное отрезание Москвы от доллара.
Решение Москвы по снижению зависимости от американской финансовой системы не нравится США, пишет финансовый аналитик Эндрю Морган в The Epoch Times. Россия всё больше полагается на юань. Существенную угрозу доллару может нести новая корзина резервных валют, разрабатываемая странами БРИКС.
Но особенно огорчило Запад то, что, несмотря на усиленное санкционное давление, в бюджет России за январь-февраль поступило более пяти трлн рублей доходов от налогов (больше, чем за аналогичный период 2022 года). Американские эксперты пришли к выводу, что Россия в январе продавала нефть значительно дороже потолка цен, установленного европейцами.
Временное падение доходов, которому радовались наши недруги, было остановлено экстренным внесением изменений в систему налогообложения нефтяной отрасли. В апреле, после того, как правительство для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) ограничит дисконт Urals к Brent, снизит субсидии нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок, бюджет получит ещё 600 млрд рублей.
Препятствия и трудности, со всех сторон чинимые нашей стране недругами, Россия преодолевает довольно успешно. О десятом пакете ограничительных мер даже на Западе говорят: гора родила мышь. Более того, запрет вызвал противоположный эффект.
Эксперты объясняют это тем, что «закалённый предыдущими девятью пакетами российский инвестор научился реагировать адекватно на меняющиеся реалии рынка».
Несмотря на санкции Евросоюза, экспорт нефти и природного газа из России в Европу продолжается, отмечает Haber7. Вопреки всем ограничениям, по данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), на фоне российской военной операции на Украине количество сжиженного природного газа, продаваемого в Европу, значительно увеличилось. Причем объёмы продаж СПГ значительно выросли. Экспорт ископаемого топлива принес России 30 миллиардов евро (по сто миллионов евро в день).
Новые ограничения коснулись Альфа-банка, Росбанка, банков «Тинькофф», «Уралсиб», «Зенит», «Приморье» и некоторых других. Им запретили осуществлять трансграничные переводы в мировых валютах – долларах и евро. Но юань для них никто не отменял. Не так страшно оказалось и отключение российских банков от SWIFT. Они стали активней переходить на отечественный аналог передачи данных – Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), разработанную Банком России в 2014 году. На начало 2023-го к ней подключились уже 469 участников из 14 стран.
Больше других от санкций пострадал Раффайзенбанк, через который в основном валюта уходила из России за границу ( за прошлый год, по данным ЦБ, через этот банк было выведено около 60 млрд долларов). За расследование его деятельности в России взялось министерство финансов США. Ему пришлось разорвать связи с более чем 30 крупными клиентами – олигархами и компаниями, и сократить портфель корпоративных кредитов на 30%.
Запад пугает нас тем, что граждане нашей страны могут лишиться выплат по иностранным ценным бумагам на общую сумму около $100 млрд. Но это не такие уж и большие деньги, если учесть, что на счетах «Газпромбанка» и иных российских структур, куда поступает выручка от продажи нефти и газа – в разы больше.
А если к ней прибавить доходы от продажи металлов, удобрений, урана и других полезных ископаемых, то суммы получаются ещё более внушительными. Так что говорить о том, что Запад может нас разорить, не приходится.
Китайская «Хуаньцю шибао» пишет: хотя последствия западных санкций будут влиять на Россию в долгосрочной перспективе, одно очевидно: её экономика проявила неожиданную устойчивость. Одной из главных причин этого китайские аналитики называют «продуманные меры, предпринимаемые Москвой».
Массированный удар со стороны Запада помогли выдержать не только богатые природные ресурсы нашей страны и относительно развитая промышленная база, но и то, что «экономическая деятельность в стране в основном контролируется государственными стратегическими предприятиями, а присутствие иностранного капитала в экономике невелико». К этому можно добавить также укрепление экономической безопасности, «относительно разумные финансовые контрмеры», огромные бюджетные поступления, связанные с ростом цен на нефть и газ.
Аналитики из Поднебесной недалеки от истины. Сегодня наша страна, как никогда, активно продолжает выстраивать новые международные торговые линии, осваивает другие рынки, взамен порушенных Западом производственных цепочек создаёт альтернативные, внутренние с помощью Китая и других стран, готовых к сотрудничеству.
Свою роль сыграло и то, что государство начало вмешиваться в экономику, законодательно расширило сферу применения механизма льготного кредитования крупных проектов. Появилась «фабрика проектного финансирования» за счет кредитов, выделенных Группой ВЭБ. РФ. Производители товаров, обладающих «технологическим суверенитетом», получили банковскую и финансовую поддержку, государственные субсидии. Появилась почва для содействия развития передовой и конкурентоспособной промышленности России.
Как ни старались на Западе изолировать российскую энергетику, так и не смогли избавиться от влияния госкорпорации «Росатом». Правительства европейских стран признают, что им проще отказаться от нефти, газа и угля, чем от атомной энергетики. Многие реакторы, построенные в западных странах по советскому проекту, заправляют только российским топливом, поставляемым компанией «ТВЭЛ», принадлежащей «Росатому». Эта компания, кстати, производит топливо и для реакторов западного образца, да ещё и забирает отработанный уран на переработку и захоронение. Если разорвать отношения с российской «атомной корпорацией», то не избежать роста цен у себя на рынке ядерной энергетики. А это европейцам, испытывающим проблемы с топливом, не нужно. Европа и США могли бы, конечно, назло России заглушить ядерные реакторы, но возобновляемые источники энергии, на которые возлагались особые надежды, так до сих пор и не оправдали себя.
После того, как Запад ввёл запрет на поставку технологий и оборудования российским компаниям ТЭК и нефтехимии, в нашу страну перестали поставлять технологические линии для производства каучуков. Включая, к примеру, катализатор для их синтеза. Но оставить нашу страну без шин у них не получилось. Уже к концу 2022 года специалисты СИБУРа нашли замену ценному веществу. Новая технология позволяет производить каучук ничуть не хуже зарубежного. Когда западные производители шин демонстративно ушли из России, потеря была невелика. Все они в основном работали на внешний рынок, поставляли свою продукцию на экспорт в ЕС, который теперь для нас запрещён.
Оправившиеся от санкционных ударов отечественные каучуковые заводы позволяют полностью покрыть потребности российской шинной промышленности. Правда, могут возникнуть некоторые проблемы с натуральным каучуком, который используют только для производства шин премиум класса. Но о его временных поставках (пока не наладим своё производство) можно договориться с дружественными странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Словом, «каучуковый запрет», на который очень рассчитывали в Евросоюзе, стал для нас неплохим толчком к наращиванию внутреннего производства шинной продукции.
Экс-советник ЦРУ Джеймс Рикардс считает, что «санкции США и ЕС в отношении России из-за Украины были хуже, чем полный провал». Запретительные меры, по его словам, не смогли изменить поведение РФ, не смогли нанести материальный ущерб российской экономике, и только бумерангом нанесли ущерб США, Европе, многим западным финансовым институтам.
The Daily Reckoning.отмечает: «Нанести реальный ущерб российским институтам чрезвычайно сложно, потому что РФ годами готовилась именно к такой финансовой атаке со стороны Соединенных Штатов. Её банки надежны, имеют хорошую ликвидность и доступ к межбанковским средствам, даже без помощи SWIFT или западных корреспондентов».
Политики ЕС признают, что следующий, одиннадцатый пакет санкций, может оказаться последним. Ведь абсолютно всё, что только можно было запретить, Европа уже запретила. А это почти половина всех товаров, которые раньше везли в Россию. Главные трудности для европейской экономики ещё впереди. Странам ЕС, в частности, не обойтись без российских удобрений, редкоземельных металлов, радиоактивных изотопов, урановых стержней, титановых покрытий и другого важнейшего и относительно дешёвого сырья.
У Европы нет другого выхода, кроме как вернуть энергоносители из России. Если Старый Свет не решится на это в ближайшие несколько лет, то может скатиться в рецессию, выхода из которой не будет. Жесточайший энергетический кризис и грабительские нападки США привели к тому, что Европа разочаровалась в либеральной политической системе. А Евросоюзу, США и Британии ничего не остаётся, как проводить «разъяснительную работу» с торговыми партнерами России по исполнению санкций, которые те, как и прежде, стремятся обойти.