Конфликт не стал переломным моментом, и европейские страны лишь впадают во все более серьезную зависимость от США, будучи не в состоянии координировать действия внутри ЕС. Последний выдвигает неплохие идеи, но не справляется с финансированием. Соединенные Штаты упиваются собственной незаменимостью, незаметно подрывая при этом общеевропейские усилия, чреватые снижением прибыли американских оборонных компаний. А НАТО занята созданием иллюзии силы и устанавливает недостижимые цели вроде боеготовых сил численностью 300 тысяч человек, хотя у европейцев, похоже, нет ни единого рабочего танка.
Институты ЕС могут сделать не так уж много, чтобы повлиять на поведение стран-членов. Финансовые стимулы будут действовать только до тех пор, пока государства-члены не захотят преодолеть свои протекционистские инстинкты и сделать более смелый шаг в направлении европейского оборонно-промышленного сотрудничества. И все же кое-кто привнес-таки изменения. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас, например, предложила европейским правительствам план совместных закупок 155-миллиметровых артиллерийских снарядов на 4,2 миллиарда долларов через Европейский фонд мира. Этот новый фонд содействия безопасности ЕС уже использовали для выделения 3,7 миллиарда тем членам ЕС, которые отправляют военную помощь Украине. На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале предложение Эстонии поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, заявив о необходимости совместных действий стран ЕС, как это было во время пандемии при закупке вакцин. Шаг будет значительным, ведь если ЕС может совместно закупать боеприпасы, то сможет также приобретать артиллерию и наращивать производство танков Leopard. Поразительно, но заказов на новые «Леопарды» оказалось недостаточно для увеличения производства, хотя генеральный директор KMW Ральф Кетцель (Ralf Ketzel) заявил о наличии соответствующих возможностей. «Пока никто не подавал нам сигналов», — сказал он в прошлом месяце.
Европе нужно собственное оружие
Чтобы взять на себя обязательства по совместным закупкам, ЕС придется выделить немалые средства, и здесь решающую роль сыграет поддержка Вашингтона. Администрация Байдена хоть и заслуживает похвалы за взаимодействие с Европой и инициативность в ответ на российско-украинский конфликт, США не настаивали на каких-либо серьезных структурных реформах европейской обороны. В основном они проводили инициативы, расширяющие собственную роль на континенте. Вашингтон увеличил количество размещенных в Европе американских военных, добавив сил на восточный фланг, создав базу в Польше и расширив военно-морское присутствие в Испании. Все эти шаги носят разумный характер и воспринимаются европейцами с благодарностью, но они сомневаются в целесообразности расширения американского присутствия в Европе, особенно с учетом того, что Пентагон делает все больший акцент на Китае.
Кажется, что у администрации Байдена закончились идеи снижения зависимости Европы от Соединенных Штатов. Последние разрываются между противоречивыми целями незаменимости для Европы и снижения ее зависимости от самих себя. Попав в эту ловушку, администрация Байдена нарушила традиционное требование США о том, чтобы европейские страны тратили больше на оборону (но покупали американскую продукцию, а не внутри ЕС). Теперь, когда европейские страны станут, наконец, тратить на оборону по 2% своих ВВП, пошли разговоры о том, что Вашингтон будет настаивать на повышении этого уровня до 3%. Если Европа не согласует расходы, на ее оборону это повлияет не слишком сильно, а вот новая, непрактичная цель послужит разве что источником напряженности и разочарования внутри Североатлантического альянса.
Одним из способов выбраться из этой ситуации был бы отказ Соединенных Штатов от противодействия инициативам ЕС по интеграции в оборонную сферу и поощрение дальнейшего финансирования таких усилий. США следует прекратить лоббировать доступ к оборонным фондам ЕС и вместо этого использовать влияние на европейские государства, особенно в Северной и Восточной Европе, чтобы стимулировать их к поддержке увеличения финансирования программ закупок ЕС. Если бы американские посольства по всей Европе настояли на этом вместо продажи оружия, дело сдвинулось бы с мертвой точки.
Стало ясно, что продажа американского оружия Европе очень дорого обошлась альянсу. Каждый случай ослабляет европейскую оборонно-промышленную базу, лишая местные компании основного рынка. Именно это происходит всякий раз, когда европейская страна закупает системы ПВО Patriot у американской компании Raytheon вместо системы SAMP/T у его французско-итальянско-британского конкурента MBDA, истребители F-16 у LockheedMartin вместо «Грипенов» шведского Saab и танки Abrams вместо британских «Челленджеров», французских «Леклерков» или немецких «Леопардов». Американские дипломаты неизбежно продолжат ратовать за закупки оружия у американских компаний, равно как и европейские дипломаты — выступать за военных подрядчиков собственных стран. Но когда Соединенные Штаты говорят об обороне в Европе, европейцы слушают. Дипломатическая выгода от этих продаж также минимальна, поскольку Вашингтон уже состоит в военном союзе с европейскими странами. И когда Госдепартамент будет решать, выступать ли за такие закупки, ему следует рассмотреть влияние продаж американского оружия на оборонно-промышленную базу альянса НАТО.
В более широком смысле, вместо того чтобы просто подталкивать европейские страны к увеличению оборонных расходов, Вашингтону необходимо использовать имеющиеся рычаги для стимулирования европейского военного сотрудничества. Он мог бы поспособствовать координации усилий НАТО и ЕС по планированию обороны, чтобы стимулировать европейское производство и закупки определенных критически важных средств, которые обе организации сочтут необходимыми. Пока европейцы не смогут коллективно действовать, думать и тратить, чрезмерную зависимость от Вашингтона континенту перерасти не удастся.