Три крупнейших банка в США стали жертвами рискованной политики, объясняет «Цайт». Резко упали гособлигации США — те самые, куда когда-то складывал «излишки» денег Минфин РФ во главе с Кудриным. В результате активы банков, державших деньги в облигациях, сократились. А вкладчики стали снимать вклады.
Финансовый кризис в США разрастается: в течение короткого времени три финансовых института были объявлены банкротами. Политики пытаются избежать паники, обещая гарантировать сохранность депозитов.
Банковский кризис в США разрастается. В воскресенье вечером банковские регуляторы решили передать нью-йоркский Signature Bank под внешнее управление, чтобы должным образом провести его банкротство. Это уже второй случай за последние несколько дней, когда власти закрывают финансовый институт. В пятницу они неожиданно объявили о банкротстве Silicon Valley Bank (SVB). А всего за несколько дней до этого банк Silvergate Capital – финансовый институт, специализирующийся преимущественно на криптовалютных операциях – добровольно объявил о закрытии. Таким образом, уже три финансовых института США в течение очень короткого времени объявили о банкротстве.
В связи с этим Вашингтон крайне встревожен. Министр финансов Джанет Йеллен (Janet Yellen), глава Федеральной резервной системы (ФРС) Джей Пауэлл (Jay Powell), а также представители других финансовых ведомств в эти выходные дни были заняты поиском решения, которое могло бы предотвратить дальнейшее разрастание финансового кризиса. Президент заявил, что правительство «призовет к ответственности всех, кто виноват в этом кошмаре».
В воскресном телеинтервью Йеллен заявила, что государство не будет спасать закрытые банки. Деньги налогоплательщиков на эти цели тратиться не будут, обещала она. Член Демократической партии Йеллен непременно хотела, чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что правительство собирается спасать банки деньгами из общественных фондов. На это есть веские политические причины. Ее партию и тогдашнего президента Обаму позже часто обвиняли в государственной поддержке попавших в трудное положение банков во время финансового кризиса 2008 года.
Предотвратить панику
В то же время Йеллен и ее вашингтонские коллеги должны были в выходные дни найти решение для того, чтобы успокоить вкладчиков, клиентов банков и фирмы. Новый механизм срочного финансирования банков под названием Bank Term Funding Program, о котором было заявлено в воскресенье вечером, призван выполнить эту задачу. Этой программой будет заниматься не министерство финансов, а Федеральная резервная система. Она должна будет предоставить необходимые средства, чтобы клиенты банков SVB и Signature уже в понедельник могли снять свои средства с депозитов.
До сих пор гарантии Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC) распространялись только на депозиты, не превышающие 250 тысяч долларов. Однако нынешняя акция банковских регуляторов обеспечивает выплату всех вкладов – притом не только клиентам SVB и Signature, но потенциально и всех других банков, оказавшихся в трудном положении. Первоначально FDIC надеялась, что ей удастся найти покупателя на SVB. Это – решение, которое до сих пор официально считается возможным. Однако пока интерес был проявлен лишь к британскому филиалу SVB. Но как же все-таки дело зашло так далеко?
Коллапсу SVB предшествовала паника среди клиентов банка, которые в четверг одновременно сняли со своих счетов несколько миллиардов долларов. В пятницу во второй половине дня регуляторы были вынуждены закрыть банк, который теперь находится под управлением FDIC. Значение SVB лишь в малой степени определяется величиной банка. Общие актива банка оцениваются приблизительно в 200 миллиардов долларов, и поэтому SVB в десять раз меньше, чем JP Morgan Chase, который, располагая активами в размере 3,3 триллионов долларов, является самым большим банком США.
Рухнул «домашний банк» технологичной индустрии США
Но основанный в 1983 году SVB был домашним банком американской высокотехнологичной индустрии. Согласно данным агентства Bloomberg, почти половина всех стартапов США кредитовалась в этом калифорнийском банке. Многие из этих предприятий депонировали средства, полученные от инвесторов, в этом банке и снимали их по мере надобности. Если бы они потеряли свои вклады, то для многих из них это означало, что и они оказались в трудном финансовом положении. То есть, коллапс банка нанес бы огромный вред и инновационной экосистеме США.
Судя по всему, именно эти постоянные клиенты SVB утратили в данный момент доверие к институту. В СМИ появились сообщения, что венчурный фонд Founders Fund, одним из основателей которого является известный инвестор Кремниевой долины Питер Тиль (Peter Thiel), посоветовал стартапам в своем портфолио забрать капиталы из SVB. Другие венчурные фонды также предупредили своих клиентов, что стоит подстраховаться от возможных потерь и снять вклады со счетов в SVB. Всё это привело к панике.
Масла в огонь добавила информация, что SVB пытается дополнительной эмиссией акций компенсировать убытки в размере 1,8 миллиарда. Эта срочно предпринятая попытка раздобыть деньги вызвала опасение, что у банка нет достаточных средств. Курс его акций обвалился, и в пятницу SVB прекратил попытки увеличить собственный капитал. Вскоре после этого регуляторы закрыли банк.
Крах SVB – результат фатальной цепной реакции, вызванной Федеральной резервной системой. Во время пандемии, когда высокотехнологичная индустрия находилась на пике, SVB вложил 91 миллиард долларов в государственные облигации США и в надежные ипотечные бумаги. Все они считались самыми надежными бумагами в мире. Однако в прошлом году ФРС начала поднимать ключевую ставку, чтобы остановить галопирующую инфляцию. Это непосредственно сказалось на стоимости облигаций в активах SVB.
А так как прибыльность этих бумаг по сравнению с заново выпущенными снизилась, то упала и их стоимость. В случае с SVB они неожиданно потеряли в цене 15 миллиардов долларов, о чем сам банк сообщил в своих отчетах. Такое понижение стоимости активов в принципе не проблема, так как оно отражается лишь на бумаге. Однако когда облигации приходится продавать, то это действительно приносит убытки. Именно это был вынужден сделать SVB в последние месяцы. Банку пришлось продать бумаг на 21 миллиард долларов, так как ему были нужны средства, чтобы возвратить вклады клиентам.
Это также стало следствием повышения ключевой ставки ФРС. Повысились расходы стартапов, и они стали изымать депозиты из своего домашнего банка SVB. В результате банк потерял 1,8 миллиардов долларов, что повлекло за собой его попытку повысить собственный капитал, а затем вызвало панику.
ФРС в трудном положении
SVB – далеко не единственный банк, облигации которого в результате повышения ключевой ставки ФРС в течение всего нескольких месяцев значительно потеряли в цене. В целом нереализованные убытки банков США, возникшие в результате понижения стоимости облигаций, составили в декабре 2022 года 630 миллиардов долларов, о чем свидетельствуют данные FDIC. Еще в декабре 2021 эти убытки оценивались всего в восемь миллиардов долларов.
ФРС находится сейчас в затруднительном положении. В нормальной ситуации она бы погасила нервозность на рынке, щедро предоставив финансовым институтам необходимую ликвидность. Но сейчас это свело бы на нет ее усилия сделать деньги более дорогими и тем самым замедлить экономику и, следовательно, затормозить инфляцию.
Инвесторы однако думают, что ФРС, а также центральные банки стран ЕС из-за последних событий будут более сдержанно вести себя при повышении ключевых ставок. Этим объясняется тот факт, что, несмотря на крах банков, индикаторы все еще указывают на повышение курсов в начале этой недели.
Хайке Бухтер (Heike Buchter)
Если быть точным, то кризис уже начался – вслед за двумя рухнувшими банками Silicon Valley Bank (SVB) и Signature Bank, активы которых составляли 330 млрд. долл., еще 52 млрд. своей рыночной стоимости потеряли четыре самых крупных банка США — JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Wells Fargo.
Иными словами, банкротство двух не самых крупных банков Америки, один из которых находится в Силиконовой долине, а второй в Нью-Йорке, спровоцировало цепную реакцию. Акции ведущих банков начали стремительно падать и терять в своей цене.
Следующий этап может стать фатальным для всей банковской системы США. Дело в том, что клиенты разорившихся банков, вклады которых застрахованы, получат свои средства, точнее их часть – 250 тыс. долл.
Но есть еще категория клиентов, у которых вклады не застрахованы. С большой долей вероятности можно сказать что своих денег они не увидят.
- И теперь представьте себе картину по всем Соединенным Штатам Америки. Владельцы вкладов как не застрахованных. так и застрахованных, ринутся их снимать, что вполне логично. И это начнется по всей территории США, и в Европе, и вообще везде где есть отделения американских банков.
В самом худшем варианте массовый вывод средств с банковских счетов приведет к волне банкротств банков. Говоря простым языком – у банков не найдется столько средств, чтобы выплатить их вкладчикам.
Предчувствуя все это, Федеральная Резервная Система открыла линии кредитования банков. Плюсом к этому нуждающимся банкам будет предоставлено дополнительное финансирование по программе Bank Term Funding Program (BTFP). Но все это кредиты, которые затем надо будет отдавать.
К проблеме подключился и Минфин США, выделив для программы BTFP 25 млрд. долл. По сравнению с потерями ведущих банков это капля в море.
И главный вопрос звучит теперь так:
— хватит ли у ФРС и Минфина США средств, чтобы погасить пожар банковского кризиса?
ФРС США может оказаться бессильным и не сможет погасить этот банковский кризис (фото с сайта tacticinvest.ru)
Критический день – 13 марта. Но пока в США ночь (на момент написания статьи), но утром, когда откроются банки, может быть дан старт самому мощному в истории США кризису банковской системы: вкладчики начнут массово снимать свои вклады.
Предвестником большой беды стали торги акциями в пятницу. Если крупные банки потеряли более 50 млрд. долл., то потери средних и мелких банков в сумме могут быть еще больше. Просто пока еще никто не считал их потери.
Так «Индекс региональных банков S&P 500» упал на 4,3 %. А всего за неделю его падение составило 18 %. Это самый худший показатель, начиная с 2009 года.
В качестве примера:
— Signature Bank – падение на 23 %;
— First Republic Bank — 15 %;
— Western Alliance Bancorp – падение на 21 %;
— PacWest Bancorp обрушились еще сильнее — на 38 %;
— Charles Schwab Corp — на 11 %.
По этим цифрам видно, что еще один неудачный день и эти банки рухнут как карточный домик.
И это еще не все.
Под тяжестью нехороших новостей начал сбоить банковский сектор Британии и Евросоюза.
И у всех один вопрос: а хватит ли времени погасить разрастающийся пожар банковского кризиса?
- P.S. Предположу, что без кармы здесь не обошлось: все происходящее сейчас в банковском секторе Запада является наказанием за незаконный арест российских активов. Вот они и встают им колом.
Доллар превращается в бумагу (фото Одноклассники.ру)