[«Дамоклов меч»*] США утратили право бесконечно печатать доллары: спрос упал
Все больше государств начинают сокращать использование доллара из-за рисков, которые проявились после заморозки российских активов. Спрос на американскую валюту снижается, поэтому США теряют возможность бесконтрольно печатать свою валюту, рассказал «Прайм» ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин.
Он напомнил, что власти США уже год повышают ставки для борьбы с инфляцией. Это приводит к масштабному удешевлению гособлигаций, которые имеют большой вес в портфелях банков. Как следствие, у них образовались убытки, которые усугубляются «просадкой» акций.
«Это создает предпосылки для так называемых „набегов на банк“, когда вкладчики массово начинают снимать деньги со счетов. Все это ставит власти США в очень сложное положение. Они могут оказаться перед выбором — спасти финансовую систему страны и пожертвовать долларом или наоборот. Одновременно сохранить и то, и другое может не получиться», — объяснил он.
Спасение финансовой системы — если в таковом возникнет необходимость — может потребовать прекращения цикла повышения ставки или даже ее снижения, и в целом окончания количественного ужесточения.
«В таком случае инфляция может полностью выйти из-под контроля, что будет чревато очень сильным ударом по доллару и его статусу мировой резервной валюты», — сказал Сыроваткин. А, значит, продолжать печатать доллар в огромных количествах уже не получится — на него не будет такого спроса.
Если же ФРС продолжит повышать ставки и в целом сохранит курс на борьбу с инфляцией, то это поддержит доллар, но последствия такой политики для финансовой системы США могут оказаться катастрофическими, резюмировал аналитик.
Накануне аналитик TeleTrade Владимир Ковалев рассказал «Известиям», что многие страны стремятся ограничить использование американской валюты в экономических отношениях, опасаясь стать объектами рестрикций со стороны Штатов.
Тогда же американский политолог Джон Вароли допустил, что финансовую систему США в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, ждет неизбежный крах.
Ранее, 11 марта, обозреватель New York Post Джей Ньюман также отметил, что Вашингтон лишается способности оказывать давление на международной арене, так как санкции, в том числе против России, приводят к снижению доверия к доллару и ослаблению его позиций.
В конце февраля официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в разговоре с «Известиями» отметил, что в мире идет процесс дедолларизации, страны стали «больше опираться на свои национальные валюты».
Аналитики практически не сомневались, что ФРС на плановом заседании 22 марта поднимет ключевую долларовую ставку на 0,5 процентного пункта, до 5,25%. Кроме этого, рынок закладывал пик по ставке ФРС в июне на уровне 5,75% и не ожидал снижений ставки в этом году. Также рынок ожидал, что ЕЦБ на заседании уже в этот четверг, 16 марта, должен был поднять основные процентные ставки на те же 0,5 процентного пункта: депозитную ставку до 3%, ставку рефинансирования — до 3,5%. Рынок закладывал пик по депозитной ставке в 4%.
Оба центробанка хотели продолжать быстро ужесточать финансовые условия, чтобы охлаждать спрос в экономике с целью побороть высокую инфляцию. Так, в США инфляция в январе составляла 6,4% против целевых 2% (в три раза выше цели), а в еврозоне инфляция в феврале составляла 8,5% против целевых 2% (в четыре раза выше цели). В результате доходность по десятилетним гособлигациям США (ориентир, например, для ипотеки) на минувшей неделе превышала 4%.
Внезапный банковский мини-кризис в США оказался неожиданным для инвесторов и привел к существенному пересмотру прогнозов по ставкам ведущих центробанков, говорит главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Именно самый быстрый за последние сорок лет цикл ужесточения монетарной политики ФРС США, по его словам, стал главной причиной банкротства двух уже теперь очень известных в мире американских банков: Silvergate SVB и Signature. Накануне рейтинговое агентство Moody s изменило прогноз по банковской системе США со «стабильного» на «негативный, следует из сообщения агентства.
ФРС за последний год подняла ключевую долларовую ставку с 0,25% до 4,75%. Кроме этого, американский центробанк сокращает свой баланс по 95 млрд долларов в месяц, изымая избыточную долларовую ликвидность из финансовой системы. Быстрое ужесточение финансовых условий привело к распродаже на рынке облигаций. Так, на американском долговом рынке цены падают с осени 2020 года. В результате инвесторы, которые вкладывались в американские облигации, терпят убытки. Так банк SVB — 16-й по активам банк США — имел свыше 120 млрд долларов инвестиций в долговых бумагах. По мере повышения ставки ФРС убытки банка нарастали. В результате это привело к банкротству. „Мы ожидаем дальнейшего усугубления ситуации в американской и финансовой глобальной системе и считаем, что вероятность финансового кризиса высокая. Чем выше американский ЦБ повысит ключевую долларовую ставку и дольше продолжит на пиковом уровне, тем выше вероятность финансового кризиса и глобальной рецессии. Напомним, что в 2008 году американская экономика не выдержала ставку ФРС в 5,25% и разразился мировой финансовый кризис“, — говорит Васильев.
Мировая экономика существенно нарастила долг для преодоления последствий пандемии ковида. Поэтому резкое ужесточение финансовых условий может вылиться в новый финансовый кризис и при более низкой ставке ФРС. Теоретический банковский кризис поставил ФРС перед сложным выбором. С одной стороны, американский ЦБ должен бороться с инфляцией, дальше повышать ставку и ужесточать финансовые условия. С другой стороны, ФРС вынуждена спасать финансовую систему и смягчать финансовые условия. Если ФРС развернется в сторону смягчения монетарной политики (испугавшись рецессии или из-за нарушения работы финансовой системы) раньше, чем победит инфляцию, то тогда Федрезерв рискует повторить стагфляцию 1970-х годов, когда потребовалось двадцать лет и подъем ставки ФРС до 20%, чтобы победить укоренившуюся инфляцию.
Тем не менее рынки считают, что ФРС выберет поддержание финансовой стабильности и будет спасать банки, смягчая финансовые условия. Они полагают, что ФРС на заседании 22 марта повысит ключевую долларовую ставку на 0,25 процентного пункта, до 5%. Последнее повышение в этом цикле ожидается на следующем майском заседании — еще на 0,25 процентного пункта, до 5,25%. При этом рынок стал закладывать начало цикла снижения ставки ФРС уже с июня с целью 4,25% на конец этого года для удержания финансовой стабильности и смягчения последствий вероятной рецессии.
В любом случае решения ЕЦБ и ФРС в ближайшую неделю мало повлияют на российскую финансовую систему и ее показатели. «Вследствие западных санкций российская финансовая система и экономика во многом оказались отрезанными от западной финансовой системы. Поэтому такого прямого влияния, как, например, в глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов, уже нет из-за отсутствия связей у большинства российских банков с банками США и Европы. В то же время потенциальный финансовый кризис может привести к глобальному экономическому спаду», — указывает Васильев.
Так, рецессия в мировой экономике, вероятно, приведет к снижению цен на сырье и уменьшению объемов их потребления. Американские и европейские потребители будут меньше покупать, а Китай — меньше производить. Именно через сырьевой канал потенциальный финансовый кризис на Западе окажет непосредственное влияние на российскую экономику и российских инвесторов, считает Васильев.
Скорее всего, нынешний кризис может закончиться локальным снижением доллара и евро и таким же локальным укреплением рубля к этим валютам.
утратили не право, а смысл… ну и не утратили совсем уж пока...
вот сейчас бы всем «независимым» и «цивилизованным» странам Запада потребовать вернуть из США свой золотой запас...
Они пытаются сбить спрос на наши товары, чтобы лишить нас источника существования?
Нефть, газ, уголь, электроэнергию, АЭС, продовольствие, удобрения...
А уже мы сбили спрос на их валюту.
Посмотрим кто кого: реальность против виртуальности, средства производства и потребления против бумажек и цифр на экранах для обращения созданного всеми остальными мирового богатства.
Одни только топливо и сырьё перетянут, не говоря уже о всем остальном.
Наша капитализация против их «капитализации», которая без китайской глобализации ничего не стоит: ноль, зеро, пустое место.