[«Хождение в Каноссу»*] The China Times: Бывший глава тайваньской администрации Ма Инцзю (с 2008 по 2016 год) посетит несколько городов материкового Китая с 27 марта по 7 апреля впервые с 1949 года

отметили
24
человека
в архиве
[«Хождение в Каноссу»*] The China Times: Бывший глава тайваньской администрации Ма Инцзю (с 2008 по 2016 год) посетит несколько городов материкового Китая с 27 марта по 7 апреля впервые с 1949 года

По данным издания, политик планирует посетить города Нанкин, Ухань, Чанша, Чунцин и Шанхай. Ма Инцзю, чьи родители жили в центральной китайской провинции Хунань, намерен совершить ритуал почтения памяти предков в городе Сянтань (провинция Хунань). Бывший глава администрации вместе с группой тайваньских студентов посетит несколько мест, связанных с Синьхайской революцией (1911-1912) и Войной сопротивления против Японии (1931-1945). Кроме того, во время поездки будет организована встреча тайваньских студентов с учащимися университетов материкового Китая.

Ма Инцзю способствовал активизации экономического сотрудничество между Тайванем и материковым Китаем. Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда туда бежали остатки сил Гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887-1975), потерпев поражение в гражданской войне в Китае. С тех пор остров сохраняет флаг и некоторые другие атрибуты прежней Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти коммунистов. Пекин считает Тайвань одной из провинций КНР.

* Хождение в Каноссу, или каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang; итал. l'umiliazione di Canossa) — датированный 1077 годом эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие Генриха IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 года.

В начале своего пребывания на посту папы римского Григорий VII попытался реформировать процесс инвеституры (в Диктате Папы), но встретил противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV. Генрих при этом утверждал, что ратует за сохранение устоявшегося права императоров «вводить в должность» епископов и других священнослужителей. Генрих отказался признавать Григория в качестве папы римского; в ответ Григорий отлучил императора и объявил его правление незаконным. Об отлучении было объявлено в Великопостном синоде 1076 года, в Риме. Григорий заявил также, что ровно через год отлучение станет постоянным и необратимым.

Немедленные последствия встречи в Каноссе оказались достаточно малы. Хотя Генрих IV вернулся под покровительство церкви, всем ожиданиям, будто папа поддержит его в качестве законного правителя[4], не суждено было сбыться. В марте в Форхгайме собралась небольшая группа могущественных саксонских и южногерманских землевладельцев, среди которых были архиепископы Зальцбурга, Майнца и Магдебурга и несколько других епископов. Постановив, что Генрих безвозвратно утратил имперское достоинство, они заочно лишили Салическую династию права передавать императорскую корону по наследству и что «королевский сын, будь он даже положительно достойным человеком, должен стать королём только в результате добровольного избрания» (со слов германского летописца Бруно Саксонского, присутствовавшего в свите архиепископа Магдебургского). Папа Григорий VII поддержал это соглашение[5]. Запрет на правление для Генриха всё ещё оставался в силе, и он оказался втянут в гражданскую войну против герцога Рудольфа Швабского. Григорий VII вторично отлучил Генриха, но тот тем временем выиграл гражданскую войну и двинулся на Рим. Григорий был вынужден бежать, а на его месте оказался Климент III[6].

Тем не менее значение событий в Каноссе для Германии и Европы в целом оказалось значительно большим. Во время Реформации XVI столетия Генриха IV превозносили как защитника прав и германцев, и противников папы. Многие из лютеран считали его «первым протестантом» и использовали его пример в борьбе против правления, которое они считали тиранией.

Позже в германской истории те же события получили более мирское восприятие: они стали означать отказ Германии подчиняться какой бы то ни было внешней власти (в особенности Римской католической церкви, хотя и не только ей). Отто фон Бисмарк во время своего «культуркампфа» заверил соотечественников: «Мы не отправимся в Каноссу — ни телом, ни духом!», подразумевая под этим свободу от внешнего вмешательства в политическую, религиозную и культурную жизнь страны[7].

С другой стороны, итальянский философ и политик Бенедетто Кроче назвал Каноссу первой после падения Римской империи ощутимой победой папы, олицетворявшего для итальянских историков XIX века итальянский народ, над германским превосходством. Кроче считал события в Каноссе началом отхода от Италии как части Священной Римской империи к итальянскому Возрождению, в ходе которого Германия к XV столетию утратила власть над северной Италией.

«Идти в Каноссу»

В наши дни под выражением «идти в Каноссу» чаще всего понимают акт покаяния или покорности. Сходные выражения существуют в немецком: «nach Canossa gehen», в датском, норвежском и шведском: «Canossavandring» или «Kanossagang», французском: «aller à Canossa» и итальянском: «andare a Canossa» языках. Все эти выражения означают покаяние, часто — против воли или вынужденное. Гитлер, к примеру, воспользовался этим выражением для описания своей встречи с министром-президентом Баварии Генрихом Хельдом, на которой Гитлер, недавно освободившийся из Ландсбергской тюрьмы, просил снять запрет с национал-социалистической партии[8].

Добавил suare suare 19 Марта 2023
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать