Эти повседневные решения могут принести определенный результат. Если бы как можно больше людей стали воспринимать борьбу за ликвидацию бедности как образ жизни, произошла бы переоценка всего, что считается социально приемлемым и возможным. Если бы достаточное количество наших граждан нашло способы показать, что больше не потерпит обнищания, мы бы оказали растущее давление на руководителей корпораций и страны в целом, потенциально создав прилив политической воли и возобновив призывы к реформам.
Нам нужно заново “создать здравый смысл”, — сказала Дженн Стоу (Jenn Stowe), исполнительный директор Национального альянса домашних работников. Работая от имени нянь, уборщиц и сиделок на дому, эта организация стремится переосмыслить общепринятое представление об уходе, “давая людям возможность увидеть себя в этом движении”, как выразилась мисс Стоу.
Также можно нарушить все обычные способы нормализации статуса-кво. Для привилегированных американцев недовольство налогами давно стало обычным делом. Но при этом игнорируется тот факт, что для субсидирования достатка государство всеобщего благосостояния делает гораздо больше, чем для борьбы с бедностью.
Что, если в следующий раз, когда кто-то из ваших коллег поднимет эту тему, мы в качестве альтернативы поговорим об этом? Что, если поразмыслить над тем фактом, что домовладельцы ежегодно кладут в карман миллиарды долларов из-за вычета процентов по ипотеке, а большинство бедных семей-арендаторов не получают дотаций на аренду жилья от государства? Что, если некоторые из этих домовладельцев начнут жертвовать часть, а то и все свои непредвиденные доходы в фонд защиты граждан от выселения, требуя от Конгресса отменить льготу и перенаправить деньги на инициативы по борьбе с бедностью?
То, что это робкое, но логичное предложение покажется некоторым дерзким, если не радикальным, обнажает степень ограниченности наших нравственных амбиций и общего регресса нации, претендующей на приверженность свободе и равенству возможностей.
И мы не можем добросовестно заявлять о приверженности борьбе с бедностью — или с теми же расовыми предубеждениями, — если и дальше станем поддерживать сегрегацию в любом виде. Ценности не должны заканчиваться там, где проходит граница чьей-либо собственности. Борцы за ликвидацию бедности выступают против законов об ограничительном районировании и работают над созданием инклюзивных кварталов. Речь идет о тяжком труде по разрушению стен, которые многие из нас возвели вокруг своих сообществ, лоббированию интересов соседей, обмене доказательствами того, что грамотно спроектированное доступное жилье не влияет на стоимость недвижимости, присутствии на заседаниях комиссий по районированию и поддержке строительства новых кварталов.
В 1960-х диксикраты (члены демпартии из Южных штатов) объединились с республиканцами, чтобы ускорить законодательный процесс. Сенаторы проводили в кабинетах дни и ночи, лишь бы только иметь возможность препятствовать либеральным реформам. Бездействие правительство было и результатом, и целью. (Знакомо звучит?) И все же, несмотря на всю эту политическую поляризацию и обструкционизм, были подписаны основные законодательные акты о гражданских и избирательных правах, была создана современная система социальной защиты с принятием концепций «Великого общества» и «Войны с бедностью».
Эти преобразующие инициативы помогли миллионам людей выбраться из нищеты, объявили дискриминацию вне закона и защитили гражданские права чернокожих американцев. Если так многого удалось достичь, несмотря ни на что, то только благодаря неослабевающему давлению на законодателей со стороны организаторов трудового движения и движения за гражданские права.
Сегодня, как и тогда, чтобы покончить с бедностью, нужно сплотиться и предъявить стране соответствующие требования. Необходимо массовое движение за экономическую справедливость. Нечто подобное уже зародилось, и мы тоже можем статью частью процесса, независимо от достатка и уровня жизни.
У этой богатой страны есть все необходимое для искоренения бедности. Осталось только найти в себе волю сделать это — причем не просто сократить, а полностью с ней покончить.
Автор: Мэтью Десмонд (Matthew Desmond) — социолог из Принстона, директор Eviction Lab, автор статей для журнала “Нью-Йорк Таймс” и книг “Бедность в Америке" и «Выселенные: нищета и благополучие в американском городе”.