[Паутина] «Перезагрузка» европейской системы безопасности обязательно случится. Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ — о положении России в ряде международных организаций

отметили
29
человек
в архиве
[Паутина] «Перезагрузка» европейской системы безопасности обязательно случится. Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ — о положении России в ряде международных организаций

Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Николай Кобринец в специальном интервью ТАСС рассказал о том, сохранит ли Россия членство в ряде международных организаций, как Москва будет отвечать Западу на нападки, а также ответил на вопрос, когда наступит «перезагрузка» системы международной безопасности.

— Ранее Россия отказалась раскрывать странам ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) данные о вооруженных силах в рамках Венского документа 2011 года «О мерах укрепления доверия и безопасности» (ВД-2011). Это частный случай или Москва будет теперь в целом избирательно смотреть на нормы и требования ОБСЕ?

— Российская Федерация никогда не практиковала избирательный подход к обязательствам, принятым в рамках ОБСЕ. Мы всегда ответственно подходили к соблюдению положений Венского документа. Считаем, что мы вправе ожидать такого же подхода от других государств — участников организации. На деле происходит обратное.

Так, в июле прошлого года Чехия решила приостановить выполнение обязательств по ВД-2011 в отношении нашей страны. В ноябре Украина на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности заявила об отказе передавать данные ежегодного обмена военной информацией и ежегодные уведомления, предусмотренные положениями документа.

Кроме того, в прошлом году 29 стран ОБСЕ не предоставили в установленные сроки отдельные виды уведомлений. Болгария, Польша и Франция не пригласили российских представителей на посещение своих баз. Нидерланды исключили Россию из списка рассылки уведомлений.

Подобные действия подрывают основу Венского документа, превращая механизмы верификации лишь в дополнительный источник получения странами Запада разведывательной информации. А как она используется в интересах вооруженных сил Украины (ВСУ), нацбатальонов и наемников на Украине, мы знаем.

В этих условиях Россия не сочла возможным предоставить информацию о военных силах, основных системах вооружения и техники и планах развертывания этих систем, предусмотренную Разделом I ВД-2011, и уведомила о соответствующем решении ОБСЕ.

Повторю: мы не отказываемся от своих обязательств, однако дальнейшие шаги будем выверять в зависимости от выполнения Венского документа 2011 года другими государствами — участниками ОБСЕ.

Согласитесь, странно прятать от нас информацию, подстрекать Украину к войне, поставлять ей все более «убойное» оружие в огромных объемах и требовать от нас прозрачности в военной сфере. Это было бы смешно, если не было бы так грустно. Так не пойдет.

— Возможен ли в обозримом будущем выход нашей страны из ОБСЕ, ведется ли предметное обсуждение такого варианта?

— Различного рода обсуждения и «пересуды» на этот счет идут давно. Некоторым недружественным государствам — участникам организации очень бы хотелось развития событий именно по такому сценарию. Уход нашей страны из ОБСЕ подавался бы ими в качестве крупной дипломатической победы.

Призывы выйти из ОБСЕ звучат и внутри российского общества. Продиктованы они в своем большинстве разочарованием — и разочарованием обоснованным — в работе этой организации. И вот здесь важно понимать причины произошедшего.

Нынешняя крайне непростая, если не сказать кризисная ситуация в ОБСЕ во многом является результатом недальновидной конфронтационной политики коллективного Запада во главе с США. К организации перестали относиться как к площадке для взаимоуважительного диалога, достижения договоренностей, поиска решений по ключевым вопросам евробезопасности. Напротив, западные страны используют ОБСЕ для продвижения сугубо интересов и повестки дня Евросоюза и НАТО.

В этом им активно подыгрывают действующие председательства ОБСЕ: в прошлом году — польское, в этом — северомакедонское. Пытаются свести деятельность организации к русофобии, тотальной «украинизации» повестки дня. В итоге разрушаются основы взаимодействия государств-участников. Речь не только о несоблюдении Правил процедуры и отказе от работы в рамках полезных диалоговых форматов. Ставится под сомнение основополагающее для ОБСЕ правило консенсуса.

Вы спросите: если в ОБСЕ все так плачевно, какой смысл продолжать в ней участвовать? Нужно, мол, действительно хлопнуть дверью и уйти. Можно. Всегда успеем. Но такое решение не будет способствовать устранению накопившихся проблем в области безопасности и снижению напряженности в Евро-Атлантике. Наивно рассчитывать, что без нас ОБСЕ с ее нынешней антироссийской заряженностью и кризисными проявлениями перестанет существовать. А вот то, что будут навсегда утрачены возможности этого уникального формата, — факт бесспорный. ОБСЕ еще может оказаться востребованной, когда для системы европейской безопасности наступит время «перезагрузки». Оно наступит, хотя вряд ли скоро.

Мое личное мнение — не претендую, что оно единственно верное: антироссийские истерики западников в ОБСЕ правильнее перетерпеть, хотя от них подташнивает. Давать им отпор, как это достойно делают наши дипломаты и парламентарии. Не уступать эту площадку оппонентам. Правду слышать они не любят, но им приходится.

— Российская сторона ранее заявляла, что сроки назначения нового постоянного представителя России при ЕС зависят от готовности Брюсселя к политическому диалогу на соответствующем уровне. Есть ли подвижки в этом вопросе? Когда может быть назначен новый глава миссии? Осуществляются ли какие-либо контакты с ЕС? Если да, то на каком уровне и какие вопросы затрагиваются?

— Как известно, Евросоюз инициировал высылку российских дипломатов из нашего постпредства в Брюсселе, всячески вставляет палки в колеса нормальному функционированию российской дипмиссии. «Креативят» в этом деле изо всех сил.

В этих условиях призываем еврочиновников следовать международным обязательствам и выполнять положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Тем более что работы у наших дипломатов в Брюсселе меньше не становится, да и контакты с представителями Евросоюза, несмотря на громкие заявления последних, продолжаются в целом ряде областей, где взаимодействие необходимо. Другой вопрос, что осуществляться оно должно было бы в гораздо более здоровой, деполитизированной и профессиональной атмосфере, но тут уже проблема в отходе от принципов диалога и дипломатии со стороны еэсовских контрагентов.

Среди них, кстати, если не засилье, то много людей не очень компетентных, претенциозных, заточенных на самопиар, хамоватых. Заглянуть за горизонт, руководствоваться базовыми долгосрочными интересами самого ЕС эти американские марионетки не в состоянии. Печально, но факт. Так называемые политэлиты на Западе измельчали. Чистоплотность в делах — такого в их понятийном аппарате нет. Неходовой товар, спросом не пользуется. Признаются в этом публично, не стесняясь, в том числе на высшем уровне.

Что касается назначения нового постоянного представителя России при ЕС, то на эту тему высказался Сергей Викторович Лавров в интервью вашему агентству 27 декабря 2022 года. Это объективно процесс небыстрый.

— Москва неоднократно указывала на отсутствие практической пользы от участия ОБСЕ и ЕС в переговорах по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве. Стоит ли России продолжать участвовать в этих переговорных форматах? Будет ли Россия настаивать на пересмотре, например, формата «5+2» по приднестровскому урегулированию?

— К сожалению, процессы политического урегулирования целого ряда кризисных ситуаций на постсоветском пространстве серьезно пробуксовывают. Связано это не в последнюю очередь с конфронтационной политикой ЕС в отношении России. Но в Евросоюзе, очевидно, не понимают контрпродуктивность ограничения контактов с нашей страной в многосторонних посреднических механизмах, где Россия выступает в роли гаранта мира и стабильности. От того, что эти переговорные форматы простаивают по вине ЕС, страдает безопасность людей в конкретных регионах. Подстроившись под ведомую американцами политику «сдерживания России», еэсовцы теперь в грош не ставят и интересы третьих стран.

Идея справедливого урегулирования в Молдавии и в Закавказье стала очередным заложником геополитических амбиций Евросоюза. Это еще одно доказательство того, что ЕС сложно рассматривать как ответственного международного игрока. Он превратился в ненадежного партнера, который не способен договариваться на равных и находить баланс интересов. Навязчиво набивается в посредники лишь для набора политических очков, распространения влияния, приобретения рычагов давления на страны и регионы. При наличии на сегодняшний день 22 военных и гражданских миссий и операций по всему миру — а в некоторых странах еэсовские «миссионеры» присутствуют уже более 10–15 лет — реальный положительный результат в деятельности ЕС, мягко говоря, не очевиден. Одним словом — преимущественно «демонстрация флага».

Мы свою ведущую конструктивную роль в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве утрачивать не собираемся. Это наша историческая обязанность. И мы ее выполним, несмотря ни на какие чинимые Евросоюзом препоны.

Россия в качестве гаранта и посредника процесса приднестровского урегулирования предпринимает политико-дипломатические усилия с целью сохранения формата «5+2» как безальтернативного переговорного механизма.

По большому счету, вопрос не в том или ином формате. Главное сейчас — не допустить еще большей деградации диалога между Кишиневом и Тирасполем. Необходимо повысить динамику и результативность встреч их политических представителей, заседаний совместных отраслевых рабочих групп, наработки которых должны являться основой для переговорного процесса в многостороннем формате. С этим, однако, пока наблюдаются проблемы.

— Представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил, что санкции ЕС не мешают министру Лаврову и другим российским политикам принимать участие в важных международных мероприятиях. В частности, он говорил о Конференции по разоружению в Женеве. Соответствуют ли действительности подобные заявления? И с какой целью они делаются?

— В регламентах Европейского союза от 2014 и 2022 годов действительно содержатся соответствующие положения. Однако на практике они не выполняются. Отдельные страны — члены ЕС создают различные препятствия участию главы российского внешнеполитического ведомства в международных мероприятиях на территории государств Евросоюза. Ведут себя крайне непорядочно. Достаточно вспомнить беспрецедентное, вопиющее решение Польши как действующего председателя ОБСЕ о недопуске делегации министра на заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Лодзи в декабре прошлого года. В качестве обоснования отказа Варшава ссылалась на правовые положения, действующие на территории Польши как члена ЕС, хотя еэсовские ограничения формально предусматривают исключения для мероприятий ОБСЕ. Под тем же предлогом польские власти заблокировали участие российской делегации в осенней сессии Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ в Варшаве в ноябре 2022 года. Такие действия отдельных стран ЕС подрывают авторитет ОБСЕ и являются неприемлемыми.

Что касается заверений еврочиновников о готовности не мешать российским дипломатам делать свою работу, то это откровенное лукавство. Не постесняюсь назвать вещи своими именами — вранье. Очередное подтверждение того, что верить нынешним политикам и бюрократам в Евросоюзе нельзя.

— Как вы оцениваете последствия санкций ЕС для экономики России в целом? В каких сферах мы оказались наиболее уязвимы?

— Евросоюзом развязана тотальная экономическая война против России. Беспрецедентные по масштабу односторонние санкции ЕС незаконны, подрывают прерогативы Совета Безопасности ООН. В этом с нами солидарна большая часть мирового сообщества, невзирая на давление Вашингтона и его сателлитов.

В ЕС, как и на Западе в целом, были уверены, что быстро приведут российскую экономику к коллапсу и заставят нас отказаться от своих законных интересов в сфере безопасности. Однако санкционный блицкриг против России с треском провалился. Наша экономика не просто выстояла, а быстро адаптируется к новым реалиям. Главное же в том, что Россия обретает подлинный экономический суверенитет. Резко ускорилась кооперация с дружественными странами, выстраиваются новые производственные и логистические цепочки, происходит отказ от токсичных западных валют.

А вот в ЕС теперь кусают локти, начиная осознавать, чем обернулся их «санкционный авантюризм». Все то, что еэсовцы рассчитывали с помощью санкций вызвать в России, случилось в их собственном доме. Это и безудержная инфляция, и энергодефицит, и угроза деиндустриализации, и финансовая дестабилизация.

Видя такие провальные последствия своей близорукой политики, западники пытаются отыгрываться на простых гражданах России. Особенно усердствуют в отношении жителей Калининградской области. Вильнюс, прикрываясь еэсовским Брюсселем, продолжает блокировать поставки необходимых объемов социально значимых товаров и предметов первой необходимости в этот российский регион.

Впрочем, нет никаких сомнений в том, что и с этими сложностями мы справимся. Уже справляемся. Однако инициаторы и проводники линии на создание угроз жизнеобеспечению Калининградской области должны отдавать себе отчет, что за такие действия им рано или поздно придется держать ответ.

— Остаются ли сложности в оформлении виз для поездок российских официальных лиц в Вену с целью участия в работе ряда международных организаций? Исполняет ли Австрия свои обязательства в этом отношении?

— После решения Евросоюза полностью приостановить действие Соглашения между Россией и ЕС об упрощении выдачи виз от 25 мая 2006 года Австрия начала применять к российским официальным лицам достаточно жесткий ограничительный подход на визовом треке. Это проявляется, в частности, в длительных сроках оформления виз (как правило, не менее трех недель), а также в искусственных бюрократических проволочках — например, требовании направления именного приглашения членам российской делегации по линии соответствующей международной организации в адрес Управления протокола МИД Австрии.

Вопреки формальным заявлениям о приверженности международным договорам, а именно — Соглашению между Австрийской Республикой и ООН о местонахождении ООН в Вене 1995 года и Соглашению между Австрийской Республикой и ОБСЕ о штаб-квартире ОБСЕ 2017 года, на деле имеются случаи отказа австрийской стороны в выдаче виз российским делегатам, направляющимся на мероприятия по линии международных организаций. Причем в качестве предлога приводятся некие возражения неназванных «партнерских стран».

В то же время в отношении российской парламентской делегации, принимавшей участие в зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене 23–24 февраля 2023 года, австрийская сторона — в отличие от польских коллег — проявила ответственность и, несмотря на колоссальное давление, выполнила свои обязательства страны — хозяйки сессии. Всем членам делегации были выданы визы и обеспечены нормальные условия работы. Надеемся, что такой подход все-таки будет воспринят властями всех стран, где проводятся мероприятия ОБСЕ.

— Можно ли считать «развод» с Советом Европы окончательно состоявшимся или у России еще остаются некие обязательства перед этой организацией и ее структурами, включая ЕСПЧ? Насколько реально восстановление членства России в этой организации, при каких условиях это могло бы произойти?

— За прошедший год только убедились в правильности сделанного выбора. Наш «развод», как вы выразились, со Страсбургом — это не каприз, а продуманное решение, вызревавшее на протяжении ряда лет. Нынешний Совет Европы — совсем не та организация, к которой мы присоединились в 1996 году. Продекларированные в его уставе объединительные принципы и демократические идеалы были принесены в жертву блоковым интересам. Западные государства и их сателлиты превратили его в свой идеологический придаток, использовали для навязывания сомнительных «прогрессистских» ценностей и неприкрытого давления на Россию. Двойные стандарты, лицемерие и русофобия стали его отличительными чертами. Понятно, что с таким Советом Европы нам не по пути.

Страница перевернута. Жалеть не о чем. Западники в Страсбурге продолжат лить свой яд большими ведрами, не понимая, что СЕ их стараниями выродился. Нас это более не касается.

При этом вовсе не собираемся мазать черной краской все 26 лет нашего пребывания в Совете Европы. Там было немало полезного, особенно для развития российского законодательства. Но теперь это пройденный этап.

Что касается оставшихся обязательств, то Устав Совета Европы, Европейская конвенция по правам человека и все другие конвенции, открытые только для государств-членов, прекратили свое действие для России с даты ее выхода из этой организации, то есть с 16 марта 2022 года. Законодательно установлено, что решения Европейского суда по правам человека, вынесенные после 15 марта 2022 года, исполнению в нашей стране не подлежат.

Для полноты картины нужно отметить, что Россия остается стороной порядка 40 многосторонних договоров, открытых для государств, не входящих в Совет Европы. Это не дает покоя нашим противникам, которые пытаются ограничить полномочия российских делегаций в руководящих органах таких конвенций. Руки у них продолжают чесаться — не знают, как еще напакостить нашей стране.

Мы не раз разъясняли, что готовы продолжать участие в этих деполитизированных инструментах, но на равноправной основе, при уважении наших интересов. На любую дискриминацию будем реагировать — вплоть до денонсации конвенций. По этой причине уже вышли из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, где нас лишили возможности полноценно работать в ее мониторинговом органе — Группе государств против коррупции. Такая судьба может постигнуть и некоторые другие договоры.

Добавил suare suare 24 Марта 2023
Комментарии участников:
suare
+2
suare, 24 Марта 2023 , url

Для полноты картины нужно отметить, что Россия остается стороной порядка 40 многосторонних договоров, открытых для государств, не входящих в Совет Европы. Это не дает покоя нашим противникам, которые пытаются ограничить полномочия российских делегаций в руководящих органах таких конвенций. Руки у них продолжают чесаться — не знают, как еще напакостить нашей стране.

Мы не раз разъясняли, что готовы продолжать участие в этих деполитизированных инструментах, но на равноправной основе, при уважении наших интересов. На любую дискриминацию будем реагировать — вплоть до денонсации конвенций.

По этой причине уже вышли из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, где нас лишили возможности полноценно работать в ее мониторинговом органе — Группе государств против коррупции. Такая судьба может постигнуть и некоторые другие договоры.

 Нужен аудит участия России во всех международных организациях и договорах и прежде всего затрагивающих нашу безопасность.

Если есть неуважение, ущемление интересов или дискриминация — сорную траву с поля вон!

Так же поступать с неработающими или «спящими» международными институтами: либо наладить активную работу в жёстко обозначенный срок, либо выйти из такого болота, особенно с Вашингтонским, Лондонским или Лиссабонским душком.

Нечего кормить захребетников, лоббирующих чужие интересы: пусть их кормят сами интересанты и заказчики.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать