[Битва за Глобальный Юг] Отношения Запада с Африкой и Азией на грани краха – и России это выгодно. Politico: Россия одержала верх над США в борьбе за страны Азии и Африки

отметили
27
человек
в архиве
[Битва за Глобальный Юг] Отношения Запада с Африкой и Азией на грани краха – и России это выгодно. Politico: Россия одержала верх над США в борьбе за страны Азии и Африки
Москва и Запад борются за поддержку со стороны развивающихся стран, и ситуация складывается не в пользу последнего, пишет Politico. Азия и Африка не приветствовали излюбленную США и Европой политику принуждения к выбору сторон. А вот Россия уловила их настроения и усилила свое влияние.
 
Сверхдержавы хотят, чтобы эти страны встали на их сторону. Но на сей раз принудить их к этому будет непросто. Москва это понимает, Запад — нет.
 
Прошел год с начала военных действий на Украине, а мир по-прежнему находится меж двух огней. В условиях роста цен на энергоресурсы и продовольствие, безудержной инфляции, волнений в обществе и страха перед очередным общемировым спадом западный и российский блоки снова начали борьбу за поддержку со стороны государств развивающегося мира.
 
Политики, такие как французский президент Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц, а также российский министр иностранных дел Сергей Лавров, глава оборонного ведомства КНР Цинь Ган, госсекретарь США Энтони Блинкен и американский вице-президент Камала Харрис последние 12 месяцев непрестанно наносят получающие широкую огласку визиты в Африку. И все они в основном посвящены вопросам сотрудничества и торговли.
 
Но дискуссии в ходе таких визитов заставляют вспомнить об обстановке времен холодной войны, и одной из самых важных тем неизменно становится Украина.
 
Вооружившись пропагандистскими инструментами, эти сверхдержавы каждая по-своему призывают страны Африки и Азии встать на их сторону. Но, в отличие от прошлого века, на сей раз эти государства непросто заставить сделать свой выбор, да это и вряд ли нужно делать. Москва это понимает. А Запад — нет.
 
Ни для кого не секрет, что Африка не хочет открыто осуждать Россию за ее действия на Украине, а также участвовать в деятельности Запада по введению санкций против этой страны и по ее изоляции. Этот регион, как и прежде, с распростертыми объятиями приветствует своего давнего партнера и осуждает конфликт, но не Москву.
 
Например, Россия доставила в Малави десятки тысяч тонн удобрений в условиях глобального дефицита, и попавшие в отчаянное положение фермеры расценили это как небесный дар. А министр сельского хозяйства благодарно назвал Москву «истинным другом». Такие настроения получат дальнейшую поддержку, так как Кремль объявил о своих планах направить в страны континента 260 тысяч тонн удобрений.
 
В моей стране — Республике Конго — правительство подписало с Россией пять крупных соглашений о сотрудничестве, несмотря на продолжающийся конфликт с Украиной. В частности, эти договоренности предусматривают строительство нового нефтепровода и укрепление военного сотрудничества.
 
Возглавляет всеобщее «наступление улыбок» министр Лавров, который в текущем году успел побывать в ЮАР, Эсватини, Анголе, Эритрее, Мали, Судане и Мавритании. Эта волна способствует усилению пророссийских настроений на всем континенте и резко отличается от недавней африканской авантюры Макрона, которая закончилась полным провалом.
 
Самым серьезным проявлением бестактности и нечуткости за всю поездку Макрона был его фактический отказ осудить действия Руанды, которая поддерживает повстанцев из Движения 23 марта, бесчинствующих на востоке Демократической Республики Конго, хотя на пресс-конференциях его неоднократно просили об этом. Эта ситуация сильно похожа на то, как Россия в последние годы практически открыто содействовала сепаратистам в Донбассе.
 
Французский президент разглагольствовал о «новых взаимоотношениях» и «новом начале», однако его всплеск эмоций стал очередным неприятным напоминанием о том, что Европа издавна относится к Африке с высокомерием и весьма неоднозначно. Из-за такого отношения многолетнее политическое и военное влияние Европы на континенте не привело к существенным успехам ЕС в этом регионе, а, если говорить откровенно, даже подорвало его политику.
 
Африканцы это понимают и отказываются принимать подобное отношение. Об этом свидетельствует усиление антифранцузских настроений в Западной Африке. Россия и Китай тоже небезупречны, но они воспользовались представившейся возможностью.
 
Объемы идущей в Африку европейской помощи существенно сокращаются. С такими же проблемами Евросоюз сталкивается в Азии. Если не считать Китай, доля ЕС в товарообороте Юго-Восточной Азии за последние 20 лет сократилась более чем на треть. А на Западную Европу в 2021 году пришлось менее 10% от общего объема экспорта из Малайзии, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня.
 
Москва и здесь очень быстро заполнила образовавшиеся пустоты, сделав Пекин своим главным торговым партнером. Она постоянно экспортирует нефть и газ в страны Азии, которые с готовностью покупают российские энергоресурсы. В середине марта Кремль приостановил действие договоров о двойном налогообложении с «недружественными» странами, однако решил не включать в этот список большую часть государств ЮВА.
 
Более того, за последнее десятилетие Россия стала основным поставщиком оружия и боевой техники в этот регион, а недавно она приняла участие в совместных военно-морских учениях со странами АСЕАН. Индонезия, Филиппины и Малайзия отказались вводить санкции против Москвы, а Малайзия в этом году подписала с ней протокол о намерении наращивать торговлю сельскохозяйственной продукцией.
 
Эти государства нельзя винить за то, что они сотрудничают с зарубежными партнерами, исходя из своих неотложных социальных приоритетов. Нельзя их винить и за то, что они с известной долей сомнения воспринимают разговоры европейцев о международных ценностях и переменах. Дело в том, что эти перемены вытекают не из признания имеющихся недостатков, а из навязывания новых глобальных тенденций.
 
Как может Запад читать нотации о территориальной целостности и справедливости, когда африканцы хорошо помнят трагические события 2011 года в Ливии и их непрекращающиеся последствия? Или когда позиции этих стран в отношении вооруженного конфликта на Украине почти идентичны отношению Европы к конфликту на востоке ДРК?
 
Какие уроки можно извлечь из решений европейских судов о конфискации малайзийских активов и собственности на 15 миллиардов долларов, если они были приняты по результатам очень сомнительного арбитража, проведенного испанским судьей, которому грозит уголовное преследование? И кто реально от этого выиграет — с учетом того, что претензии на суверенные территории, вытекающие из соглашения середины XIXвека между давно исчезнувшим султанатом и британской компанией колониальной эпохи, финансируются неизвестными посторонними инвесторами?
 
Вне зависимости от ответа на этот вопрос совершенно очевидно, что отношения между старым и новым миром останутся напряженными, пока не изменятся основополагающие допущения и представления.
 
Если говорить конкретно, то нам нужны перемены в мышлении. Запад должен понять, что развивающиеся страны видят многочисленные противоречия в его риторике и практике действий, — это для него весьма характерно. Это система помощи и торговли, поддерживающая дисбалансы и пороки, которые Запад якобы устраняет. Это дискуссия о международном праве и ценностях, которая просто трещит по швам на фоне прежних правонарушений и нынешних призывов к реформам. Это также переговоры о финансировании борьбы с изменениями климата, срочность и безотлагательность которой очень быстро сходит на нет, когда речь заходит об экономических интересах Запада.
 
США и Европа могут остановить движение по этой траектории только в том случае, если постараются заложить совершенно новый фундамент отношений со странами Африки и Азии, отказавшись от своих представлений об истинном значении уважительного партнерства между одинаково легитимными странами.
 
Речь не о том, что неискренняя поддержка идеалов на словах не может быть убедительной. И не о том, что все эти идеалы надо принести в жертву экономическому прагматизму. Надо просто признать надлежащую долю ответственности за текущее состояние дел, осознать надежды на будущее, проявить готовность к реальным уступкам и привести дискуссию в соответствие с финансами и практическими делами.
 
Поступив таким образом, Запад успокоит тех из нас, кто по-прежнему верит в потенциал Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Он покажет, что это не просто притворство с целью сохранения гегемонии перед лицом серьезнейших угроз, что это непреходящее представление о лучшем мире, за который стоит бороться.
 
Автор: Джереми Лиссуба (Jérémy Lissouba) — депутат парламента от главной оппозиционной партии Республики Конго. Он также заместитель судьи Высокого суда правосудия РК и участник Программы африканских лидеров, организованной в 2018 году Фондом Обамы.
Добавил suare suare 30 Марта 2023
Комментарии участников:
precedent
+2
precedent, 30 Марта 2023 , url

И в Южной, и в Центральной Америке.  На их сходняке по «демократии» Армения, Индия, Мексика не проголосовали за параграф по Украине. Мексика одной ногой уже в наших экономических союзах. 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать