Страны, враждебно настроенные по отношению к США с союзниками, включая Китай, Россию, Бразилию, Индию, Индонезию, Аргентину и Южную Африку, ищут способы свержения доллара США с пьедестала основной мировой резервной валюты. Эти и другие государства открыто бунтуют против “финансового империализма” Америки.
Сначала немного предыстории. Резервная валюта — это иностранная валюта, которой владеют центральные банки и другие финансовые органы для обеспечения международных операций и инвестиций, а также как средство хранения сбережений.
В XVIII веке с ростом Британской империи основной резервной валютой мира стал фунт стерлингов и оставался таковой до 1914 года. Две мировые войны едва не обанкротили Великобританию, а экономика США становилась все сильнее, и фунту все чаще предпочитали доллар. Большинство мировых цен на сырьевые товары и бóльшая часть международной торговли указываются в долларах США.
В 1944 году в городе Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) была проведена конференция по планированию экономического порядка после Второй мировой войны с участием 44 стран. Они решили, что США привяжут стоимость доллара к золоту, а другие привяжут свои валюты к нему, сделав его без пяти минут официальной резервной валютой. Первые лет 20 система работала нормально, но по мере послевоенного восстановления и роста некоторые страны начали обменивать долларовые запасы на золото, что вызвало бешеный спрос на американский золотой запас.
Президент Ричард Никсон закрыл «золотое окно» в 1971 году (то есть правительство США прекратило предоставлять золото в обмен на доллары от иностранных правительств). Несмотря на это, большинство стран продолжали хранить крупные суммы (в среднем около 70%) валютных резервов в долларах США. Цены на большинство основных сырьевых товаров, таких как нефть, медь, кофе, пшеница и т.д., по-прежнему котировались и рассчитывались в долларах.
Преимуществ у основанной на долларе глобальной экономики было немало. Проценты по иностранным активам часто были равны или ниже уровня инфляции, что, по сути, обеспечивало США беспроцентные займы. Многие иностранные граждане, не доверяя собственным правительствам, хранят значительную часть сбережений в физической американской валюте (у иностранцев гораздо больше стодолларовых банкнот, чем у самих американцев.) Опять же, эти активы, по сути, являются субсидиями для налогоплательщиков США (богатые люди в бедных странах, приносящие пользу бедным и богатым американцам).
Когда в США наступает период высокой инфляции, как сейчас, скрытые субсидии, выплачиваемые иностранными держателями американских банкнот и ценных бумаг, стремительно растут. Многим зарубежным странам не нравится такое положение дел, но на сегодняшний день они мало что могут с этим поделать, за исключением кое-каких двусторонних соглашений о торговле.
Россияне согласились принимать китайскую валюту в качестве платы за нефть и другие сырьевые товары. У китайцев, в свою очередь, есть много интересных России промышленных товаров — от игрушек до высокотехнологичной продукции, — поэтому в таком соглашении есть определенная логика. Но даже если китайцы заключат несколько двусторонних соглашений со странами-производителями сырья, китайская валюта далека от статуса резервной. На данный момент на долю юаня приходится всего около 3% международных резервов, тогда как для доллара США этот показатель составляет 60%.
Введение санкций против россиян привело к замораживанию половины их резервов и ограничению возможностей российских банков использовать глобальную систему SWIFT. Финансовое сообщество России и ряда других стран запаниковали, опасаясь, что в какой-то момент санкции настигнут и их. SWIFT — это финансовая информационная система для осуществления банками трансграничных операций.
Для некоторых других стран, включая Китай, создание резервной валюты станет непосильной задачей. Использование денег других стран в качестве резервов — это вопрос доверия. Да, США теряют его, но и другие страны не обретают. Должна быть уверенность в том, что страна — обладатель резервов не станет конфисковывать их из-за какого-то спора, как США поступили с Россией. Страны вроде Швеции, Австралии и Японии знают, что им нечего бояться; другие не так уверены.
Нужны гарантии того, что финансовые органы страны, в которой хранятся резервы, не будут завышать их стоимость. Пока инфляция в США была низкой, серьезных опасений не возникало. Но нынешняя безрассудная денежно-кредитная и экономическая политика Йеллен-Пауэлла-Байдена заставляет многих переживать по поводу обесценивания валюты, а те, кто страха не испытывает, вероятно, не до конца осознают всей ситуации.
Центральные банки несут фидуциарную ответственность перед всеми своими гражданами за защиту резервов — и для большинства стран, несмотря на все проблемы, лучшей альтернативой остается доллар США. Но если ситуация с ним продолжит ухудшаться, все больше центральных банков предпочтут диверсифицировать активы в другие валюты, золото, серебро, алюминий и медь — и даже биткоин.