[«Большие деньги любят тишину»] Гуаньча: решение России подтолкнуло ОПЕК+ к действиям по стабилизации нефтяного рынка. Сокращение добычи зависит не только от цен, но и от сдвига производства на Восток

отметили
31
человек
в архиве
[«Большие деньги любят тишину»] Гуаньча: решение России подтолкнуло ОПЕК+ к действиям по стабилизации нефтяного рынка. Сокращение добычи зависит не только от цен, но и от сдвига производства на Восток

Запад всегда использовал рынок нефти как свой политический инструмент, пишет китайский экономист Цюй Синьжун в статье «Гуаньча». Однако в свете глобального энергокризиса его интересы стали противоречить потребностям мира. Россия первой решилась переломить ситуацию, и ОПЕК+ последовала ее примеру.

2 апреля многие страны ОПЕК+ объявили о добровольном сокращении добычи нефти в совокупности на 1,65 миллиона баррелей в сутки. Ограничение начнет действовать в мае и продлится до конца 2023 года. На этот план согласились Россия (500 тысяч баррелей в сутки), Саудовская Аравия (500 тысяч баррелей в сутки), Объединенные Арабские Эмираты (144 тысяч баррелей в сутки), Кувейт (128 тысяч баррелей в сутки), Ирак (211 тысяч баррелей в сутки), Оман (40 тысяч баррелей в сутки), Алжир (48 тысяч баррелей в сутки) и Казахстан (78 тысяч баррелей в сутки). Если меры будут эффективно реализованы, то к концу 2023 года производство ОПЕК+ упадет примерно до 37,4 миллиона баррелей в сутки, а фактическая добыча ОПЕК (включая Россию) упадет примерно до 27,8 миллиона баррелей в сутки.
 
Добровольное ограничение ОПЕК+ отражает потенциальную вероятность падения глобального спроса, однако в то же время усугубляет риск ограниченного предложения во время летнего пика потребностей в северном полушарии (Центральная Америка и Европа). В соответствии с текущей экономической ситуацией в США и Европе и прогнозами восстановления спроса в Китае цены на нефть марки Brent, вероятно, вернутся к 90-100 долларам за баррель в сезон с июня по сентябрь.
 
Почему на фоне западных санкций против России и низких мировых запасов сырой нефти и нефтепродуктов ОПЕК+ объявила о сокращении добычи? Смогут ли члены группы эффективно реализовать план добровольного уменьшения? Как оцениваются текущие риски взлета цен на энергоносители? Эти вопросы я разберу далее.
 
Почему ОПЕК+ решила сократить добычу именно сейчас?
 
Этот шаг отражает решимость ОПЕК+ поддерживать цены на определенном уровне. Соединенные Штаты, Саудовская Аравия и Россия являются тремя крупнейшими производителями сырой нефти в мире, их объемы добычи достигают 12,5 миллиона, 10,4 миллиона и снова 10,4 миллиона баррелей в сутки соответственно. После того, как администрация Джо Байдена перестала поддерживать развитие традиционной нефтегазовой энергетики, рост инвестиций в сланцевую нефтяную отрасль и ее производства в США замедлился сильнее ожидаемого, что снизило давление на ОПЕК, во главе которой стоит Саудовская Аравия, стремящейся к определенному уровеню цен. В настоящее время основная стратегия картеля сместилась с сохранения «рыночной доли» сырой нефти на поддержание ее «рыночной цены». Поэтому, когда после краха американского Silicon Valley Bank стоимость продукта марки Brent упала до 70 долларов за баррель, достигнув психологического рубежа стран ОПЕК, страны-члены преисполнились решимости вернуть «нормальные» цены на сырую нефть.
 
Кроме того, Россия первой объявила о сокращении добычи, что также подтолкнуло другие страны ОПЕК+ к этому шагу. Из-за санкций Европы и США в марте Москва заявила, что добровольно снизит добычу на 500 тысяч баррелей в сутки, начиная с мая, — но фактически это было вынужденное решение. После того, как Россия проявила инициативу, другие члены ОПЕК+ последовали ее примеру. С одной стороны, это показывает, что Организация по-прежнему едина, а с другой — демонстрирует, что члены группы ставят практические экономические интересы выше политических интересов Запада. Еще в июле 2022 года Байден отправился в Саудовскую Аравию «просить о нефти» и не получил желаемого, что возвестило о фактическом закате гегемонии США на Ближнем Востоке, и теперь Эр-Рияд более охотно смотрит на сотрудничество с Москвой.
 
Каков будет эффект от сокращения добычи ОПЕК+?
 
По плану, ОПЕК+ начнет ограничивать добычу с мая 2023 года и закончит в декабре 2023 года.
 
Эффект от этого витка действий будет слабее, чем от прошлого. С одной стороны, Россия объявила, что с мая будет активно сокращать добычу в связи с выводом капитальных вложений в апстрим и снижением технической поддержки, — к этому привели западные санкции. Но ограничение Москвы — скорее пассивное действие, и к концу 2023 года ее добыча может уменьшиться больше, чем на 500 тысяч баррелей в сутки. С другой стороны, костяк ​​сокращения производства в ОПЕК составляют Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Ирак, которым легче контролировать добычу. Тем не менее в прошлом ОАЭ и Ирак не смогли добиться хороших результатов, и за их сотрудничеством еще предстоит понаблюдать.
 
Разделение европейской, американской и российской энергетики также облегчает объединение стран ОПЕК+ и снижает риск взаимных интриг внутри группы. Абу-Даби и Багдад всегда были более активны в добыче сырой нефти, а Эр-Рияд закрывал на это глаза, потому что их фактическое влияние на саудовскую долю на рынке было не слишком велико. Гораздо большую опасность для СА представляет увеличение производства в Иране и Венесуэле, но, поскольку базы этих двух стран довольно слабы, они и в самом деле окажут лишь незначительное влияние на предложение на нефтяном рынке.
 
Кроме того, и Ближний Восток, и Россия разделяют общую цель стабилизации «рыночных цен на нефть», а это облегчает формирование политических и экономических союзов. После того, как США объявили о выводе войск из Афганистана в 2021 году, на Ближнем Востоке фактически образовался «вакуум власти», и администрация Байдена постепенно отдалилась от Саудовской Аравии. Столкнувшись с ростом военной мощи Тегерана, Эр-Рияд принялся за поиск новых союзников. Аналитики полагают, что в этом отношении Москва поддержит СА. Ярким свидетельством этому было сердечное общение между Владимиром Путиным и наследным принцем Королевства на саммите G20 в 2018. В июле 2022 года, после того, как Байден безрезультатно посетил Саудовскую Аравию с требованием увеличить добычу черного золота, между российским лидером и наследным принцем Королевства Салманом ибн Абдул-Азиз Аль Саудом состоялись телефонные переговоры, которые продемонстрировали общую позицию государств по энергетическим вопросам. А до мартовского дипломатического «потепления» между Саудовской Аравией и Ираном у сторон было много пространства для маневра, чтобы скоординировать экономические и политические интересы, в том числе и в нефтяном вопросе.
 
Какое влияние окажет сокращение добычи ОПЕК+?
 
Во-первых, оно приведет к росту цен на нефть.
 
С точки зрения фундаментальных факторов мирового спроса и предложения на сырую нефть, сокращение добычи ОПЕК+ увеличит дефицит предложения летом 2023 года, а цена продукта марки Brent может снова подскочить до 90-100 долларов за баррель. Риск удорожания черного золота в основном обуславливается следующими факторами:
  • 1
    Восстановление летнего спроса в северном полушарии. С одной стороны, возобновится китайский туризм, и его активность может превзойти все ожидания — это подтверждает текущий национальный индекс загруженности дорог. В то же время мы можем сделать вывод из зарубежного постпандемийного опыта и заключить, что воздушный и наземный транспорт будет по-прежнему эксплуатироваться. С другой стороны, летний сезон в Европе и Соединенных Штатах приведет к увеличению потребления электроэнергии, бензина и дизельного топлива, и это наложится на дефицит природного газа в ЕС. Текущие запасы природного газа во Франции и Бельгии достигают менее 30%, поэтому этим летом на Западе не будет значительного падения спроса на сырую нефть.
  • 2
    После того, как ОПЕК+ осуществит сокращение добычи, поставки сырой нефти будут ограничены. США, Саудовская Аравия и Россия, как традиционные центры энергоснабжения, сдерживают рост производства. Политика администрации Байдена больше склоняется к поиску новых источников энергии и затормаживает развитие традиционных. А Эр-Рияд сформировал ценовой союз с Москвой и не намерен увеличивать добычу черного золота.
  • 3
    Мировые запасы сырой нефти и нефтепродуктов стремятся к нулю. Из-за того, что Соединенные Штаты продолжили опустошать свои стратегические резервы в 2022 году, они достигли минимума с 1984 года, и мало что может изменить такой расклад. Кроме того, запасы черного золота в Китае и Японии тоже невелики. Еще большее влияние оказывает то, что резервы нефтепродуктов в США, ЕС и Китае тоже находятся на самом низком уровне за последние пять лет, а это ускорит восстановление спроса в северном полушарии летом и повысит риски для поставок нефтепродуктов.
Во-вторых, в Европе ухудшится ситуация с энергоснабжением.
 
Единство ОПЕК+ в решении о сокращении добычи четко делит мировое предложение и спрос на энергоносители на два лагеря — страны-поставщики во главе с Саудовской Аравией и Россией (в оригинале опечатка, вместо России стоят США, — Прим. ИноСМИ) и страны-потребители с США и ЕС. После реализации плана ОПЕК+ ценовое давление на энергоресурсы и инфляция в Соединенных Штатах и Европе будут только усиливаться.
 
После начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года Америка нарастила поддержку европейского энергоснабжения, и теперь, после использования значительной части запасов, ей придется сократить помощь. В 2022 году США экспортировали в ЕС 56 миллиардов кубометров природного газа (по сравнению с 22 миллиардами кубометров в 2021 году). При этом из стратегических резервов нефти Америка высвободила 207 миллионов ​​баррелей (180 миллионов баррелей в марте 2022 года и 15 миллионов баррелей в октябре), чтобы ослабить инфляционное давление на западную энергетику. Остатки черного золота в США достигают всего 371 миллиона баррелей, что является новым минимумом с 1984 года, и справиться с совместным сокращением добычи ОПЕК+ Вашингтону будет нелегко. При этом летом в Америке также ожидается снижение экспорта сырой и обработанной нефти.
 
По прогнозам, Китаю и Индии будет аналогично сложно обеспечить Европу — они не смогут существенно расширить поставки нефтепродуктов, из-за чего летом ЕС, вероятно, столкнется с дефицитом. Во-первых, запасы бензина в Китае тоже достигли пятилетнего минимума. В сочетании с восстановлением своего туризма Поднебесная должна гарантировать удовлетворение собственного спроса в летний сезон. Во-вторых, Индия объявила о продлении ограничений на экспорт бензина и дизельного топлива, чтобы отдать приоритет внутреннему потреблению. Поэтому политика Европы по ограничению импорта российских нефтепродуктов, действующая с 5 февраля, непременно усилит давление на предложение.
 
Сокращение поставок российского газа также может способствовать обострению напряженности в ЕС. В настоящее время Москва продает Евросоюзу всего 70 миллионов кубометров голубого топлива в сутки, а это означает, что по сравнению с 2022 годом импорт упал на 33 миллиарда кубометров. В 2023 году мировое производство СПГ составит около 20 миллиардов кубометров, и до конца 2023 года Европе суждено вновь вступить в глобальную энергетическую схватку, — возможно, ей даже придется подумать об этом заранее, в июле-августе.
 
В-третьих, стоимость фрахта нефти снова вырастет.
 
По логике вещей, сокращение добычи ОПЕК+ снизит нагрузку на транспортировку сырой нефти и фрахтовые ставки, но после лета логистические расходы все же могут повыситься. Я отмечаю, что рост цен на танкерные перевозки нефти может быть связан со следующими факторами:
  • 1
    В летний пиковый сезон сырая нефть и нефтепродукты могут подорожать, что приведет к повышению стоимости транспортировки черного золота;
  • 2
    Политика энергетической отвязки Европы от России удлинит маршруты перевозок энергоресурсов, более того, их пропускная способность снизится;
  • 3
    В Европе, Китае и США существует потребность в пополнении запасов сырой нефти. На фоне конфликта на Украине и тенденции к антиглобализации общий логистический цикл нефти еще не трансформировался.
В-четвертых, вслед за энергетическим кризисом промышленное производство будет все больше смещаться на восток.
 
Из-за украинского конфликта и нехватки энергии в Европе крупные предприятия, такие как BASF в Германии, увеличили вложения в проекты в Поднебесной. В марте 2023 года компания Saudi Aramco объявила о заключении инвестиционных соглашений с китайскими компаниями Panjin Xincheng Industrial Group и Rongsheng Petrochemical, а также с правительством провинции Гуандун, и решила увеличить количество нефтяных расчетов за нефть в юанях. За этой серией действий фактически стоит конкуренция между ШОС в лице Китая, России и Ближнего Востока и G7 в лице Запада.
 
Традиционно нефтедоллар помогал Соединенным Штатам формировать цикл профицита капитала и дефицита торгового баланса, а также поддерживал стабильную глобализованную торговую систему между потребителями в США и Европе, производителями в Китае, Японии и Южной Корее, а также энергетическими государствами Ближнего Востока. Китайско-американские трения и конфликт на Украине бросили вызов прежнему устройству и подтолкнули мир к постепенному формированию новой модели.
 
За совместным российско-саудовским сокращением добычи стоят страны-производители, требующие более высоких цен от стран-потребителей. По мере своего развития Пекин также будет снижать прибыль обрабатывающей промышленности в развитых странах, таких как Германия, Япония, Южная Корея и Соединенные Штаты. В то же время огромный рынок Китая повернется к потребителям — и это важная причина, по которой Эр-Рияд и ЕС все чаще инвестируют в проекты КНР.
 
Автор: Цюй Синьжун (瞿新荣) — макроаналитик, в настоящее время специализирующийся нанефтегазовом секторе
 
 
 
Добавил suare suare 6 Апреля 2023
Дополнения:

Добавил suare suare 6 Апреля 2023
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать