Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на открытых дебатах СБ ООН о рисках, порождаемых нарушением договоренностей по поставкам продукции военного назначения

отметили
24
человека
в архиве

СБ ООН 10.04.2023

Уважаемые коллеги,

Вопросы контроля за поставками обычных вооружений и продукции военного назначения приобретают в последнее время особую актуальность. Риски, связанные с их бесконтрольным «расползанием» и попаданием через «черный рынок» в руки преступников и террористов растут в геометрической прогрессии. Считаем сегодняшние дебаты хорошей возможностью обсудить с широким кругом государств-членов существующие региональные и международные договоренности в этой сфере, а также угрозы, порождаемых их нарушениями.

Российская Федерация уделяет приоритетное внимание вопросам контроля за поставками продукции военного назначения (ПВН), последовательно укрепляет профильное национальное законодательство и готова делиться собственным опытом в этой сфере. Поддерживаем соответствующие инициативы в Африке, Латинской Америке и других регионах, жителям которых не понаслышке известно о разрушительных последствиях незаконного перетока оружия. Отмечаем принятие отдельными региональными объединениями конкретных обязательств в этой сфере, в частности, Общую позицию ЕС, установившую в 2008 году базовые правила для членов Союза по контролю за экспортом военных технологий и оборудования. Она была принята в рамках раздела V Договора о Европейском союзе от 1992 г. и утверждена соответствующим решением Европейского Совета, то есть является обязательной для государств-членов при выражении ими своих позиций и осуществлении своих действий.

Российская Федерация также вносит активный вклад в работу существующих международных механизмов в рамках ООН. В частности, рассматриваем Регистр обычных вооружений ООН в качестве универсального инструмента повышения транспарентности. Регулярно передаем надлежащие данные в Регистр, а императив представления такой информации закреплен в российском национальном законодательстве. Убеждены, что главной задачей для достижения целей Регистра является его универсализация, имея в виду увеличение числа стран, регулярно представляющих ежегодные национальные отчеты об экспорте/импорте вооружений.

Особое внимание также уделяем выполнению Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием. Последовательно предлагаем ряд конкретных мер, которые могли бы способствовать реализации на практике совместных усилий по пресечению нелегального оборота ЛСО, а именно: введение универсального запрета на передачи всех видов ЛСО субъектам, не уполномоченным правительствами государств-получателей; обеспечение строгого регулирования и прямого контроля государствами на территории под их юрисдикцией за брокерской деятельностью, связанной с экспортом оружия, и максимальное ограничение таких брокеров; введение строгого запрета на реэкспорт или последующие передачи полученного по импорту ЛСО без письменного согласия государства, изначально их экспортировавшего, то есть придание наличию сертификата конечного пользователя статуса обязательного условия экспортных оружейных сделок; недопущение производства ЛСО по истекшим лицензиям или без лицензии страны-обладательницы технологии его производства.

Что касается Международного договора о торговле оружием (МДТО), то по-прежнему вынуждены констатировать, что установленные им стандарты существенно ниже российских. В МДТО отсутствуют прямые запреты на безлицензионное производство вооружений и передача оружия негосударственным субъектам, положения, регламентирующие порядок реэкспорта ПВН только с согласия государства-первоначального экспортера. Вместе с тем мы продолжаем отслеживать порядок имплементации Договора и считаем важным выполнение его подписантами взятых ими на себя юридических обязательств.

В ходе дискуссий на профильных площадках мы последовательно указываем на то, что борьба с бесконтрольным распространением ПВН должна оставаться в фокусе внимания всех государств-членов. В отсутствие соответствующих договоренностей отследить цепочку передачи ПВН и тем самым установить за ней контроль зачастую оказывается невозможным, а страны и целые регионы оказываются «наводнены» нелегальным оружием, что приводит к росту насилия и преступности.

При этом убеждены, что Совет Безопасности, занимаясь вопросами контроля за поставками ПВН в рамках своего мандата, не должен дублировать функции Генассамблеи, где ведется обсуждение соответствующих глобальных мер. Однако он обязан реагировать на угрозы международному миру и безопасности, возникающие, когда отдельные страны отказываются от взятых на себя ранее обязательств применительно к поставкам ПВН и нарушают уже заключенные договоренности.

С последствиями такой безответственной политики мир сталкивался уже не раз. Ряд государств, руководствуясь своими геополитическими амбициями, осуществлял в разные годы масштабные поставки вооружений и боеприпасов в различные регионы мира, в том числе на Ближний и Средний Восток, Балканы и в Северную Африку. Впоследствии, столкнувшись с горьким опытом радикализации поддерживаемых ими т.н. «оппозиционных сил» и последующим бесконтрольным расползанием ПВН по всему миру, страны Запада последовательно продвигали концепцию «ответственного поведения» и усиления контроля над оборотом вооружений. Однако спровоцированный ими кризис на Украине стал реальным показателем неискренности их заявлений в поддержку международных усилий по борьбе с бесконтрольным распространением ПВН.

Россия неоднократно созывала заседания СБ ООН по поводу опасных последствий «накачки» киевского режима вооружениями, которые наглядно иллюстрируют риски нарушения взятых на себя обязательств в сфере контроля над ПВН. Отмечаем, что вне зависимости от подходов тех или стран к происходящему на Украине, эти риски вполне реальны и применимы к любому другому региону. Долг Совета Безопасности – отреагировать на них и обсудить, в том числе совместно с другими государствами-членами, возможные меры по их купированию.

В первую очередь хотели бы отметить среди таких рисков эрозию международного права в сфере поставок ПВН. Последовательное нарушение двусторонних договоренностей, включающие в себя запрет на реэкспорт или производство для поставок третьим странам вооружений без разрешения страны-поставщика оружия или технологий, идут в разрез с основополагающими практиками в области поставок ПВН. Скрытые поставки оружия в те или иные регионы через третьи страны еще более искажают картину потоков оружия в мире и снижают транспарентность в этой сфере. К сожалению, страны Запада не только не борются с такими нарушениями, но и поощряют их. США и их союзники оказывают давление на третьи страны, требуя от них нарушить такие договоренности с Россией и другими государствами в интересах наращивания поставок оружия Киеву. 30 ноября 2022 г. Госсекретарь США Э.Блинкен прямо заявил о возобновлении производства боевых систем советской разработки на предприятиях восточноевропейских государств, в то время как межправительственные соглашения с этими странами предусматривали обязательства не поставлять производимую продукцию без письменного согласия СССР или России как его продолжателя. Таким образом, подобные действия являются прямым нарушением основополагающих международных норм в области контроля над обычными вооружениями вне зависимости от того, какими целями они объясняются.

Требование сопровождать поставки ПВН сертификатами конечного пользователя не случайно стало общепризнанной международной практикой. Его игнорирование приводит к тому, что поставляемое оружие зачастую оказывается на «черных рынках» и попадает в руки организованной преступности. Еще одно крайне опасное последствие бесконтрольных поставок оружия – риски того, что оно окажется в руках террористов. Особенно когда речь заходит о ПВН особо чувствительного характера, например, переносных ракетно-зенитных комплексах и противотанковых комплексах, применение которых несет колоссальные риски для международной гражданской авиации и железнодорожного транспорта.

Напомним, что подписанты МДТО и страны ЕС взяли на себя обязательства предотвратить использование поставляемого ими оружия для подрыва глобального мира и стабильности, нарушения международного гуманитарного права, совершения актов насилия, а также эскалации вооруженных конфликтов, осуществления репрессий и геноцида и т.д. Когда оружие поставляется режиму, который на протяжении многих лет использует и продолжает использовать его для обстрелов мирного населения и гражданской инфраструктуры, о соблюдении подобных обязательств говорить не приходится. Подобное пренебрежение взятыми на себя обязательствами, не говоря уже о моральной стороне вопроса, создает существенные риски того, что бесконтрольные поставки вооружений будут осуществляться и в другие зоны конфликтов, несмотря на угрозу дальнейшей эскалации. При этом голословные обвинения о том, что те или иные государства якобы поставляют в Россию ПВН в нарушение соответствующих резолюций СБ ООН так и не получили никаких подтверждений и неоднократно официально опровергались.

Еще один неочевидный, но крайне серьезный риск безответственного подхода к вопросу о поставках ПВН – «сращивание» военно-промышленного комплекса и национальных правительств. Соответственно, ВПК западных стран в прекращении конфликтов совершенно не заинтересованы, а их правительства занимают аналогичную позицию.

Отход от соблюдения принципа усиления контроля за оборотом ПВН порождает и множество других угроз миру и безопасности, последствия которых более чем серьезны. Рассчитываем, что в ходе сегодняшних открытых дебатов государства-члены также расскажут о таких угрозах для различных регионов мира и поделятся собственным опытом, идеями и инициативами по купированию соответствующих рисков.

Благодарю за внимание.

Добавил waplaw waplaw 10 Апреля 2023
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать