[Посадка на брюхо] ФРС США должна пересмотреть свою денежно-кредитную политику, чтобы избежать «жесткой посадки» после самого быстрого за 40 лет подъёма ключевой ставки с 0,25% до 5% за год

отметили
30
человек
в архиве
[Посадка на брюхо] ФРС США должна пересмотреть свою денежно-кредитную политику, чтобы избежать «жесткой посадки» после самого быстрого за 40 лет подъёма ключевой ставки с 0,25% до 5% за год

После краха Silicon Valley Bank американцам остается надеяться на то, что ФРС в состоянии предвидеть последствия ее денежно-кредитной политики, поскольку высокие процентные ставки усугубляют риск невозврата кредитов, пишет 19FortyFive. А это обеспечит «очень жесткую посадку» экономике США.

Недавние банкротства SVB и Signature Bank стали суровым напоминанием Федеральной резервной системе, что ситуация на финансовом рынке, как правило, портится, если из затяжного смягчения денежно-кредитной политики очертя голову удариться в резкое ужесточение. А еще это напоминание, что банкротства банков влекут за собой кредитные кризисы, которые могут привести к рецессии в экономике США.

Банковская дилемма Кремниевой долины
 
За последний год в своем стремлении обуздать скачок цен ФРС устанавливала процентные ставки, практически полностью исходя из прошлых показателей инфляции и занятости. Примечательно, что сбои в финансовом секторе, которые не исключены при высоких процентных ставках, в ее обсуждениях практически не упоминались. ФРС рулит экономикой, глядя не вперед на дорогу, а в зеркало заднего вида.
 
Поскольку инфляция остается стабильно высокой, а рынки труда по-прежнему ограничены, за последний год ФРС повышала процентные ставки рекордными темпами за последние сорок лет. Приучив рынки к нулевым ставкам за долгие годы, ФРС повысила их на целых 4,75%. При этом она совершенно не учла совершенно предсказуемые сбои в финансовом секторе, которыми чревата такая политика и которые, в свою очередь, могут подорвать восстановление экономики.
 
Хорошо известный урок от провала SVB заключается в том, что долгий период легких денег убаюкивает людей обманчивым чувством безопасности. Как и в прошлые кредитные циклы, они идут на чрезмерный риск, ошибочно полагая, что эра легких денег продлится вечно.
 
В случае с SVB руководство банка погналось за доходом и создало слишком большую позицию на рынке долгосрочных казначейских облигаций США. Но ФРС пришлось нажать на денежные тормоза, чтобы сдержать многолетнюю инфляцию, и руководство SVB осознало, насколько опрометчивой оказалась его ставка на рынок казначейских облигаций — но было поздно. К тому моменту более высокие ставки уже подорвали рыночную стоимость его облигаций.
 
Горькая правда заключается в том, что SVB и Signature Bank — далеко не единственные финансовые учреждения, купавшиеся, так сказать, голышом во времена легких денег. Мы уже знаем, что с проблемами вскоре столкнутся многие региональные банки — не в последнюю очередь из-за крупных вложений в долгосрочные казначейские облигации и непропорциональных инвестиций в реальную коммерческую недвижимость. При низком уровне использования недвижимости после коронавируса это лишь вопрос времени, когда именно всем этим банкам придется списать значительную часть своих портфелей — ведь все больше застройщиков на рынке недвижимости терпит крах.
 
Если опираться на прошлый опыт, то самые серьезные проблемы возникнут именно в нерегулируемой части финансовой системы — еще более значимые чем те, с которыми в последнее время столкнулись банки. К так называемым «теневым банкам» относятся хедж-фонды, фонды акций, пенсионные фонды и страховые компании. Это вызывает крайнюю озабоченность, поскольку в настоящее время эти учреждения обслуживают как посредники объем кредита гораздо больший, чем обычная банковская система.
 
Как и SVB, теневые банки слишком рассчитывали на доходность в эпоху, когда ФРС держала процентные ставки на нуле и наводнила рынок ликвидностью на сумму примерно в 5 триллионов долларов за счет покупки казначейских облигаций и обеспеченных ипотекой ценных бумаг.
 
Поэтому все эти учреждения начали ссужать огромные суммы по необычайно низким процентным ставкам — в том числе заемщикам с сомнительной кредитоспособностью. В их числе оказались компании с высокой долей заемных средств, страны с формирующимся рынком и страны еврозоны с высокой задолженностью.
 
После краха SVB нам остается лишь надеяться, что ФРС в состоянии предвидеть, что ее новообретенная денежно-кредитная религия приведет к еще бóльшим жертвам, поскольку высокие процентные ставки и слабая экономика лишь упрочивают риск невозврата кредитов.
 
А еще остается надеяться, что ФРС готова к грядущему усилению турбулентности на финансовых рынках, если этим летом будет введен болезненный потолок долга. Если же ФРС продолжит как ни в чем ни бывало смотреть в зеркало заднего вида и повышать процентные ставки, наплевав на финансовые проблемы, нашу экономику ждет очень жесткая экономическая посадка.
 
Десмонд Лахман — доктор Американского института предпринимательства. Бывший управляющий директор и главный экономический стратег по развивающимся рынкам компании Salomon Smith Barney. Бывший замдиректора Департамента разработки и анализа политики Международного валютного фонда (МВФ). Автор ряда статей о глобальном экономическом кризисе, крахе рынка жилья в США, долларе и напряженности в еврозоне. Специалист по глобальной макроэкономике, вопросам мировой валюты и многосторонним кредитным организациям.
Добавил suare suare 10 Апреля 2023
Дополнения:

03.04.2023 В 19:48

Федеральная резервная система США «курит в сарае с динамитом»

Какие угрозы несет россиянам западный банковский кризис

Пожар на финансовом рынке США перекинулся в Европу. В ближайшее время могут разориться еще 50 американских и европейских банков. Многие частные инвесторы опасаются эффекта домино, который приведет к крушению других кредитных организаций и вызовет масштабный мировой кризис. Какие инструменты помогут россиянам сохранить сбережения во время надвигающегося шторма, разбирался «МК».

Крах американских Silicon Valley Bank (SVB), Silvergate Bank и Signature Bank вызвал панику на финансовых рынках. Особенно болезненным оказалось банкротство SVB, который являлся акционером ФРС США. Понятное дело, Федрезерв под благовидным предлогом быстро нашел спасателя в лице First Citizens Bank. Возникновение проблем с рухнувшими банками было делом времени, считает инвестконсультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин: «Один банк брал короткие депозиты и вкладывал их в длинные кредиты (гособлигации). Второй фокусировался на криптовалютах, представляющих из себя одну сплошную пирамиду».

Интересный момент: все три «утонувших» банка активно работали с криптоактивами. Это обстоятельство породило версию, что американский регулятор устроил показательную порку за поддержку криптопроектов, угрожающих гегемонии доллара. На самом деле это не так.

Как полагает главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев, главной причиной проблем в финансовых структурах США (и не только США) является самый быстрый за 40 лет цикл ужесточения денежно-кредитной политики ФРС. За последний год ради борьбы с рекордной инфляцией Федрезерв резко поднял ключевую долларовую ставку с 0,25% до 5%! Но новый курс ФРС вызвал побочный эффект на американском долговом рынке — там резко упала доходность гособлигаций. В результате, когда вкладчики побежали забирать деньги, банки для пополнения ликвидности были вынуждены продавать ценные бумаги с убытками.

Конечно, «болезни» пострадавших банков, ориентированных на финансовые цифровые активы, обострились после краха криптобирж и криптокомпаний. «Проблемы криптоотрасли также обусловлены быстрым ужесточением финансовых условий, т.к. многие бизнес-модели выстроены на работу при околонулевых ставках и дешевом кредите», — добавил Васильев.

Потрясения в банковской сфере США еще не закончились, считает агентство Moody's. В конце марта всего за одну неделю американцы сняли с депозитов почти $100 млрд, сообщает CNBC. Основной объем пришелся на небольшие банки. По данным CNN, объем нереализованных убыточных активов в американской банковской системе составляет $620 млрд. «Большинство банков США находится на грани неплатежеспособности, а сотни уже полные банкроты», — уверен известный экономист Нуриэль Рубини, предсказавший глобальный кризис в 2008 году. «Глава ФРС США Джером Пауэлл лжет о состоянии региональных банков в США или не знает, что делает в рамках проводимой регулятором политики ужесточения монетарной политики», — заявил бывший вице-президент корпорации Lehman Brothers Лоуренс Макдональд. По его словам, ФРС «как будто курит в сарае с динамитом».

Ряд аналитиков полагают, что Запад столкнулся не с банковским, а со структурным кризисом. И как спасать финансовую систему от набирающего силу цунами, пока непонятно. Тем не менее политики и регуляторы США и ЕС демонстративно излучают оптимизм.

Хотя радоваться пока нечему. Буря, начавшаяся в США, уже перекинулась в Европу. Буквально за несколько дней свалился в штопор знаменитый швейцарский банк Credit Suisse. На прошлой неделе обвалились котировки крупнейших банков ЕС. Грозовые тучи сгустились над крупнейшими кредитными организациями ФРГ (Deutsche Bank, Commerzbank) и Италии (Monte dei Paschi di Siena). Известно, что Deutsche Bank является крупнейшим держателем облигаций Италии и Испании. Если вдруг для решения своих финансовых проблем банк решится распродать все эти ценные бумаги, то риск дефолта уже встанет перед этими государствами. Вдобавок, несмотря на антикризисные меры, инфляция в большинстве стран ЕС не собирается сдаваться.

— Способ, с помощью которого можно «победить» инфляцию, известен давно — нужно радикально поднять процентные ставки, как это сделал в 1981 году глава ФРС Пол Волкер, — сообщил советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов. — Да, будет рецессия, всплеск безработицы, туча недовольных, но, когда пыль осядет, инфляция снизится. Так же поступил и наш ЦБ в 2015, 2020, 2022 годах. Но это очень горькое лекарство. И нужна смелость, чтобы решиться на такой непопулярный шаг.

По мнению Хестанова, нынешний западный банковский кризис РФ напрямую не угрожает: «Сейчас прямые связи с российскими финансовыми институтами из развитых стран сильно сокращены. Но есть другая неприятность — рецессия в мировой экономике приведет к снижению цен на сырье. Напомню, что в конце прошлого года наш бюджет более чем на 40% зависел от поступлений нефтегаза».

Помимо источника наполнения госбюджета многих граждан также интересует вопрос — как в условиях новой глобальной угрозы сохранить накопления? «Денежную сумму, предполагаемую к использованию в течение года, безопасно хранить в рублях. Для рядовых граждан подойдут вклады, для продвинутых инвесторов — обычные ОФЗ, где зачастую доходность и ликвидность повыше», — советует Хестанов. Если стоит задача сохранить сбережения на срок более года, то, по мнению аналитика, лучше сфокусироваться на валюте: «Но здесь имеются риски. На мой взгляд, до окончания западных санкций против РФ еще далеко. И если случится что-то серьезное, не исключено, что валютные депозиты вкладчикам выдадут в рублях по госкурсу. Если он будет близок к биржевому, то ничего страшного. А если будет иначе?»

На текущий момент россиянам стоит присмотреться к юаню, у которого меньше политических рисков. «Пока к китайской валюте мы еще не привыкли. Хотя уже появились на рынке вклады и облигации в юанях. Многие российские компании плотно работают с Китаем, и им нужна эта валюта. К тому же в течение последних 10 лет юань смотрится бодрячком. Для долгосрочных инвестиционных целей юань сейчас смотрится предпочтительнее рубля», — заключил эксперт.

Добавил suare suare 10 Апреля 2023
Комментарии участников:
sant
+2
sant, 11 Апреля 2023 , url

значит поднимет до 7,5% к октябрю...

suare
0
suare, 11 Апреля 2023 , url

Stopor
+5
Stopor, 11 Апреля 2023 , url

Как говаривал Архимед, дайте мне дешевый кредит и я переверну Землю!



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать