[Гегемон и его тираны] The New York Times: жестокий диктатор Руанды Кагаме стал закадычным другом Запада «благодаря» геноциду в Африке

отметили
28
человек
в архиве
[Гегемон и его тираны]  The New York Times: жестокий диктатор Руанды Кагаме стал закадычным другом Запада «благодаря» геноциду в Африке

Запад крайне избирателен в том, каких мировых лидеров считать изгоями, пишет NYT. Автор приводит пример президента Руанды Поля Кагаме, который установил в стране тиранию, оставаясь вернейшим другом западных демократий.

Он держит власть железной рукой. Восседая в президентском кресле уже более двух десятилетий, он отменил конституционные ограничения на срок полномочий, закрыл свободную прессу и подавил всякое инакомыслие. Журналистов ждет изгнание или даже гибель, оппозиционеров — тюрьма или расправа. В его стране установилась тирания.

Но этот диктатор не изгой вроде российского Владимира Путина или сирийского Башара Асада. Наоборот, он ближайший и вернейший друг Запада. Это президент Руанды Поль Кагаме. С момента прихода к власти в 1994 году Кагаме снискал всю благосклонность Запада. Его приглашали читать лекции — на секундочку, о правах человека! — в Гарвард, Йель и Оксфорд, и нахваливали видные мировые лидеры вроде Билла Клинтона, Тони Блэра и бывшего генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
 
И это еще не все. Среди западных друзей Кагаме — ФИФА, чей ежегодный конгресс состоялся в марте в сверкающем спорткомплексе в Кигали, и НБА, чья Африканская баскетбольная лига тоже играет в Руанде. Крупнейший автопроизводитель Европы Volkswagen открыл в Руанде сборочный завод, а среди близких партнеров страны значатся крупные международные организации вроде Фонда Гейтса и Всемирного экономического форума. Западные доноры финансируют национальный бюджет Руанды на целых 70% — просто потрясающе!
 
Но, пожалуй, главный жест одобрения Кагаме — это недавний уговор с британским правительством по размещению депортированных соискателей убежища. Эта спорная сделка, которую некоторые считают нарушением международного права, упрочила репутацию Руанды как надежного партнера Запада. Отныне этот бастион авторитаризма провозглашается убежищем для беглецов от диктатуры.
 
Своим успехом Кагаме во многом обязан умелой политической риторике — сами руандийцы это искусство обольщения называют «убвенге». На пресс-конференциях Кагаме поистине блещет: руандийские журналисты прекрасно знают, чем чревата неуступчивость коллег по цеху, и забрасывают его вопросами удобными и безобидными. Он то и дело озвучивает антиимпериалистический посыл, что Европа «нарушает права человека», и ругает Запад за «комплекс превосходства».
 
Благодаря этой позиции он сделался едва ли не ведущим воплощением постколониального правителя нового типа. Другие популисты-националисты — турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, мексиканский Андрес Мануэль Лопес Обрадор и индийский Нарендра Моди — тоже сплачивают своих граждан сходным посылом. Они ведут себя так, словно ничем Западу не обязаны. И в основе их дерзких и непокорных речей лежат отсылки на прежние злодеяния европейских империй — массовые казни, геноцид и грабежи, совершенные еще в XVI веке.
 
Они срабатывают, потому что западные лидеры до сих пор лишь скупо об этом «сожалеют» и редко когда извиняются — отчасти из страха, что их странам придется платить огромные репарации. Поэтому обиды живут дальше. Многие жители бывших колоний ощущают былые унижения и поныне — видя их в работе институтов, отстаивающих главным образом западные интересы (например, Всемирного банка или Международного валютного фонда), мировой торговле и даже на переговорах о помощи. Постколониальные лидеры вроде того же Кагаме крепят свою популярность настойчивыми требовании к Западу «искупить» свое прошлое — сколь бы невероятно это ни звучало.
 
Увиливая от извинений, западные лидеры сами подрывают свой нравственный авторитет. По сути они занимаются умиротворением — суля похвалу и партнерство вместо осуждения. И, пожалуй, отчетливее всего эта тенденция проявилась в Руанде, где рычаги воздействия Кагаме на западных лидеров особенно действенны, поскольку обиды его народа свежи. Он ловко разжигает у Запада чувство вины, и его удары больно разят точно в цель.
 
Геноцид в Руанде 1994 года, в ходе которого был убит почти миллион человек, большинство из которых этнические тутси, произошел под носом у миротворцев ООН, которые не смогли предотвратить убийства, а лишь тщательно их документировали. Хотя бывший посол Руанды в США и другие политические союзники винили Кагаме в том, что это он «спровоцировал» геноцид и ничего не предпринял, чтобы его предотвратить, сам он представил себя героем, который, наоборот, положил ему конец.
 
Едва заслышав критику в свой адрес, Кагаме раз за разом дает резкий отпор любому западному лидеру, который дерзнул проповедовать бедным странам о демократии, правах человека и верховенстве закона. Его риторика находит отклик в мире, голодном до африканских историй успеха, — особенно на Западе. Еще в 2011 году журналист Тристан Макконнелл написал, что западная поддержка Кагаме продиктована «искренним желанием опровергнуть репутацию континента как экономического „обрубка“». Спустя год журнал Time назвал Кагаме «воплощением новой Африки».
 
За этим славословием таится мрачная правда. Придя к власти в 1994 году (сперва как главнокомандующий вооруженными силами, а затем и как президент), Кагаме практически сфальсифицировал выборы, набрав в 2017 году почти 99% голосов. Многие из его противников бесследно исчезли, а некоторых впоследствии нашли убитыми (одного даже обезглавленным). Самозваный герой, якобы положивший конец геноциду в Руанде, в действительности командовал армией, по мнению ООН, повинной в убийстве десятков, если не сотен тысяч хуту, — а, возможно, и в геноциде после двойного вторжения в Демократическую Республику Конго.
 
Однако Кагаме, не считаясь с историей, создает альтернативную реальность, где во всех бедах его страны повинен Запад, а он — отважный ее защитник. И этот антиимпериалистический посыл затмевает донесения о преследовании, заточении и изгнании диссидентов и журналистов. Не помогает делу и малодоступность достоверной информации: Кагаме запрещает работать критически настроенным иностранным репортерам, тем самым практически обрекая международные СМИ повторять правительственную пропаганду.
 
Спрос на противостоящих Западу постколониальных лидеров вполне понятен и продиктован тем, что отношения между бывшими колониями и метрополиями по-прежнему определяет империализм. Многие искренне жаждут правосудия за злодеяния колониальной эпохи, пусть даже оно едва ли наступит в ближайшее время. Так пусть же для начала западные лидеры — начиная с Великобритании — хотя бы перестанут поощрять авторитарных деятелей вроде того же Кагаме.
Добавил suare suare 12 Апреля 2023
Дополнения:

Сатрап! Деспот! Тиран! Диктатор! Почётные титулы или ругательства?

Сейчас довольно странно слышать словосочетания"тиран Сиракуз", «деспот Мореи», «диктатор Рима», «сатрап Вавилонии», а если такое сказать в адрес руководителя/преподавателя, то можно в лучшем случае вызвать ненависть, в худшем увольнение/отчисление. Но давайте разберёмся, что это за слова и откуда они взялись?

Титулом сатрапа в Древней Персии, а так же державе Александра Македонского (и её осколков) и некоторых других странах назначался представитель родни/высшей знати самим царём и ведал сатрапией (частью государства, как области/губернии), и был там третьим после бога и царя, собирал налоги, содержал армию, чеканил монету и был порой настолько самостоятельным, что поднимал восстание чтобы стать независимым правителем.

Сейчас это имя нарицательное, обозначающее самодура пришедшего к власти, дорвавшегося до власти мирового лидера/губернатора злоупотребляющего своими возможностями.

Теперь перенесёмся на тысячу лет вперёд, в Византийскую Империю.

Вторым после императора человеком в Византии был деспот (для женщин деспотисса/деспотица/деспотина/деспотище, ах нет, это уже моё воображение разыгралось). Титул давался только самым приближённым лицам, усыновлённым детям и младшим сыновьям. Впоследствии титул стал использоваться отдельными правителями в смежных с Византией государствах (Втором Болгарском царстве, Сербо-греческом царстве), а к XIII веку вообще огромные территории стали самостоятельными деспотатами, деспотовинами и деспотиями.

Сейчас слово деспот используется с менее негативной окраской чем все прочие «титулы» описанные тут и означает полновластного правителя, от древнегреческого «господин».

Деспотизм — форма государственного устройства при которой вся власть находится у одного правителя, сконцентрировавшего в своих руках абсолютную власть.

Особенностью деспотии (в отличии т монархии) является то, что деспот свободно распоряжается не только всем государством, но и своими подданными.

Теперь разберём самое злостное ругательство из нашей «коллекции»: тиран (с древнегреческого «злой мучитель»). Этим весьма сомнительным титулом «награждали» лиц, пришедших к власти силой, помимо воли народа. Как не удивительно, в самом начале ранние тираны были очень любимы народом, они отличались как благотворители, справедливые правители и вообще в историю вошли как «хорошие/добрые тираны». Но в подавляющем большинстве случаев тираны держались у власти только за счёт силы и страха, что и обусловило негативный окрас «титула». И ещё один факт: династии тиранов почти никогда не доживали до 2-го, 3-го поколения.


Сейчас тираном называю жестокого, применяющего насилие и пытки к людям мучителя, угнетателя.

А теперь диктатор. Я сказал диктатор!

Диктатором в Древнем Риме назначался во время крайней опасности для существования государства решительный и энергичный (или с качествами идеальными для конкретной ситуации) человек максимум на 6 месяцев (хотя, надо признать, всякое бывало!). Никто не мог оспорить решение диктатора. Это делалось для того, чтобы избежать длительных заседаний и проволочек в Сенате, когда требуются быстрые и решительные действия (к примеру, назначение Луция Квинкция Цинцинната .

Сейчас диктатором называют единоличного правителя, обладающего неограниченной властью и стоящего над законом. Напрашивается вопрос: «в чём разница деспотии и диктатуры?», да, собственно, ничем, только термин «диктатура» затмевает «деспотию», постепенно уходящую в прошлое, так что можно сказать «диктатура — отчасти политический термин, а деспотия полностью используется только в переносном смысле или историками».

В переносном же смысле слова диктатор — это жёсткий, полновластный руководитель в какой-либо области управления или хозяйства.

Итак, мы пришли к выводу, что все эти отталкивающие термины использовались раньше как титулы и были даже лестными для власть имущих, но со временем из-за многочисленных злоупотреблений превратились в ругательства.

Теперь, прочитав данный текст, можете смело использовать их в качестве оскорблений для интеллектуального превосходства, а если собеседник кинется с кулаками, то объясните их прежнее значение, чтобы непонятно было, то ли гордиться, то ли оскорбиться. Шучу, конечно, а то начнутся массовые драки, увольнения и отчисления.=)

Спасибо за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!=)

Добавил suare suare 12 Апреля 2023
Комментарии участников:
Stopor
+3
Stopor, 12 Апреля 2023 , url

«Он конечно сукин сын, но это наш сукин сын» © 32-й президент США Франклин Рузвельт 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать