Как показывают данные о торговом финансировании от Swift, международной платформы платежей и финансирования, доля юаня в стоимостном выражении на рынке выросла с менее чем 2% в феврале 2022 года до 4,5% годом позже. Благодаря этим успехам китайская валюта сделалась серьезным конкурентом евро, на чью долю приходится 6% от общей суммы.
Тем не менее, доля обеих валют по-прежнему составляют лишь малую часть от доллара. В феврале 2023 года его показатель составил 84,3% по сравнению с 86,8% годом ранее.
«Это существенный шаг, — сказал главный экономист Банка Сингапура Мансур Мохи-уддин. — И трудно придумать столь резкой перемене иное объяснение, кроме конфликта на Украине».
Растущая доля китайской валюты в торговом финансировании, когда кредиторы предоставляют займы, чтобы облегчить перемещение товаров через границы, помогает Пекину ускорить интернационализацию юаня, но в то же время представляет собой серьезный вызов Западу, который стремится перекрыть крупным российским финансовым учреждениям доступ к Swift при помощи санкций.
«Вполне вероятно, что многое из этого, учитывая ситуацию, приходится на российскую торговлю с Китаем, которая осуществляется через посредников, — сказал партнер-основатель ориентированной на Китай исследовательской группы Gavekal Dragonomics Артур Крёбер. — И то, что Россия фактически отрезана от Swift, возможно, не имеет решающего значения».
«Очевидно, что в Китай поступает много российской нефти через Ближний Восток и Малайзию», — добавил он, отметив «взрыв» импорта нефти из Малайзии с марта прошлого года, который превышает производственные мощности страны.
До августа 2015 года Народный банк Китая проводил согласованную кампанию по интернационализации, пока девальвация не привела к серьезному оттоку капитала. Это вынудило центральный банк сменить курс и ввести драконовский контроль за движением капитала, что, в свою очередь, затормозило прогресс Китая в глобализации своей валюты.
Показательно, что недавний рост юаня среди валют торгового финансирования не сопровождался расширением роли Swift в международных платежах — на систему по-прежнему приходится порядка 2% от общемирового объема.
Однако у России имеется доступ к системе трансграничных межбанковских платежей (Cips), китайскому аналогу Swift, и в прошлом году двусторонняя торговля выросла до рекордных 185 миллиардов долларов, причем основную часть китайских товаров российские компании оплачивали в юанях. По данным центрального банка, общий объем расчетов по Cips в 2022 году составил 97 триллионов юаней (14 триллионов долларов) — на 21% больше, чем в прошлом году.
«Есть предел тому, что можно установить доподлинно насчет механики этих платежей, — сказал Крёбер. — Но я подозреваю, что если разобраться, этот скачок во многом отражает сделки с участием России».
Аналитики и экономисты считают, что китайская валюта сделалась привлекательнее из-за роста стоимости долларового финансирования. С 2022 года Федеральная резервная система США повысила ставки девять раз, тогда как Народный банк Китая, наоборот, дважды снизил базовую ставку по кредиту.
Главный экономист Банка Китая и бывший сотрудник Государственного управления иностранной валюты Гуань Тао предположил, что рост юаня в торговом финансировании связан с «расхождением денежно-кредитной политики США и Китая». Роль юаня изменилась: теперь это валюта с низкой процентной ставкой, объяснил он.
«Что касается процентных ставок, то в связи с ростом в США юань стал дешевле в относительном выражении. Мы действительно наблюдаем рост интереса к торговому финансированию в юанях, — сказал старший экономист по Китаю в корпорации Standard Chartered Кельвин Лау. — Будь то с Россией или без, структурно мы видим, что интернационализация юаня вернулась».
Народный банк Китая изменил стратегию интернационализации юаня с начала 2022 года, написал в своей недавней статье Чжан Мин, заместитель директора департамента международных финансов Китайской академии общественных наук.
По словам Чжана, центральный банк отказался от повышения цен на сырую нефть в юанях и расширения доступа иностранных инвесторов к национальным ценным бумагам (как это было до конца 2021 года), и начал решительно крепить роль валюты в расчетах по межбанковским сделкам в сырьевой торговле и улучшать глобальный доступ к производным бумагам, привязанным к активам в юанях.
О более пристальном внимании к расчетам по сырьевым товарам свидетельствуют сделки вроде заключенной в прошлом месяце с Бразилией, которые позволят крупнейшим экономикам Азии и Южной Америки проводить торговые и финансовые операции в своих собственных валютах.
«У Китая есть мощный стимул добиваться интернационализации юаня, чтобы справиться с растущими рисками на фоне геополитической напряженности и разрыва связей с США, — отметил руководитель отдела азиатских исследований в Crédit Agricole Чжи Сяоцзя. — Он активизировал международный диалог и добился определенного успеха на этом фронте, особенно с экономиками Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки».
Однако из-за жесткого контроля за движением капитала, который поддерживает центральный банк Китая, мало кто из экспертов рассчитывает, что юань стремительно вольется в ряды мировых платежных валют.
«В интернационализации юаня китайцы применяют испытанный „метод салями“, — сказал старший стратег по Китаю в BNP Paribas Asset Management Чи Ло. — Они нарезают тонкими ломтиками и никуда не торопятся».
Каждый божий день КПК доказывает, что она — враг свободного мира, сторонник разрушения и в буквальном смысле геноцида. Если они не нянчатся с Путиным, то мешают расследованию коронавируса. Если не поставляет оружие для ударов Украине, то отрабатывают бомбежки Тайваня. А еще их агенты приходят сюда издеваться над нами на наших же форумах. Обидно, что пока Запад спит, это ренегатское государство превращается в еще более опасную и циничную версию путинской России — словно на стероидах.
Мы себя сами загоним в небытие своими же санкциями. И поделом нам!
Удивительно, как это никто не предвидел, чем кончатся российские санкции. А ведь должно быть очевидно, что возникшую брешь поспешит заполнить Китай. И чем дольше будет продолжаться конфликт на Украине, тем больше Китай нагреется.
Какая чушь. Никто не будет узаконивать в глобальном масштабе валюту авторитарной страны под управлением диктаторского режима. Только дураки.
И не забывайте: США сами подорвали свое господство, злоупотребляя международной финансовой системой во имя своей политической программы. И теперь никто кроме уютного западного клуба не захочет ни торговать в долларах, ни хранить их добровольно. Его им попросту навязали.
Мы все хотим лучшего мира. Наши западные правительства набиты карьерными политиканами из СМИ, для которых власть — лишь самоцель, а не средство. И их успехи в ее захвате за последние несколько лет (причем без применения силы) посрамят даже диктаторов!
Единственная выгода Западу только в том, что юань по сути привязан к доллару.