Обратили внимание на очередной пресс-релиз Секретариата ООН по «черноморской инициативе» по вывозу украинского продовольствия, в котором вновь искажаются данные и факты. В этой связи вынуждены разъяснить реальное положение дел как с выполнением «черноморской инициативы», так и с Меморандумом Россия-ООН по нормализации отечественного сельхозэкспорта. Эти документы, как известно – взаимоувязанные части одного «пакета», предложенного Генсекретарем ООН А.Гутеррешем.
Поводом для ооновского сообщения для СМИ стало непроведение инспекций в рамках Совместного координационного центра (СКЦ) в Стамбуле впервые с момента запуска инициативы. Следует отметить, что ни продолжающееся блокирование Киевом поставок аммиака, также прописанных в договоренностях, ни отсутствие какого-либо прогресса в реализации Меморандума Россия-ООН ни разу не стали причиной для публичной реакции Секретариата ООН.
По вопросу об инспекциях. В настоящее время в территориальных водах Турции проверки ожидают 28 судов, перевозящих более 1 млн тонн продовольствия. Однако сотрудники ООН в СКЦ, ответственные за формирование инспекционного плана, отказались составлять такой график, пытаясь поддержать требования украинцев по регистрации судов в инициативе.
В свою очередь, вокруг регистрации сухогрузов сложилась еще более тяжелая ситуация. Сначала украинцы в узкокорыстных целях нагоняли суда в турецкие воды, не считаясь ни с прописанными в правилах процедуры порядком их включения в инициативу, ни с требованиями по досмотру. Обвиняли при этом Россию в провоцировании заторов и создании искусственного скопления судов. Затем в администрации украинских портов поняли, что на очередности прохода кораблей можно тоже заработать, и начали брать взятки с судовладельцев за ускоренную регистрацию. Данный коррупционный сюжет широко освещался даже в украинских СМИ.
В этих условиях, а также на фоне существенного увеличения поставок в богатые страны (более 40% направлено только в ЕС) при сокращении доли нуждающихся стран (до 2,6%), что противоречит изначально заявленным гуманитарным целям инициативы, российская делегация выступила с предложением включить в украинский регистрадионный лист суда, направляющиеся с продовольствием в африканские страны и/или находящиеся в очереди с января. Это, однако, вызвало активное противодействие украинцев, не желающих терять источник дополнительных незаконных доходов и аннулировавших 5 апреля все заявки (что не было учтено в ооновском пресс-релизе). Таким образом, в результате действий самих украинцев и ооновцев застопорились регистрация и инспекции судов.
В целом отмечаем, что, несмотря на все высокопарные заявления о глобальной продовольственной безопасности и помощи нуждающимся странам, «черноморская инициатива» как обслуживала, так и продолжает обслуживать исключительно коммерческий экспорт Киева в интересах западных стран. Доля гуманитарных поставок по линии Всемирной продовольственной программы ООН (543 928 тонн) выглядит смехотворно на фоне общего объема вывезенного продовольствия в 27,7 млн тонн. Но даже эти поставки Киев пытается использовать в политических целях – для пиара своей псевдогуманитарной кампании «Зерно из Украины» (Grain from Ukraine).
Кроме того, ооновцы любят ссылаться на индексы ФАО, заявляя о снижении мировых цен на продовольствие (правда, не на 20,5%, а на 18,6% с марта 2022 г.). Умалчивают при этом, что цены, особенно на пшеницу, остаются повышенными и недоступными для многих потребителей. Одна из причин – украинский экспорт на 70% состоит из кормовой кукурузы и фуражных культур.
Не говорят и о том, что решению этой проблемы способствовала бы нормализация поставок российских зерновых (70% пшеница), а также удобрений, являющихся залогом будущего урожая. Но даже безвозмездная передача наших удобрений беднейшим странам сталкивается с множеством препятствий и проволочек – до сих пор единственной партией остается отгрузка в Малави (20 000 тонн из 262 000, заблокированных в портах Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландов).
Устранение препятствий для отечественного сельхозэкспорта должно было произойти в рамках выполнения Меморандума Россия-ООН, о котором на этот раз ооновцы даже не упомянули. Такое умолчание является наглядным показателем не только отношения Секретариата ООН к предложенному А.Гутеррешем «пакету», но и отсутствия каких-либо практических результатов по Меморандуму.
В этой связи подтверждаем нашу позицию, что без прогресса по решению 5 «системных» проблем (переподключение «Россельхозбанка» к SWIFT; возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания; отмена ограничений на страхование и перестрахование плюс снятие запрета на доступ в порты; восстановление работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса»; разблокирование зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений) о дальнейшем продлении «черноморской инициативы» после 18 мая говорить не приходится.