Duvar: дедолларизация действительно стала экзистенциональной угрозой американской валюте
Конец господства доллара будет подразумевать крах американской гегемонии, пишет Duvar. И это будет болезненный для мира процесс, поскольку, к примеру, для свержения британского фунта стерлинга с трона потребовались две мировые войны и Великая депрессия.
Интересная новость: министр финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen) в беседе с CNN заявила, что санкции США против России могут угрожать господству доллара, поскольку такие страны, как Китай и Иран, ищут альтернативные валюты для торговли. Иными словами, даже американское руководство испытывает беспокойство по поводу места доллара в мировой экономике.
Да, деньги на протяжении большей части истории человечества были объектом жадности и грабежа, а в то же время инструментом, меняющим общество, обеспечивающим возможность передачи капитала, используемым для обмена товарами и услугами.
В наши дни деньги стоят на пороге масштабной трансформации, которая реформирует банковское дело, финансы и даже структуру общества...
Международная валютная система также готовится к значительным переменам, вызванным объединением экономических, геополитических и технологических сил. Но смогут ли эти силы лишить доллар положения господствующей международной валюты на протяжении большей части периода после Второй мировой войны?
Это, определенно, будет болезненный, проблематичный процесс
Конец господства доллара в то же время означает конец гегемонии США. С этой точки зрения это, определенно, будет болезненный, проблематичный процесс. Да, финансовое будущее мира может измениться, как это уже случилось когда-то. Однако, для того чтобы свергнуть британский фунт стерлингов с трона, понадобились две мировые войны и Великая депрессия.
Доминирование доллара на мировой арене, начавшееся после Второй мировой войны, продолжается до сих пор. Американская валюта используется в 90% всех финансовых операций и почти в половине мировой торговли. Долларовые активы составляют 60% мировых валютных резервов, при этом евро с менее чем 20% занимает второе место, значительно уступая. Однако доля доллара стремительно падает. В то время как в 1999 году она составляла 70%, в 2022 году — уменьшилась до 59%.
Статус доллара в качестве резервной валюты постепенно разрушается в течение последних 20 лет. При этом в прошлом году, в разгар санкций в отношении России, этот процесс ускорился в десять раз.
В мировых резервах на евро приходится 20%, на британский фунт и японскую иену — примерно по 5%, а на китайский юань (женьминьби) — менее 3%.
Мы движемся к новому, полицентричному, миропорядку
С другой стороны, доля США в мировой экономике в 1980 году составляла 32%, а в 2020 году снизилась до 24%. За аналогичный период их доля в мировой торговле также упала с 14 до 11%.
Китай, Россия, Индия, Бразилия, а именно — БРИКС, и Глобальный Юг, включая Турцию, в течение последних 20 лет находятся на подъеме… Мы движемся к новому, полицентричному, миропорядку.
Этот вопрос не следует рассматривать только с точки зрения положения доллара как резервной валюты. Мы можем сказать, что эпоха физических денег, или наличных, подходит к концу. Распространение цифровых технологий усиливает эту трансформацию.
Центробанки расширяют использование цифровых валют
Появление криптовалют, таких как биткоин, также ускоряет эту тенденцию. Криптовалюты не опираются на деньги центральных банков, надежных посредников, таких как коммерческие банки, или компании, выпускающие кредитные карты. Кроме того, криптовалюты оказались неэффективным средством обмена в силу колебаний стоимости, ограниченных объемов транзакций и процессов производства.
В ответ на эти озабоченности центробанки готовятся к цифровой валюте. Более половины центробанков мира исследуют или разрабатывают цифровую валюту центрального банка (CBDC). Будучи цифровой версией обращающихся денег, CBDC, регулируемые центробанками, более безопасны и не так волатильны, как криптоактивы.
Более ста центральных банков по всему миру находятся сейчас на стадии исследования и разработки. Турецкий центробанк — тоже на стадии исследования. Некоторые центробанки уже внедрили свои CBDC. Так, Нигерия выпустила eNaira, а Багамы — Sand Dollar (песчаный доллар). Индия тоже в декабре прошлого года запустила цифровую рупию.
Китай бросает вызов США посредством e-CNY
Особенно важны шаги Китая в этом отношении. Пекин два года назад начал пилотное использование цифрового юаня в отдельных регионах. В последнее время эта валюта стремительно распространяется.
В начале февраля китайские власти распределили цифровые юани (e-CNY) на сумму 14 миллионов долларов в городе Шэньчжэнь в качестве помощи индустрии общественного питания. Каждому жителю Ханчжоу, четвертого по величине города страны, было выдано 80 ваучеров e-CNY, которые они могли потратить по своему усмотрению.
Цель пекинской администрации очевидна: расширить использование цифровой валюты, запущенной два года назад. И китайцы весьма амбициозны в этом отношении...
Между тем США с обеспокоенностью следят за планами Пекина по внедрению цифрового юаня в международный финансовый порядок.
Хотя потенциал цифровой валюты высок, эксперты предупреждают, что эта технология все еще находится в зачаточном состоянии, и странам по-прежнему необходимо предпринять ряд шагов, прежде чем они действительно смогут стать независимыми от США.
Доллар столкнулся с экзистенциальной угрозой
Да, американская валюта столкнулась с экзистенциальной угрозой. Особенно выделяются инициативы Китая, России и Саудовской Аравии. Предпринимаются попытки дедолларизировать глобальную торговлю энергоносителями, где все больше и больше используется юань. Существуют разные мнения о подъеме «нефтеюаня» и падении доллара.
Китай является крупнейшим в мире импортером сырой нефти и пытается поставить нефтеюань в привилегированное положение в международной торговле. Цель, конечно же, состоит в ослаблении господства американской валюты. Это и есть одна из причин смягчения отношений между Саудовской Аравией и Ираном при ведущей роли Китая и положительного дипломатического движения на Ближнем Востоке.
Двусторонние экономические отношения развиваются быстрыми темпами. В качестве последнего примера Саудовская Аравия приобрела 10% акций китайской Rongsheng Petrochemical за 3,6 миллиарда долларов.
Вместе с тем торговля между Китаем, Россией и Ближним Востоком (хотя и растет) составляет всего 2% мировой торговли. И большая часть торговли этих стран по-прежнему осуществляется между государствами, связанными с США, поэтому доллар будет продолжать доминировать.
Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, однако экономика королевства все еще зависит от США, поскольку ее валюта привязана к доллару, и продажа нефти осуществляется в этой валюте. Военная инфраструктура Саудовской Аравии также в значительной степени зависит от американского оборудования. Все это также не следует упускать из виду.
По меньшей мере 20 стран торгуют друг с другом в национальных валютах
Это не единственные страны, которые предпринимают шаги против господства доллара. На данный момент по меньшей мере 20 стран предпочли торговать друг с другом с использованием своих собственных валют.
Например, в последнее время к этой тенденции присоединились Бразилия и Япония.
Как известно, Россия и Китая предложили новую резервную валюту. Французский лидер Эммануэль Макрон тоже во время своего недавнего визита в Пекин призвал к уменьшению зависимости от доллара. Бразилия и Китай подписали соглашение о торговле с использованием национальных валют.
Малайзия и Китай ведут переговоры о создании Азиатского валютного фонда. Россия и Иран стремятся к разработке стейблкоина (стабильной криптовалюты), обеспеченного золотом. Бразилия и Аргентина планируют создать общую валюту. ОАЭ и Индия рассматривают возможность использования рупий в ненефтяной торговле.
Неудержимый подъем юаня
Юань, превзойдя евро, стал второй по значимости валютой в резервах Бразилии, крупнейшей экономики Южной Америки. Будучи десятым крупнейшим торговым партнером Китая и важным поставщиком железной руды и соевых бобов, Бразилия все чаще использует юань в торговых и инвестиционных сделках.
Россия во многом под влиянием западных санкций и исключения из большей части глобальной финансовой системы за последний год увеличила свою торговлю с Китаем на 50%, также обратившись к юаню в качестве предпочтительной валюты. Юань заменил доллар в качестве наиболее торгуемой валюты в России, и практически все крупные банки страны предлагают услуги и депозиты в юанях.
Поскольку многие страны находятся на пути к диверсификации своих международных расчетов с использованием национальных валют, некоторые эксперты предрекают доллару мрачный сценарий будущего.
Автор: Левент Гюрсес (Levent Gürses)