С недоумением и некоторой оторопью ознакомились с интервью посла США в России Л.Трейси корреспонденту газеты «Коммерсантъ» Е.Черненко, опубликованном 28 апреля.
Предвидим возможные отговорки со ссылками на то, что, дескать, г-жа посол просто не успела освоиться в должности. Но ведь Л.Трейси прибыла в Россию в январе 2023 года и находится в Москве уже более трёх месяцев: более чем достаточно для любого профессионала, чтобы как следует войти в курс дела. Первая же фраза задаёт тон: «Какие бы разногласия ни были у нас, у Соединенных Штатов, с правительством России, это не разногласия с народом России».
Неужели Л.Трейси надеется, что читатели не в курсе, что прямо сейчас из американского оружия на американские деньги и, по всей видимости, за американские же интересы убивают российских военнослужащих, а также мирных жителей Донбасса, в то время как киевский режим гонит фактически на убой сотни и тысячи украинцев («до последнего украинца») лишь бы угодить заботливым хозяевам по ту сторону Атлантики?
Поражает своей избирательностью и прямой ложью интерпретация Л.Трейси событий 2013-14 гг. на Украине: «Украина тогда смотрела в сторону ЕС… Но, как вы знаете, потом правительство Украины отказалось от ассоциации с ЕС. Это решение вызвало бурную реакцию, а потом в 2014 году мы видели, как Россия пошла по пути крайней дестабилизации, незаконно аннексировав Крым и дестабилизируя ситуацию в Донбассе.»
Возможно, г-жа посол, просто не в курсе, а помощники не подсказали, но в этом несложном пазле явно не хватает… правды и верной последовательности событий. Что же, напомним. Решение законно избранного легитимного правительства Украины о том, чтобы не подписывать ассоциацию с ЕС, было принято после того, как тогдашние киевские власти взвесили все за и против. Как позже отмечал сам В.Янукович, «подписание соглашения об ассоциации означало бы предательство интересов страны и украинского народа».
Потом был организованный и поддержанный ЕС и США Майдан, собравший всех радикалов и экстремистов, печеньки В.Нуланд, насилие против правоохранительных органов, «неизвестные» снайперы и жертвы, подписание Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине при гарантиях ЕС и непосредственно министров иностранных дел Германии и Польши, Штайнмайера и Сикорского, нарушение всех его положений, захват вооружёнными отрядами, правительственных зданий, попытка покушения на В.Януковича, государственный переворот совершённый в интересах, в т.ч. зарубежных спонсоров т.н. оппозиции.
В эти же дни боевики «Правого сектора» (организация запрещена в России) совершили нападение на автобусы с 300 участниками «антимайдана», возвращавшимися из Киева в Крым, затем направление на полуостров «поезда дружбы» с бойцами из националистических организаций, чтобы, как выразился лидер радикалов Д.Ярош, утопить Крым в русской крови.
Крымчане с таким положением мириться не стали и на референдуме 16 марта 2014 г. практически единогласно в высшем проявлении демократии высказались за его возвращение в состав России. Вскоре, 2 мая 2014 г. в Одессе экстремисты ярко продемонстрировали, сжигая людей заживо в Доме профсоюзов, что случилось бы и в Крыму, если бы им только позволили. Восемь лет террора над жителями Донбасса только подтвердили человеконенавистническую суть киевского режима и его неонацистских боевиков. Надо ли напоминать, что для представительницы страны, убившей миллионы людей в Ираке, Афганистане, Вьетнаме и т.д., имеющей за плечами Сонгми, Абу-Грейб, Гуантанамо, человеческие жизни вовсе не имеют значения?
Про то, что в США сделали бы за попытку захвата правительственных зданий и массовое насилие на улицах, гадать не надо: и с относительно мирной-то группой протестующих (не чета майданным бандитам), совершившей несанкционированный вход в Капитолий США 6 января 2020 г. церемониться не стали, и уже в судах с ними расправляются до сих пор. Но, вероятно, это, как любят говорить американцы, «вообще другое».
В свете продемонстрированных Л.Трейси то ли амнезии, то ли невежества фраза «мы должны рассматривать Украину и сложившиеся там обстоятельства и выносить суждения на основании того, что мы знаем о происходящем именно в Украине», звучит особо цинично.
В то же время, нельзя не поблагодарить г-жу посла за то, что она всё-таки с высоты своей позиции неохотно признала, что «Россия имеет право расставлять приоритеты своей внешней политики». Теперь-то можно вздохнуть свободно, а то мы очень переживали на этот счёт, разрешат ли в «Сияющем граде на холме» нам самим решать вопросы национальных интересов.
На вольные пассажи Л.Трейси по тематике ДСНВ и стратегической стабильности хотелось бы вновь напомнить американскому дипломату о реальных причинах приостановлении действия этого договора и подчеркнуть, что это решение может быть обратимо.
Но для этого в Вашингтоне должны проявить политическую волю, предпринять добросовестные усилия в целях общей деэскалации и создания условий для возобновления полноформатного функционирования Договора и, соответственно, всестороннего обеспечения его жизнеспособности.
Пока же США открыто стремятся нанести России «стратегическое поражение», о чём американские официальные лица не перестают говорить. Что касается заявлений Л.Трейси о вопиющей, безобразной ситуации с невыдачей виз для российских журналистов, которые должны были сопровождать Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Нью-Йорк, то иначе как издевательством их назвать нельзя. Всё, что было сделано американской стороной, было сделано намеренно.
Вновь процитируем Министра иностранных дел России С.В.Лаврова: «Страна, которая называет себя самой сильной, умной, свободной и справедливой, струсила и сделала глупость, показав, чего стоят на самом деле её клятвенные заверения о защите свободы слова и доступа к информации».
В принципе, не имеющая отношения к реальности риторика американских дипломатов уже давно не удивляет. Удивляет подобострастное отношение российского издания и интервьюера, члена Президиума Совета по внешней и оборонной политике Е.Черненко, которая вместо наболевших и животрепещущих вопросов в контексте ведущейся Вашингтоном гибридной войны против нашей страны заискивающе рассыпается перед Л.Трейси в благодарностях за «первое интервью».