[Конец «ФрансАфрики] Серж Михайлоф: Запад обманул всех, включая себя, политикой глобализации. Почему Париж делает так много ошибок?

отметили
27
человек
в архиве
[Конец «ФрансАфрики] Серж Михайлоф: Запад обманул всех, включая себя, политикой глобализации. Почему Париж делает так много ошибок?
Франция все чаще оказывается в топе негативных новостей. Репортер Le Figaro обсуждает провалы Парижа с бывшим сотрудником Французского агентства развития: изгнание Франции из Африки и замену французского автопрома китайским.
 
Специалист по вопросам развития отмечает, что свободная торговля возможна только на пространстве, где жизненный уровень и ценности сопоставимы.
 
Это насыщенная и трогательная автобиография. В книге «Revoir Igloolik», Серж Михайлоф рассказывает нам о своем необычном профессиональном и жизненном пути. Бывший сотрудник Всемирного банка в Вашингтоне, а затем Французского агентства развития (AFD), работавший более чем в семидесяти странах, в том числе в странах Африки к югу от Сахары, делится своими наблюдениями по вопросам развития и геополитики. После одной несложной операции, он утратил способность ходить и посвятил себя сегодня философии и красоте мира.
 
LE FIGARO: Ваша книга называется «Revoir Igloolik». Что означает слово «Иглулик»?
 
Серж МИХАЙЛОФ: Иглулик — остров в канадской Арктике, центр культуры инуитов. Я провел там четыре месяца летом и осенью 1961 года. Мне было восемнадцать лет… Живя в крошечной инуитской общине, я занимался охотой на тюленей и моржей на парусном вельботе конца XIX века, спал ночью на льдине. Для меня, любящего приключения и парусный спорт, это был незабываемый и, по сути, уникальный опыт. Его больше не будет, потому что инуитов — таких, какими они были в 1961 году — больше на свете нет...
 
— Откуда такая любовь к приключениям?
 
— Наверняка от отца. Он сбежал из дома в девять лет. Это было в 1917 году… Он ушел за отрядом белогвардейцев, и в гражданскую войну в России он выжил, потому что все время был в армии Деникина на положении «сына полка». К семье он вернулся, когда ему было пятнадцать лет. Он говорил на четырех языках, но при этом не умел читать и писать! Что касается его собственного отца, то понадобилась бы целая книга, чтобы рассказать о его приключениях по всему миру после побега из Сибири еще в царские времена. Интереснейший момент — как он разбогател в Румынии...
 
— Благодаря профессии вы хорошо знаете Африку. Франция уступила свои сильные позиции в регионе Китаю и России. Каковы были ее ошибки?
 
— Наше присутствие на нашем пресловутом «заднем дворе» было слишком демонстративным: введение «африкано-французского» франка КФА, размещение наших военных баз по всей Африке… А как ведут себя наши солдаты, которые в Африке свободно перемещаются там, как у себя дома? Добавьте попустительство местным деспотам. К этому нужно добавить грубые дипломатические ошибки последних пятнадцати лет, такие как воспринятый как унижение «вызов на ковер» пяти глав африканских государств на так называемую конференцию к нашему президенту в декабре 2019 года. А затем синдром «Yankee Go Home» и затянувшаяся силовая операция французских войск «Бархан» в Мали. В конце концов, русские нас обошли в гонке за симпатии местного населения. А потом еще была кампания фейковых антифранцузских новостей в местных африканских социальных сетях...
 
— Что касается Сахеля, вы критикуете то, как велось «внешнее управление» этим регионом Африки французским бывшим министром иностранных дел и экс-министром обороны Франции. Что вы имеете в виду?
 
— «Борьба с терроризмом», которую Франция вела на территории Африки, была бессмыслицей, так как терроризм — это способ действия, а не самостоятельное явление. Отказ от диалога с оппонентами был ошибкой, а запрет на общение с повстанцами был еще большим промахом, потому что надо было вести переговоры в любом случае. Вместо того, чтобы начать операцию «Бархан», которая стала развиваться по собственной логике, мы должны были сосредоточить наши усилия на создании малийской армии. Надо было прекратить операцию, начиная с 2013 года, когда президент Мали начал сдавать свои позиции. А еще нам надо было избегать публичных оскорблений в адрес захватившей власть в Мали хунты. По крайней мере, нельзя было так обращаться с реально державшими в стране власть людьми, пока наши солдаты были в Мали.
 
— Ваша книга под названием «Africanistan», опубликованная в 2015 году, имела большой успех. Как Запад будет решать демографические проблемы африканцев?
 
— Благодаря разумной помощи в целях развития и частным инвестициям африканские страны с хорошим потенциалом могут добиться экономического подъема. И тогда взрывной рост населения прекратится. Рост населения можно ограничить только через повышение уровня жизни, урбанизацию и школьное образование девочек. Вот они и позволят осуществить демографический переход, который во многих африканских странах запаздывает. Если мы это не поможем сделать африканцам, единственная альтернатива — колючая проволока вокруг всей Европы.
 
— Вы говорите, что глобальное потепление, которым одержим Запад, не является такой уж проблемой для бедных стран...
 
— У лидеров этих стран так много неотложных забот, что среднесрочные проблемы типа изменения климата отходят на второй план. Работая с ними, я всегда поражался тому факту, что их жизнь — не что иное, как череда чрезвычайных ситуаций.
 
— В вашей книге вы критикуете Запад за его неправильное представление о глобализации. Поясните, пожалуйста...
 
— Наши политические лидеры все еще находятся в плену догмы о превосходстве свободной торговли, проповедуемой неолиберальной экономической теорией, хотя американцы уже давно отказываются от принципа свободной торговли, если он им невыгоден. Деиндустриализация нашей страны, когда-то промышленной Франции — она продолжается лет тридцать. И она должна бы открыть им глаза, но этого не происходит. Свободная торговля возможна, но только между странами, где уровень жизни и ценности сопоставимы, в нашем случае внутри Европейского Союза. Этот тезис был выдвинут Морисом Алле, нашим первым лауреатом Нобелевской премии по экономике. Свободная торговля с Китаем, как и принятие этой страны в ВТО, являются ошибкой, приведшей к росту нашего уровня безработицы и потере надежд у нашей молодежи.
 
— Вы также критически относитесь к политике Европы по защите окружающей среды...
 
— Мне становится плохо от некоторых решений Европы и Франции, принятых исключительно по идеологическим соображениям. Десятки лет мы принимаем решения на основе плохой идеологии — например, радикального экологизма. Например, запрет на производство автомобилей с тепловыми двигателями с 2035 года. Мы забываем, что в безветренные дни в Германии так называемые «безэмиссионные» электромобили работают на электричестве, получаемом при сжигании угля. Так что электромобиль производит как минимум в два раза больше углекислого газа, чем обычный автомобиль. В итоге эксперты спорят о воздействии всего этого на окружающую среду. Единственное, что ясно, это то, что легковые автомобили, тепловые или электрические, выделяют меньше углекислого газа, чем тяжелые автомобили. Так что было бы лучше поощрять переход на легковые автомобили. Мы можем потерять вековой опыт Европы в области тепловых двигателей, потерять сотни тысяч рабочих мест. И самое печальное: мы откроем доступ на европейский автомобильный рынок Китаю, который опережает нас в этой технологии на десять лет.
 
— В 2018 году у вас возникла серьезная проблема со здоровьем, из-за которой вы стали инвалидом. После сильной депрессии ваша жажда жизни как никогда высока...
 
— После внезапного, необъяснимого паралича всей нижней части тела я провел одиннадцать месяцев в больнице, пытаясь восстановить двигательную способность ног, решительно настроенный покончить с собой, если не смогу это сделать. Мне удалось изменить немногое, но любовь моей жены заставила меня жить дальше. Эти одиннадцать месяцев были испытанием, и я начал писать эту книгу, в которой я рассказываю о своих юношеских приключениях в Арктике, на Амазонке и в Африке, а также о моей профессиональной жизни, которую я посвятил развитию бедных народов в более чем семидесяти странах на всех континентах. Жизнь получилась «полосатая» с надеждами и разочарованиями, успехами и неудачами.
 
Автор: Мари-Летисия Бонавита
Добавил suare suare 2 Мая 2023
Дополнения:

Anadolu AjansıТурция
01 мая 2023 13:39
 
 
Anadolu: дискриминация мусульман служит империалистическому эго Запада
 
 
Запад создает ложное представление о религии других народов, пишет Anadolu. В частности дискриминации подвергаются мусульмане, живущие во Франции. Почему? Совсем не из-за «конкуренции» с христианством. На самом деле ориенталистская риторика США и ЕС служит их «империалистическому эго», считает автор статьи.
 
Французский политолог Франсуа Бургат отметил, что источником дискриминации в отношении арабов и мусульман во Франции является не конкуренция между исламом, христианством или другими религиозными догмами, а колониальное прошлое этой европейской страны.
 
Политолог и почетный старший научный сотрудник французского Национального центра научных исследований (CNRS) Франсуа Бургат (François Burgat) в беседе с корреспондентом Anadolu рассказал, как ориенталистский дискурс, набирающий силу во Франции особенно в последние годы, повлиял на маргинализацию арабов и мусульман в стране.
 
Подчеркнув, что, для того чтобы понять представление об исламе и мусульманах на Западе, необходимо хорошо понимать суть ориентализма, Бургат охарактеризовал его как «концепцию, направленную на производство знания в контексте колониальной и империалистической экспансии Европы в XIX и XX веках».
 
«Одна из важных особенностей ориентализма заключается в том, что он пользуется неформальной монополией на такое производство знания, — продолжил политолог. — Потому что общества, которые изучаются западными государствами или находятся под их господством, в значительной степени утратили способность производить „контрвзгляды“, которые можно было бы противопоставить знанию, производимому Западом. Независимо от того, является ли производимое знание хорошим или плохим, научным или заготовленным и эссенциалистским, такого рода концепция систематически используется на службе империалистического эго Запада».
 
Эксперт отметил, что ориенталистские толкования, как правило, содержат отрицательные коннотации относительно восточной культуры, и добавил: «Автора можно назвать „ориенталистом“ в тех случаях, когда производимое знание не связано с комплексным социологическим пониманием описываемого объекта и он склонен подтверждать предрассудки собственного общества. Чем дальше наблюдатель, тем больше вероятность использования упрощенных, глобалистских и, следовательно, некорректных категорий. Это, конечно, также относится и к некоторым предрассудкам в отношении мусульман в Европе или США».
 
По словам политолога, ориентализм в большинстве случаев влечет за собой одобрение трактовок, которые «крайне идеологизируют» истоки насилия, то есть «выводят их за рамки политики». «Когда наблюдатель предлагает крайне идеологизированную интерпретацию, например, того, что происходит в Палестине, он повторяет, что палестинцы иногда совершают нападения не потому, что они оккупированы израильтянами в военном отношении, а потому, что они „мусульмане“», — говорит Бургат.
 
Эксперт обратил внимание на тот факт, что трактовка иной культуры с «ориенталистской» точки зрения — это инструмент, применяемый не только западными странами, авторитарные правители во многих государствах мира, включая Израиль, используют ту же точку зрения для обвинения своих противников и этот процесс не ограничивается только поведением Запада.
 
«Отличительной особенностью является поведение „властелина“, независимо от религии или культуры, — пояснил Бургат. — Когда президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявляет, что его противники сопротивляются ему, потому что они являются сторонниками „Братьев-мусульман“* или „политического ислама“, он, как и многие другие главы государств в регионе, использует такой же короткий ориенталистский путь».
 
«Ориентализм и исламофобия тесно связаны друг с другом»
 
Ориенталистские толкования усиливают враждебность к мусульманам, указывает политолог. «Ориентализм и исламофобия тесно связаны друг с другом, — продолжил он. — Неприятие другого проистекает из незнания. При этом улучшение понимания другого, хотя и может устранить некоторые недоразумения, тем не менее не является абсолютной гарантией устранения напряженности, соперничества и ревности из-за столкновения с инаковостью».
 
Относительно практики дискриминации мусульман во Франции Бургат поведал: «Я не думаю, что реакция неприятия арабов и мусульман связана с конкуренцией между исламом и христианством или другими религиозными догмами. Эта реакция не имеет отношения ни к религиозной истории Франции, ни к специфике секуляризма, возникшего с революцией 1789 года и связанного с тенденцией запрета религиозного выражения в общественной сфере. На мой взгляд, это в большей степени уходит корнями в колониальное прошлое Франции».
 
Заметив, что поколение мусульман, родившееся во Франции, не приемлет колониальный менталитет, политолог продолжил: «Сегодня мусульмане во Франции представляют четвертое поколение людей, которые долгое время были подчинены отношениям господства, унаследованным непосредственно от колониальной эпохи. Потомки тех, кто подвергся колонизации, теперь могут эффективно возвысить свой голос. Они требуют как неотъемлемых прав в силу своего гражданства, так и права на участие в написании истории Франции, включая колониальную историю».
 
«Повышение видимости мусульман в Европе может оказать положительное влияние на преодоление „страха перед исламом“»
 
Эксперт отметил, что открытие исламских центров во многих европейских столицах в последнее время и тот факт, что мусульмане становятся более видимыми, может оказать положительное влияние на их контакт с местным населением.
 
В завершении Франсуа Бургат добавил: «Во Франции антииммигрантская и антимусульманская риторика сильнее в регионах с небольшим количеством иммигрантов или мусульман. В регионах с большим присутствием мусульман различные мусульманские объединения могут взять на себя положительную роль в функционировании механизма взаимного признания. Человек не ненавидит и не боится нелогично кого-то, кого встречает каждый день. Вот почему, на мой взгляд, наличие и близость объединяющих мусульманских субъектов является положительным фактором. Это дает нам надежду на то, что напряженность, основанная на невежестве, ослабнет».
 
Автор: Гюльчин Казан Дёйер (Gülçin Kazan Döğer)
 
* террористическая организация, запрещена в РФ
Добавил suare suare 2 Мая 2023
Комментарии участников:
magmaster
+2
magmaster, 2 Мая 2023 , url

Только причём тут политика глобализации? Глобализация это естественный процесс. И рано или поздно кто то (какая то идеология) возьмёт под контроль всю планету.

Западная концепция является паразитической. А посему нежизнеспособной. Паразит не может жить без донора. Он не может жить полноценной самодостаточной жизнью. А значит как только это становится глобальной концепцией, цивилизации кирдык.

То ли дело концепция русского мира. Подразумевающая  Равенство и единство всех участников. Раскрытие и стимулирование человеских, творческих качеств. А не животного потреблядства  капитализма.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать