«Я считаю, что это очень и очень важно», — добавил он.
Вашингтон прохладно воспринял успех Пекина в посредничестве между Эр-Риядом и Тегераном, однако насчет китайских шагов в российско-украинском конфликте высказался куда откровеннее. Белый дом категорически против любых попыток Китая добиться прекращения огня: по его мнению, это узаконит «российскую агрессию» и даст войскам Москвы шанс перегруппироваться.
Однако, вопреки сопротивлению Запада, дипломатическая кампания Си несет в себе все признаки серьезного предприятия.
Известный китайский аналитик и журналист-международник Шэнь Шивэй отметил недавние встречи Си на высоком уровне с Макроном, Путиным и другими, а также квалификацию специального посланника Ли и его сорокалетний опыт в евразийских делах. Ранее тот занимал дипломатические должности в Советском Союзе и бывших советских республиках, а также десять лет пробыл послом в России (до 2019 года).
Комментируя, казалось бы, неразрешимую задачу найти точки соприкосновения между Россией и Украиной, Шэнь сообщил, что «основная позиция Китая заключается в содействии мирным переговорам».
«Военные решения не могут положить конец конфликтам, и добиться политического урегулирования — непростая задача, — сказал Шэнь. — Китай считает, что важно не упустить возможность и создать условия для политического урегулирования, поскольку рациональное мышление и голоса за политическое решение сейчас на подъеме».
«США и Европа уже вовлечены в этот конфликт, — добавил он, — но у Китая хорошие возможности посодействовать политическому урегулированию, поскольку он единственный из постоянных членов Совета Безопасности ООН поддерживает дружеские отношения как с Россией, так и с Украиной».
Несмотря на тесную связь Си с Путиным и его согласие с российской позицией, что это Запад спровоцировал конфликт, расширяя НАТО на восток, Зеленский всегда пытался поддерживать рабочие отношения с Китаем — экономический потенциал этой державы позволит ей сыграть значительную роль в восстановлении разрушенной страны. Как и у большинства мировых стран, Пекин — главный торговый партнер Киева, и Украина подписалась на его инфраструктурный проект «Один пояс, один путь».
Таким образом, считает Шэнь, противодействуя миротворческой позиции Китая, Запад действует наперекор здравому смыслу.
«Лидеры США и Европы должны продемонстрировать политическую решимость и жизнеспособные решения, чтобы добиться политического урегулирования с участием Китая, — подчеркнул Шэнь. — Обвинения же в адрес Китая трудному политическому урегулированию не помогут — ведь не он создал этот кризис и даже в нем не участвует».
При этом он признал, что даже при крепнущей международной поддержке добиться успеха будет непросто.
«Рациональное мышление и сторонники политического урегулирования украинского кризиса усиливаются, — сказал Шен, — но России и Украине по-прежнему сложно идти на существенные компромиссы, поскольку обе стороны накапливают военные ресурсы на поле боя».
В отличие от США, где по сути сложился консенсус, что подъем Китая на мировой арене — это угроза, в Европе на этот счет возникли разногласия. Визиты Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца в Пекин воплотили в себе готовность взаимодействовать с Китаем на самом высоком уровне.
Однако роль Вашингтона наверняка окажет значительное влияние, если попытки Китая получат дальнейшее развитие.
«Главная помеха конструктивной роли Пекина — это ядовитый характер американо-китайских отношениях и порочный круг по принципу „око за око“», — отметил старший научный сотрудник Центра Стимсона и участник проекта «Переосмысление стратегии грантов США» Роберт Мэннинг. Прежде он занимал ряд должностей в американском правительстве и служил заместителем сотрудника национальной экономической разведки при Национальном разведывательном центре.
Мэннинг сомневается, что удастся найти быстрое решение, учитывая, что боевые действия зашли в тупик. Однако он отметил, что у Китая, наряду с Индией и Турцией, «наилучшие возможности, чтобы приблизить окончание боевых действий».
«Если мы хотим, чтобы китайские усилия оказались конструктивными, вашингтонским политикам хорошо бы прекратить лупить Пекин как боксерскую грушу, словно соревнуясь, чей антикитайский выпад сильнее, — сказал Мэннинг. — Пагубное влияние Си повлекло за собой чрезмерную глобальную реакцию, в том числе и со стороны США. Но их экономика размером в 18 триллионов долларов, они — держава номер один в торговле и экспорте капитала, а также зрелое ядерное государство. Нравится нам это или нет, они никуда не денутся, а позиция Китая направлена на ограничение американской мощи».
«США должны выстраивать свою дипломатию, исходя из этих реалий», — добавил он.
Ухудшение американо-китайских отношений, начавшееся еще при президенте Дональде Трампе, так и не стабилизировалось при его преемнике Джо Байдене, хотя тот и заверил, что Вашингтон не стремится к новой холодной войне. Отношения с Пекином Байден представил как конкуренцию, конфронтацию и сотрудничество, причем последний их элемент оказался под сильным давлением.
Байден не раз обещал защитить спорный остров Тайвань, если Пекин попытается воссоединиться силой с этой самоуправляющейся автономией. На фоне продолжающегося взаимодействия на высоком уровне с руководством Тайбэя Пекин обвинил Вашингтон в отклонении от договоренностей 1979 года, краеугольного камня американо-китайских отношений. Параллельно Си наращивает силы близ Тайваня и проводит учения, демонстрируя готовность захватить остров.
Еще больше США и Китай разошлись по вопросам торговли, прав человека и других территориальных споров в регионе. Байден крепит военную мощь США в Азии, однако самый кровавый за последние десятилетия конфликт в Европе по-прежнему требует западных ресурсов: поддержка Украины ложится тяжким бременем на Вашингтон и его союзников.
Китай пока не протянул военную руку ни одной из сторон, но Белый дом утверждал со ссылкой на разведданные, что смертоносную помощь Пекина России нельзя сбрасывать со счетов. Это омрачает позицию Пекина в глазах Вашингтона.
«США должны потихоньку начать диалог с Китаем по Украине во что бы то ни стало, — считает Мэннинг. — Поначалу США критиковали Китай за нежелание осудить „российское вторжение“ в соответствии с собственными принципами суверенитета и невмешательства. В последнее время — за военную поддержку, хотя тот ее даже не оказал».
Мэннинг считает, что такая сделка в конечном счете может принести пользу самой Украине. Хотя у него возникли сомнения, что «полное урегулирование в принципе возможно, пока у власти находится Путин», он допустил «перемирие корейского образца», которое поможет закрепить достижения Украины и позволит Киеву начать восстановление, временно отложив нерешенные вопросы.
«Вероятно, поэтому Зеленский и интересуется Китаем», — допустил он.
Этот интерес пока не привел к конкретным договоренностям, и согласие обеих сторон конфликта далеко не гарантировано. Конца конфликту не видно, и готовность Европы сотрудничать с Китаем в поиске решений грозит отодвинуть США на обочину будущих переговоров.
«Полагаю, предпочтительнее спокойно обсудить все с Китаем и изучить все возможности», — заключил Мэннинг.
*
Реа́льная поли́тика (нем. Realpolitik; в русскоязычных текстах часто используется без перевода (Realpolitik) либо в виде транслитерации —
Реалполити́к) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием, предложенным Людвигом фон Рохау (1853). Сущность такого курса — отказ от использования любой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моральных.
ИсторияПервым влиятельным сторонником реальной политики, который исходил не из религиозных или этических соображений, был Никколо Макиавелли, хотя уже в античные времена греческий историк Фукидид описывал Пелопоннесскую войну со схожей точки зрения.
В обращение в политическую литературу термин реальная политика был внедрён Людвигом Августом фон Рохау после революций 1848 г., в 1853 г. была напечатана его книга Основы реальной политики в применении к государственному устройству Германии (нем. Grundsätze der Realpolitik angewendet auf die staatlichen Zustände Deutschlands), новое издание и второй том были напечатаны 1859 и 1868.[1] В книге раскрыто значение термина[2]:
Политический организм человеческого сообщества, государство, возникает и существует согласно законам природы, которым подчиняется, сознательно или бессознательно, добровольно или нет человек. […] Императив природы, от которого зависит существование государства, наполненный в исторически определённом состоянии противодействием различных сил, состояние, глубина и последствия которых непрестанно меняются в пространстве и времени. Исследование сил, которые формируют, поддерживают и изменяют государство является исходной точкой всех политических знаний. Первый шаг к пониманию ведет к выводу, что закон выживания самого сильного в жизни государств играет такую же роль, как и закон тяготения в материальном мире.
В течение следующих десятилетий термин реальная политика превратился в лозунг изменения ориентации либеральной политики в сторону национал-либерализма.
Примеры
Термин реальной политики получил своё историческое подтверждение в 1850-е годы, когда консервативная Австрия с началом Крымской войны 1853 года стала не на сторону своего давнего союзника, России, а осталась нейтральной, а впоследствии даже присоединилась к «прогрессивным» Франции и Англии. Это означало конец Священного союза 1814 года, в состав которого входили Россия, Австрия и Пруссия. Парижский мирный договор 1856 года, которым была завершена Крымская война, обозначил начало нового, ориентированного исключительно на национально-государственные интересы «реалистичный» этап европейской системы межгосударственных отношений.
Также Отто фон Бисмарк воспользовался принципами реальной политики при Австро-Прусской войне 1866 года (сентябрь-октябрь). Тогда Пруссия заключила союз с революционной Италией против консервативного «собрата», Австрии и союзных с ней немецких государств. После победы Бисмарк аннексировал три монархические государства Королевство Ганновер, Курфюршество Гессен-Кассель и Герцогство Нассау и отстранил от правления тамошних монархов, что кардинально противоречило принципу монархического легитимизма, основам основ политического консерватизма, которые когда-то защищал сам Бисмарк. Признаки подобного «реально-политического» подхода можно увидеть в отношении Бисмарка к Прусско-Датской войне 1864 года, когда он поддержал Кристиана IX в борьбе за власть против Фридриха VIII, хотя по династическим правилам того времени только последний имел легитимное право на трон.
Реальной политикой также называют формы политики, ориентированные на преследование геополитических и национальных интересов второй половины XIX века (коалиционная политика Германской империи, см. Система союзов Бисмарка). Некоторые исследователи находят её принципы в современной политике Евросоюза и НАТО по отношению к странам постсоветского пространства[3].
См. также
- Никколо Макиавелли
- Политический реализм
Примечания
- ↑ Haslam, Jonathan. No Virtue Like Necessity: Realist Thought in International Relations since Machiavelli (англ.). — London: Yale University Press, 2002. — P. 168. — ISBN 0300091508.
- ↑ Ludwig August von Rochau. I. Das dynamische Grundgesetz des Staatswesens // Grundsätze der Realpolitik angewendet auf die staatlichen Zustände Deutschlands. — Stuttgart: Verlag von Karl Göpel, 1853. — С. 1.
- ↑ Сергей Шиптенко: Украинская катастрофа: кто станет следующей жертвой победителей в «холодной войне» Архивная копия от 1 марта 2014 на Wayback Machine // ИА REGNUM
Литература[править | править код]
- Людвиг Август фон Рохау: Grundsätze der Realpolitik. Herausgegeben und eingeleitet von Hans-Ulrich Wehler. Frankfurt, Berlin, Wien: Ullstein 1972. ISBN 3-548-02915-9
- Макс Вебер: Politik als Beruf (Vortragsmitschrift mit Nachwort von Ralf Dahrendorf), Reclam 1992. ISBN 3-15-008833-X
- David Robertson: The Routledge Dictionary of Politics. Routledge 2004. ISBN 978-0-415-32377-2, p. 420 (restricted online copy в «Книгах Google»)
- Hajo Holborn: History of Modern Germany: 1840—1945. Princeton University Press 1982, ISBN 978-0-691-00797-7, p. 117 (restricted online copy в «Книгах Google»)
- Ruth Weissbourd Grant: Hypocrisy and integrity: Machiavelli, Rousseau, and the ethics of politics. University of Chicago Press 1997, ISBN 978-0-226-30582-0, p. 40-41 (restricted online copy в «Книгах Google»)
- Frank Whelon Wayman (ed.), Paul Francis Diehl (ed.): Reconstructing Realpolitik. University of Michigan Press 1994, ISBN 978-0-472-08268-1 (restricted online copy в «Книгах Google»)
- Federico Trocini: L’invenzione della «Realpolitik» e la scoperta della «legge del potere». August Ludwig von Rochau tra radicalismo e nazional-liberalismo, il Mulino, Bologna 2009