Россия исходит из того, что вопросы безопасности в Черноморском регионе должны решаться исключительно прибрежными государствами и при неукоснительном соблюдении Конвенции Монтрё 1936 года
848-03-05-2023
Пункт повестки дня: «Диалог в области безопасности»
Тема: Черноморский регион – горизонты безопасности
Госпожа Председатель,
Делегация Российской Федерации выражает сомнение в способности председательства Болгарии нейтрально и беспристрастно руководить работой Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ).
Начать следует с того, что на открытии текущей сессии переговоров председатель впервые в истории ФСОБ отказался от исполнения посреднических, «брокерских» функций между делегациями, что является вопиющим нарушением согласованных всеми 57 государствами-участниками подходов к работе нашей Организации и Правил процедуры ОБСЕ, ответственность за которое целиком ложится на болгарскую сторону.
Фиксируем попытки Болгарии использовать высокое и ответственное положение председателя для обслуживания интересов узкой группы западных делегаций в ущерб раскрытию потенциала ФСОБ на коллективных началах. Иначе не поддаётся объяснению тот факт, что очередной переговорный раунд будет изобиловать темами, подпадающими под категорию «особых интересов» НАТО и ЕС, – изменение климата, «гендерное» равенство, а теперь и черноморская безопасность, обеспечение которой в Брюсселе рассматривают исключительно сквозь призму противодействия России. Неудивительно, что в этих условиях болгарские коллеги предпочли не проводить консультации по повестке дня ФСОБ с российской делегацией. Или, госпожа Председатель, на то были какие-то другие причины?
Коль скоро председательство самовольно в качестве своей главной функции обозначило «подбор актуальных тем для обсуждения», а не посредничество между государствами-участниками, хотели бы получить ответы на следующие вопросы: какие конкретные шаги предпринимает Болгария для организации Ежегодного совещания по оценке выполнения Венского документа 2011 г.? Почему повестка дня вновь перенасыщена «мягкими» проблемами безопасности в ущерб военно-политическому мандату Форума? По какой причине в условиях опасной дестабилизации ситуации на Европейском континенте нам предлагается обсуждать обеспечение равенства мужчин и женщин? Наконец, какое отношение экология имеет к ФСОБ? Ожидаем содержательных разъяснений.
Пока же приходим к тревожному выводу, что председательство приняло в качестве руководства к действию формулу бывшего госсекретаря США Дж.Бейкера, согласно которой «главная угроза НАТО – это ОБСЕ». Хотелось бы верить, что это лишь первое впечатление.
По упомянутым причинам российская делегация приняла решение воздержаться от участия в церемонии открытия болгарского председательства. Знаем, что это особенно задело вашингтонских представителей, обвинивших Россию в «подрыве работы ФСОБ». Видимо, делегация США подзабыла, что в течение тринадцати недель летнего переговорного раунда 2022 года, наряду с другими натовско-есовскими делегациями, не присутствовала ни на одном заседании Форума. Интересно, как в этой связи Соединённые Штаты оценивают свой вклад в поддержание общеевропейского диалога?
Госпожа Председатель,
Российская Федерация исходит из того, что вопросы безопасности в Черноморском регионе должны решаться исключительно прибрежными государствами и при неукоснительном соблюдении Конвенции Монтрё 1936 г. Однако в последние годы отмечаем провокационные попытки включить Чёрное море в сферу дестабилизирующей деятельности внерегиональных субъектов.
Резкое обострение военно-политической ситуации в акватории рассматриваем сквозь призму анонсированных госсекретарём США Э.Блинкеном планов увеличения присутствия НАТО «от Чёрного до Балтийского моря». Фактически речь идёт о воскрешении польской концепции создания «Междуморья» – антагонистического военизированного пространства для противодействия России. Как следствие, агрессивные действия Североатлантического альянса неминуемо превращают Черноморский регион в зону геополитической конфронтации.
Реализуемое в настоящий момент дополнительное укрепление «восточного фланга» НАТО по сути формирует условия для создания в кратчайшие сроки ударных группировок против нашей страны. С четырёх до восьми увеличилось число многонациональных батальонных групп блока, в том числе на территории Болгарии и Румынии. Наращивается военная инфраструктура США в Греции. Для быстрого увеличения группировки сил в южной части «восточного фланга» планируется активно задействовать мощности порта Александруполис. Фактически создаётся альтернативное «окно» для переброски войск и военной техники на потенциальный европейский театр военных действий в обход турецких проливов.
В эту логику также вписываются возможные планы германских властей пойти в рамках обязательств перед НАТО на размещение дополнительных иностранных войск на своей территории, включая восточные федеральные земли. Реализация этого шага нарушила бы Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., в частности, пункт 3 статьи 5, предусматривающий, что в бывшей ГДР не будут размещаться и развёртываться иностранные войска, ядерное оружие и его носители. Предупреждаем официальный Берлин о недопустимости избирательного подхода к толкованию основополагающих документов об окончательном урегулировании в отношении Германии под предлогом усиления агрессивного блока на «восточном фланге».
Для нас очевидно, что действия НАТО, будь то агрессивное многолетнее освоение военной инфраструктуры вблизи российских границ или усиление активности в Чёрном море, ведут к росту напряжённости и требуют от нас адекватного реагирования. Достаточно напомнить, что формирование трансатлантическими союзниками на территории Украины неприемлемых угроз национальной безопасности Российской Федерации вкупе с подпитыванием реваншистских настроений киевского режима стало причиной начала специальной военной операции.
Но НАТО не желает останавливаться. В целях реализации планов по комплексному «сдерживанию» России в Черноморском регионе альянс развивает тесное сотрудничество с Молдавией и Грузией. На последнюю оказывается давление для её втягивания в открытое противостояние с нашей страной в Закавказье. Натовским милитаристам следовало бы призадуматься над тем, действительно ли они хотят повторять или даже расширять подзабытые ими уроки «военной географии».
Серьёзный дестабилизирующий эффект на черноморскую безопасность оказывает и тот факт, что большинство прибрежных государств послушно следуют формулируемому на Западе курсу на эскалацию конфликта на Украине и всестороннюю поддержку киевского режима. Вспомним, как бывший премьер-министр Болгарии К.Петков хвастался, что, несмотря на действовавший тогда парламентский запрет, София обеспечивала до 30% потребностей киевских боевиков в боеприпасах весной 2022 г. Но никакое лицемерие не может прикрыть вопиющие факты нарушения принципов ответственного поведения при передаче вооружений в зоны конфликтов.
Обращаем внимание ФСОБ на резкую активизацию использования в Черноморском регионе разведывательной авиации и непилотируемых летательных аппаратов государств НАТО для сбора развединформации в интересах Киева. Выявлена взаимосвязь между военно-воздушной деятельностью блока в регионе и попытками ударов БПЛА ВСУ по объектам в российском Крыму. В частности, располагаем сведениями о том, что перед атакой украинского дрона по территории нефтехранилища в Севастополе, которая произошла 29 апреля, примерно в этом же районе вели разведку противолодочный самолёт «Атлантик-2» ВМС Франции и американский беспилотник RQ-4B Global Hawk. Коллеги, вы же понимаете, о чём идёт речь – американцы и французы отработали наводчиками для украинцев, не заботясь о возможных гражданских жертвах.
Кстати, до этого российские средства ВКС уже «засекали» нарушение американским БПЛА MQ-9 Reaper границ района временного режима использования воздушного пространства над Чёрным морем для ведения разведки в отношении полуострова. Вопреки голословным заявлениям американских представителей, наши истребители, поднятые в воздух для идентификации нарушителя, не вступали в контакт с ударным дроном США и не применяли бортовое вооружение – из-за резкого маневрирования беспилотник перешёл в неуправляемый полёт с потерей высоты и упал в воду. Данный инцидент и раздутая вокруг него вашингтонская истерия являются очередным примером прямой вовлечённости США в конфликт на Украине.
Серьёзные риски видим и в том, что активизация военно-воздушных и военно-морских средств НАТО в регионе чревата возникновением опасных военных инцидентов с непредсказуемыми последствиями, вплоть до раскручивания эскалационной спирали. Вспомним хотя бы о беспрецедентной по своей наглости провокации британского эсминца «Defender», который нарушил границы нашей страны 23 июня 2021 г. По словам находившегося на борту корабля корреспондента “BBC” Дж.Била, это было сделано намеренно: перед вхождением в территориальные воды экипаж корабля был поднят по тревоге, а вооружение приведено в боевую готовность.
При этом Вашингтон и Лондон, реализуя подобные провокации, прекрасно осознают размах последствий и взрывоопасность своих действий, а также чётко представляют себе возможный характер российской реакции.
Для нас очевидно, что США и НАТО погрузились в иллюзию безнаказанности и заигрались с такими химерами, как «контроль за эскалацией» и «эскалационное доминирование». Зря. Не должно оставаться сомнений, что на все организуемые и поощряемые альянсом акты терроризма против суверенной территории Российской Федерации будет даваться решительный отпор.
Госпожа Председатель,
Сегодняшний разговор был бы неполным без упоминания одной из наиболее острых проблем черноморской безопасности – создания по вине Киева повышенной минной опасности.
Украинские вооружённые формирования ещё в прошлом году провели минирование Одесской области и части акватории Чёрного моря. По данным ФСБ России, вдоль береговой линии в песок зарыты противопехотные мины, а в водном пространстве у берегов Одессы, Очакова, Черноморска и Южного установлено около 420 якорных речных мин. В марте 2022 г. стало известно, что часть морских мин ушла в дрейф по Чёрному морю и они беспрепятственно достигли Босфорского пролива. Результат – подрывы военных и гражданских судов прибрежных государств на дрейфующих минах. Всё это очередной раз демонстрирует, к каким катастрофическим результатам привели безответственные, импульсивные действия украинских властей. Российская Федерация принимает необходимые меры по обеспечению безопасности гражданского судоходства в акваториях Чёрного и Азовского морей.
Категорически отвергаем озвученные сегодня безосновательные заявления государств – участников ОБСЕ об использовании Российской Федерацией продовольственной проблемы в качестве «оружия». Понимаем, что западные коллеги не привыкли обращаться к фактам, но они говорят сами за себя: с 1 августа 2022 г. в рамках реализации «Инициативы о взаимопонимании по безопасной транспортировке зерна из портов Украины» на 917 судах вывезено около 29 млн тонн продовольствия, включая свыше 14,5 млн тонн кукурузы, почти 8 млн тонн пшеницы, по 1,5 млн тонн подсолнечного масла и шрота, по 1 млн тонн рапса и ячменя, 742 тыс. тонн сои, 327 тыс. тонн семян подсолнечника и 140 тыс. тонн сахарной свеклы. Этот перечень, разумеется, можно продолжить.
Реальное «оружие», которое угрожает продлению «черноморской инициативы» по вывозу сельхозпродукции из Украины и аналогичному обязательству перед Россией в снятии препон на пути экспорта зерновых или удобрений – это террористические акции киевского режима против судов, задействованных в обеспечении безопасности «зернового коридора», а также невыполнение условий сделки в части российского агросектора. Пока не видим желания контрагентов по-настоящему выполнять то, что необходимо для успешной реализации инициативы Генерального секретаря ООН о пакетном подходе к экспорту сельхозпродукции из Украины и России.
Госпожа Председатель,
Очевидно, что навязываемые внерегиональными субъектами агрессивные «игры с нулевой суммой» уже превратили Черноморье из зоны мира в ареал с серьёзным конфликтным потенциалом. Несмотря на наши призывы, в том числе по двусторонним каналам, США и страны-члены НАТО не проявляют интереса к снижению рисков опасных военных инцидентов. Предупреждаем, что дальнейшее раздувание огня в регионе с их подачи чревато возникновением большой беды.
Как и прежде убеждены, что решить задачу обеспечения черноморской безопасности можно лишь коллективными усилиями прибрежных государств с опорой на имеющиеся механизмы сотрудничества, включая Черноморскую военно-морскую группу оперативного взаимодействия «Блэксифор», операцию «Черноморская гармония» и Документ о мерах укрепления доверия и безопасности на Чёрном море.
Благодарю за внимание.