Новый удар по мировому господству доллара: две крупнейшие экономики Южной Америки – Бразилия и Аргентина – договорились перейти на другую валюту во взаимных расчетах. Обе страны также намерены пересмотреть свои отношения с западными финансовыми институтами. Чем заменят доллары, когда это произойдет?
Самое громкое заявление после саммита Бразилия-Аргентина было сегодня таким, что переводчик с португальского на испанский даже перебивал президента Бразилии.
«Я намереваюсь через моего министра экономики поговорить с Международным валютным фондом, чтобы отвести нож от глотки Аргентины», — заявил президент Бразилии Луис Игнасиу Лула да Силва.
Долг Аргентины перед МВФ – 44 миллиарда долларов, которых у Аргентины нет. К этому дню в этой истории, конечно, много, что сошлось.
Самая широкая улица в мире — любой аргентинец назубок знает, что это про центральную авениду Буэнос-Айреса, которая называется «9 июля». Ширина действительно впечатляющая: 110 метров. Но вообще, оказывается, в Москве в одном месте Ленинградский проспект – 139 метров. Пошире будет! Но попробуйте это объяснить аргентинцам. Они считают, что здесь у них все самое-самое.
Но сейчас в Аргентине установлен рекорд, который не радует никого. Инфляция в этой, по идее, богатейшей стране, члене Большой двадцатки, под 100%. На черном рынке курс пробил психологически важную отметку в 500 аргентинских песо за доллар. С тех пор он немного отскочил назад.
Но тут подоспели другие новости. Парагвайский флаг, мы еще на одной границе внутри общего рынка МЕРКОСУР, в который входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. Гигантская стройка в Парагвае — это дорога, которая свяжет два океана — Тихий и Атлантический. Грандиозный проект.
Но еще во время предвыборной кампании Лула да Силва предлагал ввести общую валюту для всего региона. Но в Парагвае приключилась большая ссора на избирательном участке 30 апреля. В это воскресенье в Парагвае прошли выборы. Главный оппозиционер требует теперь пересчета голосов. Но ему, конечно, уже не сдаться: победитель Сантьяго Пенья, кандидат от правой партии «Колорадо», выступает за продолжение признания Парагваем Тайваня, за перенос парагвайского посольства в Израиле в Иерусалим, но против общей валюты. Он говорит, что тогда, мол, придется финансировать экономические неурядицы Аргентины.
Не расположенная к левому президенту Аргентины правая газета La Nación («Ла Насьон») в Буэнос-Айресе пишет, что это у Фернандеса перед нынешнем саммитом была «одна из худших недель его правления».
А тут еще есть такой Хавьер Милей. Это аргентинский, как его называют «анархо-капиталист», который все набирает и набирает очки, призывая среди прочего к закрытию Центробанка и переходу на доллар.
«Viva la libertad, carajo!» — выкрикивает лозунг Хавьер Милей.
Впрочем, в канун сегодняшнего саммита Фернандес объявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на предстоящих в Аргентине в этом году выборах. И это парадоксально: тем самым к этой среде он развязал себе руки для весьма смелых экспериментов без доллара.
«Как вы знаете, мы пересматриваем программу с МВФ, — объясняет президент Аргентинской Республики Альберто Фернандес. — Потому что условия действительно изменились не только из-за боевых действий на Украине, но и из-за засухи».
В МВФ и в Вашингтоне ничего особенно слушать не хотят. Сегодня Фернандес в Бразилиа и согласился с предложением коллеги из Бразилии. А это она, а не США с их долларами, является крупнейшим торговым партнером Аргентины. В чем суть?
Бразильский Лула, будучи в апреле в КНР, договорился о расширения перехода в торговле с китайцами с долларов на юани и бразильские реалы. С хилым аргентинским песо такую пару не создашь. Но есть реал. 3 мая стороны и договорились: посмотреть, как начать кредитование бразильского экспорта в Аргентину не в долларах, а в реалах. Конечно, Лула хитер.
«Разве нам не нужно помогать своим, бразильским бизнесменам, которые экспортируют в Аргентину? Так же, как это делает Китай с китайской продукцией?» — задает коварные вопросы президент Бразилии Лула да Силва.