Недавно министр финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen) предупредила Конгресс, что дефолт по госдолгу может наступить в Соединенных Штатах уже 1 июня. По мере приближения этого срока неспособность Конгресса достичь компромисса касательно повышения потолка госдолга может погрузить Соединенные Штаты – и весь мир – в беспрецедентную финансовую катастрофу. Дефолт может спровоцировать падение доллара и массовый отказ от американских ценных бумаг, а также стать предвестником конца эпохи «полного доверия и уважения», который подорвет финансовую гегемонию Америки.
Когда в 1917 году был учрежден потолок государственного долга, предполагалось, что он обеспечит Казначейство США большей гибкостью в вопросе заимствования денег и при этом не будет его ограничивать. На практике потолок госдолга позволяет правительству финансировать действующие обязательства, которые были взяты в прошлом. Проще говоря, он позволяет правительству оплачивать его счета.
Это уже далеко не первый раз, когда в руководстве страны разгораются споры по поводу потолка госдолга. С 1960 года его увеличивали 78 раз, и в большинстве случаев это происходило при президентах-республиканцах. В 2011 году Соединенные Штаты максимально приблизились к тому, чтобы пробить потолок. Хотя тогда дефолт так и не случился, агентство Standard and Poor's впервые в истории понизило кредитный рейтинг Соединенных Штатов, указав на интенсивное политическое противостояние и нестабильность правительства.
С тех пор потолок госдолга превратился в очень опасную проблему, как сказала Лаура Блессинг (Laura Blessing), старший научный сотрудник аналитического центра Government Affairs Institute при Джорджтаунском университете. «Мы попали в среду, где законодатели готовы играть в очень опасные игры с госдолгом, балансируя на грани допустимого, и это продолжается с 2011 года», –сказала она.
Многие конгрессмены от Демократической партии испытывают сильную досаду в связи тактикой республиканцев, которая может поставить под угрозу экономику Соединенных Штатов и их позиции на глобальной арене.
«Тот факт, что мы оказались в таком положении, отправляет ненужные сигналы нашим союзникам и противникам по всему миру, – сказал член Палаты представителей Брендан Бойл (Brendan Boyle), который входит в состав бюджетного комитета палаты. – Он демонстрирует определенный уровень дисфункции, который подрывает наш авторитет на глобальной арене. А если мы действительно перешагнем черту и объявим дефолт, это в значительной мере повредит нашему положению в мире».
Соединенные Штаты достигли своего потолка госдолга в 31,4 триллиона долларов в январе, и с тех пор Министерство финансов США изо всех сил старалось выполнять свои обязательства по выплатам. Между тем, несмотря на надвигающийся кризис, усилия по достижению соглашения и предотвращению дефолта оказались безрезультатными. Палата представителей, находящаяся под контролем республиканцев, предложила увеличить потолок госдолга, но только если администрация Байдена свернет большую часть своих знаковых программ. Спикер Палаты представителей Кевин Маккарти (Kevin McCarthy) представил на рассмотрение законопроект об увеличении потолка госдолга на 1,5 триллиона долларов, предусматривающий существенное сокращение государственных расходов. Этот закон приведет к резкому сокращению финансирования нескольких ключевых программ администрации Байдена, включая программу по списанию долгов по федеральным студенческим кредитам и Закон о снижении инфляции. Палата представителей одобрила этот законопроект с небольшим перевесом, однако он вряд ли пройдет через Сенат, который контролируют демократы.
Ожидается, что на этой неделе президент Джо Байден продолжит вести переговоры с лидерами Конгресса, однако ожидания относительно их результатов невелики.
У республиканцев не возникало никаких проблем с тем, чтобы увеличивать потолок госдолга трижды при администрации президента Дональда Трампа. Но теперь, когда в Белом доме сидит Байден, их фискальные приоритеты изменились. «Они пытаются держать госдолг в заложниках, чтобы вынудить нас согласиться на драконовские сокращения расходов, чрезвычайно тяжелые и губительные сокращения», – сказал Байден на пресс-конференции в Белом доме в пятницу.
Один из представителей Маккарти отказался ответить на конкретные вопросы, однако сказал, что вина за возможный дефолт лежит на Байдене и на лидере демократического большинства в Сенате Чаке Шумере (Chuck Schumer).
«Бездействие Байдена поставило нас в опасную близость от первого в истории нашей страны дефолта, – сказал этот представитель Маккарти. – Теперь ответственность за успех переговоров лежит на президенте Байдене и сенаторе Шумере». (В США было как минимум пять дефолтов — в 1779, 1782, 1862, 1934 и 1979 годах, прим. ред.).
Хотя текущее политическое противостояние очень похоже на то, что происходило в 2011 году, по словам Блессинг, нынешняя ситуация может перерасти в самый опасный эпизод в истории страны. Экономическая неопределенность и поляризация внутри правительства подготовили почву для того, чтобы Соединенные Штаты оказались на самом краю пропасти. Дезинформация в Палате представителей тоже играет важную роль в препятствовании поискам выхода.
«Есть республиканцы, которые искренне убеждены, что мы уже переживали дефолт прежде, потому что они не понимают разницы и путают приостановку деятельности государственных органов с тем, что станет первым дефолтом в истории нашей страны – шокирующим событием, которое погрузит Соединенные Штаты и глобальную экономику в глубокую рецессию», – сказал Бойл.
Приостановка деятельности государственных учреждений происходит, когда Конгресс не может принять или президент не хочет подписывать закон о финансировании деятельности государственных органов.
Дефолт по госдолгу означает, что правительство не в состоянии оплатить свои счета вовремя и что Казначейству США придется расставлять приоритеты и выбирать, какие счета нужно в первую очередь оплачивать имеющимися у него деньгами, пока Конгресс не пересмотрит лимит. Потенциально такая ситуация может коснуться зарплат военнослужащих, социальных пособий, а также выплат по облигациям. Дефолт – это наихудший сценарий развития событий. Даже если потолок госдолга будет превышен на очень короткий срок, ущерб окажется огромным.
Эксперты Moody’s Analytics прогнозируют, что дефолт может быстро обернуться падением реального ВВП, потерей почти миллиона рабочих мест и увеличением уровня безработицы почти до 5% с нынешних 3,4%. Эти показатели продолжат ухудшаться, если период превышения потолка госдолга затянется – в случае длительного дефолта безработными станут более 7 миллионов человек.
Измерить масштабы побочных эффектов на глобальной арене практически невозможно, потому что ничего подобного прежде не случалось. Поскольку ценные бумаги Казначейства США считаются самым безопасным активом, системный шок от дефолта существенно превзойдет потрясение от финансового кризиса 2008 года, как сказал Джозеф Ганьон (Joseph Gagnon), старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона.
«Просто представьте себе наихудший сценарий: если Казначейство США не выполнит часть или все свои обязательства – по казначейским векселям и бондам, – это повлечет за собой глобальную катастрофу, которой мы никогда прежде не видели», – сказал Ганьон.
Принцип «полного доверия и уважения» к бумагам Казначейства США – это ключевой элемент международной финансовой структуры. По словам Кристиана де Ритиса (Cristian deRitis), заместителя главного экономиста Moody's Analytics, поскольку государственный долг США служит золотым стандартом и фактически равнозначен деньгам, утрата веры в эти контракты подорвет торговлю и множество мировых финансовых рынков, спровоцировав резкое падение цен на акции и понижение кредитных рейтингов.
«Разумеется, непосредственным образом от последствий и потери работы пострадают жители Соединенных Штатов, – сказал де Ритис. – Но в глобальном масштабе тоже возникнет цепная реакция, потому что иностранным держателям облигаций не будут платить и потому что долг Казначейства США служит основой для многих других контрактов».
Дефолт также может повлечь за собой очень серьезные последствия для национальной безопасности США, потому что он усилит сомнения в надежности и обоснованности лидерства Америки среди ее самых близких союзников.
«Наша экономическая безопасность – это наша национальная безопасность, – заявил член Палаты представителей Энди Ким (Andy Kim), входящий в состав комитета по международным отношениям. – Это та важнейшая сфера, которая определяет нашу глобальную мощь. Наша способность быть самой сильной страной в мире обусловлена не нашими орудиями, бомбами и военной техников. Она основана на нашей способности оставаться самой сильной экономикой в мире».
По мнению Бойла, если говорить о законодателях в других странах мира, которые и прежде сомневались в стабильности Соединенных Штатов, в эффективности американского правительства и в состоянии американской демократии после бунта 6 января 2021 года, дефолт по госдолгу лишь усилит их беспокойство.
«Первый в истории дефолт в американской истории будет воспринят ими как еще одно свидетельство того, что Соединенные Штаты слишком нестабильны, – сказал он. – К несчастью, дефолт по госдолгу заставит их усомниться в том, сможем ли мы выполнять взятые нами обязательства в дальнейшем».
Между тем, по словам Бойла, противники будут ликовать. «Не будет преувеличением сказать, что лучшее, что мы можем сделать для Пекина, лучшее, что мы можем сделать для Путина, – объявить дефолт. Они очень обрадуются».
Поскольку по миру уже поползли разговоры о дедолларизации, дефолт станет «нанесенным самим себе ударом» по господству доллара как мировой резервной валюты, которым Соединенные Штаты наслаждались последние 75 лет, как сказал Джонатан Киршнер (Jonathan Kirshner), профессор политологии и международных исследований в Бостонском колледже. Дефолт сделает займы более дорогостоящими и увеличит стоимость ипотечных и других кредитов для американцев.
«Сейчас мы определенно наблюдаем желание других стран жить в мире, где есть более разнообразный набор вариантов международных валют, – сказал Киршнер. – Думаю, я могу с уверенностью сказать, что дефолт по госдолгу в Соединенных Штатах еще больше усилит это желание».
Автор статьи: Роцио Фаббро (Rocio Fabbro)