[Трёхполярная многополярность] Новый трехсторонний мировой порядок. Мировой порядок стал трехсторонним — к Западу и Востоку добавился Глобальный Юг. Полюс - это цивилизация, империя или мир?

отметили
20
человек
в архиве
[Трёхполярная многополярность] Новый трехсторонний мировой порядок. Мировой порядок стал трехсторонним — к Западу и Востоку добавился Глобальный Юг. Полюс - это цивилизация, империя или мир?

Видение биполярного мира, предполагающее противостояние Востока и Запада, не учитывает реальность, которая стала более сложной, пишет Les Echos. Появляется трехполярный мир, где каждый полюс подчиняется своим правилам и выражает свою обеспокоенность.

Стал ли мир трехполярным? Учитывая «классическое» противостояние между Глобальным Западом и Глобальным Востоком на глазах у Глобального Юга, который не поддерживает открыто Россию в ее спецоперации на Украине, но выражает свою сдержанность в отношении западного мира.

Следует признать, что новый трехполярный мировой порядок, мягко говоря, асимметричен. Глобальный Юг более разнообразен по своему составу, чем Глобальный Запад и Глобальный Восток. Но мы больше не можем довольствоваться представлением о мире с точки зрения биполярности между США и Китаем. А Европа еще далека от того, чтобы стать самостоятельным участником в многополярном мире.
 
Восстановление равновесия между Европой и США
 
Начнем с Глобального Запада. Поскольку США больше не обладают экономическим, и даже военным превосходством, которое они имели в эпоху холодной войны, равновесие между членами Глобального Запада стало заметнее, чем после Второй мировой войны.
 
Не обязательно, что за такими странами, как Япония и Южная Корея, есть «больше Европы» или «больше азиатского Запада». Дело в том, что Америки стало меньше. Американский журналист индийского происхождения Фарид Закария, описывая «постамериканский мир» в книге, изданной в 2008 году, обратил внимание не на упадок США, а на подъем «остальных», прежде всего Китая. Правда, выход эссе совпал с Олимпийскими играми в Пекине.
 
То, что сегодня существует некая форма восстановления равновесия между Европой и Соединенными Штатами, объясняется прежде всего тем, что Америка уже не та, что была раньше. Даже если Европа делает большие шаги в правильном направлении. Последние события на Украине иллюстрируют это.
 
Страх и устойчивость
 
На саммите Совета Европы, который только что прошел в Исландии, Великобритания и Нидерланды заняли более смелые позиции, чем США, поддержав доставку истребителей F-16 в Киев, что заставило Вашингтон отменить свои первоначальные оговорки.
 
Объединившись перед лицом российской угрозы, Глобальный Запад немного ослабил соперничество с Китаем. С точки зрения обеспокоенности Глобальный Запад колеблется между страхом и стойкостью. Он боится упадка и потери контроля над своим будущим, но также хотел бы сохранить, если не расширить, принадлежащие ему демократические и либеральные ценности.
 
Москва под влиянием Китая
 
Второй полюс, полюс Глобального Востока, подразумевающий Китай и Россию (может быть и Иран?), гораздо более неуравновешен, чем Глобальный Запад. Влияние Китая там усиливается, а влияние России постоянно уменьшается.
 
Мы являемся свидетелями о впечатляющего изменения баланса сил, существовавшего между этими двумя странами в 1950-х и 1960-х годах. А конфликт на Украине лишь ускорил процесс вассализации России Китаем. Пекин преуспел в отношениях с Москвой, чего Россия не смогла добиться в отношениях с Украиной: фактически подчинил себе большого западного соседа.
 
И в прошлом, СССР и Китай были движимы социалистическим проектом, положительным идеалом, который контрастировал с действительностью. Сегодня авторитаризм, даже тоталитарный соблазн, является доктриной в обеих странах, а их абсолютный цинизм объясняется унижением, которому их подвергал Запад вчера или позавчера.
 
Новый мировой гигант
 
К конфронтации между Глобальным Западом и Глобальным Востоком можно подвести глобальную геополитику, как если бы речь шла снова о холодной войне. Но кроме того, что Китай, по сути, занял место СССР и что Пекин, в отличие от Москвы, держава многоплановая, а не только военная, это видение биполярного мира не учитывает более сложную реальность.
 
Дело в том, что сегодняшний Глобальный Юг, несмотря на его чрезвычайное разнообразие, представляет собой гораздо больше, чем просто вчерашнее движение неприсоединения. И это объясняется экономическими, стратегическими, а также демографическими причинами.
 
Отличие заключается прежде всего в появлении нового мирового гиганта — Индии. Эта страна находится в центре внимания американцев, европейцев и россиян. Во главе с Нарендрой Моди — а также вопреки ему и его религиозному национализму — Индия постепенно начинает осознавать свою роль и значимость в мировых делах.
 
Ответ колониальному Западу
 
Являясь своего рода мостом между Востоком и Западом, Индия становится прежде всего бесспорным лидером Юга, которым она не была в полной мере во времена движения неприсоединения. Тогда Индия Неру вынуждена была разделять это положение с Индонезией во главе с Сукарно, Египтом под руководством Насера и Ганой, возглавляемой Нкрумой. Быть неприсоединившимся во время холодной войны означало отказаться от выбора между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, двумя моделями западного мира.
 
Сегодня выбор стал более позитивным. Юг готов отомстить вчерашнему колониальному и имперскому Западу. В видении Юга надежда на будущее соперничает с негодованием по поводу прошлого.
 
Скромность и реализм
 
Что делать Западу перед лицом возникновения трехполярного мира? Прежде всего, признать его появление. Дело не только в том, чтобы в контексте нашей конфронтации с Россией сделать все, чтобы сплотить Глобальный Юг вокруг наших интересов и ценностей. Уместно сочетать скромность, реализм и честолюбие для понимания того, что в новом трехполярном мире у нас уже нет того влияния, какое было на протяжении веков. Речь больше не идет о том, чтобы навязывать другим ценности, которым мы сами больше не верны (или почти). Но мы должны вновь постараться и стать образцовым примером демократии.
Добавил suare suare 25 Мая 2023
Дополнения:

Теория многополярного мира — политологическая концепция, предложенная российским философом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным, и в наиболее полном виде представленная в одноименной монографии, вышедшей в 2012 году. Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности. Разработанная Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического осмысления закономерностей развития международных отношений на современном этапе, а также выступает в качестве ориентированного на практику политического проекта по деконструкции, критике и изменении существующего миропорядка и, таким образом, является примером «ангажированного знания» в теории международныx отношений.

Идейные истоки

При создании Теории многополярного мира А. Дугин вдохновлялся идеями, заимствованными из разнообразных политических и культурно-антропологических направлений исследований и учений, а также социально-философских систем, таких как геополитика, евразийство, цивилизационные исследования, историческая социология, а также идеология «консервативной революции» и традиционализм «новых правых». Кроме того, существенное влияние на создание Теории многополярного мира оказала постпозитивистская революция в ТМО, рост популярности критической теории (Теория многополярного мира позиционируется как критическая теория «справа» в противоположность «традиционной» критике «слева»[1]) и попытки построения незападной теории международных отношений.

Попытки ввести цивилизационное измерение в исследования международных отношений предпринимались и ранее. В частности, широкое распространение получила концепция столкновения цивилизаций, предложенная в 1993 году американским политологом Сэмюэлом Хантингтоном.

Основные положения теории

Дугин предлагает пересмотреть смысловое наполнение категорий «актора» и «полюса» в теории международных отношений. По мнению автора, место национального государства, традиционно считавшегося актором мировой политики и выступавшего в качестве основного объекта международно-политического анализа, должна занять цивилизация, понимаемая как «коллективная общность, объединенная причастностью к одинаковой духовной, исторической, культурной, ментальной и символической традиции (чаще всего религиозной в своих корнях, хотя не обязательно осознаваемой в терминах конкретной религии), члены которой осознают близость друг к другу, независимо от национальной, классовой, политической и идеологической принадлежности»[2][аффилированный источник?]. Международно-политическим воплощением цивилизации выступает заимствованная из геополитики категория «большого пространства», получающего окончательное политическое оформление в виде «политейи», упорядоченного сообщества.

Согласно Дугину, не существует единой человеческой цивилизации, а многополярность мирового порядка определяется наличием и взаимодействием нескольких равноправных субъектов — локальных цивилизаций. Автор вслед за С. Хантингтоном выделяет следующие цивилизации, которые одновременно выступают в качестве полюсов в складывающейся многополярности:

  • Бесспорные:
    • Западная
    • Православная (евразийская)
    • Исламская
    • Индуистская
    • Китайская (конфуцианская)
    • Японская
  • Потенциальные:
    • Латиноамериканская
    • Буддистская
    • Африканская

Проект многополярности по Дугину предполагает, что каждая локальная цивилизация обладает абсолютным суверенитетом во внутренних делах, а также перед лицом других цивилизаций. Последнее необходимо для сохранения и развития культуры каждой цивилизации и в соответствии с темпами и логикой протекания социальных процессов, определяемой конкретной культурой без воздействия извне (протекционизм). Организация власти и политического пространства внутри самой цивилизации определяется традиционными представлениями о политическом, существующими в данной цивилизации. Дугин отрицает претензии западной цивилизации на универсальность и исключительность ее ценностей, норм и институтов, трактуя их как прямое проявление глобальной гегемонии Запада, отрицание которой рассматривается автором в качестве морального императива.

Структурирование «большого пространства» и создание «политейи» сопряжено с процессами региональной интеграции, формирования внутрицивилизационного разделения труда, а также конструирования политических иерархий, включая установление региональной гегемонии или строительство империи, в результате чего возникает феномен внутрицивилизационного мира.

В свою очередь в отношениях между цивилизациями сохраняется состояние анархии, открытой также остается возможность конфликта и войны. Каждой цивилизации присущи уникальные, принципиально несопоставимые, цивилизационные интересы, ценности и формы могущества. Помимо культурно-идейной автономии, цивилизационные элиты должны стремиться к установлению экономической автаркии соответствующих «больших пространств».

В качестве мер по нормативно-институциональному закреплению цивилизационной многополярности Дугин предлагает реформировать систему международного права и международных институтов с целью их адаптации к реалиям мира нескольких сосуществующих цивилизаций, в частности, предлагается создание совещательного межцивилизационного совета, призванного формулировать общие правила межцивилизационного взаимодействия.

Критика

Концепция Дугина была подвергнута критике академическим сообществом. Так, российский международник И. А. Истомин упрекает автора Теории многополярного мира в маргинальности и чрезмерной нормативности, а также поднимает вопрос об устойчивости полицентричной международной системы[3].

Добавил suare suare 25 Мая 2023
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать