Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на XI-й международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, Москва, 25 мая 2023 года
Рад приветствовать участников и гостей XI-й Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности.
Признателен за возможность выступить по такой, без сомнения, актуальной и востребованной теме, как обеспечение глобальной продовольственной безопасности.
Коллективный Запад не снижает темпы дезинформационной кампании по обвинению России в сложившейся кризисной ситуации на мировом продовольственном рынке. На нашу страну огульно возлагается ответственность за «грядущий глобальный голод» на фоне роста мировых цен на продукты питания, удобрения, энергоносители, сбоев в международной финансовой системе, которые якобы спровоцированы специальной военной операцией на Украине.
Не секрет, однако, что в международной экспертной среде первопричинами текущего продовольственного кризиса прямо и открыто называются имеющиеся макроэкономические «перекосы», системные ошибки и просчёты крупнейших западных стран, привыкших все свои трудности решать за счет бесконтрольной денежной эмиссии. Климатические катаклизмы, пандемия COVID-19, форсирование энергоперехода на возобновляемые источники ещё больше обострили указанные негативные тренды.
Так, к примеру, специалисты ФАО подчёркивают, что цены на продовольствие начали рост задолго до начала специальной военной операции на Украине. Агрегированные показатели стоимости на основные категории сельхозпродукции в 2022 г. в целом сопоставимы с уровнем 2021 г. Это подтверждает несостоятельность утверждений о том, что кризис на Украине якобы ведет к инфляции на мировых продовольственных рынках, а Россия является главной причиной их растущей волатильности.
С другой стороны, очевидно, что введение «коллективным Западом» масштабных незаконных односторонних санкций против России серьёзно усугубило разбалансировку мировых рынков. Системные ограничения затронули всех экономоператоров, привели к разрыву традиционных финансово-логистических цепочек и механизмов снабжения. В результате были заблокированы транспортные артерии, через которые осуществлялась доставка отечественных удобрений и продовольствия, оказались парализованы банковские институты, стали недоступны соответствующие сделки по страхованию и перестрахованию. Данное негативное влияние односторонних санкций на ситуацию с продовольственной безопасностью признано целым рядом международных экспертов, в том числе из таких профильных организаций как ВПП, ВОЗ, ЮНИСЕФ и ЕЭК ООН, которые констатировали, что «ограничения на экспорт продовольствия, удобрений и топлива привели к росту цен на продукты питания во всех без исключения странах и регионах мира».
Американцы и европейцы, голословно обвиняя Россию в провоцировании угроз голода, не только сходу отвергают любые указания на деструктивное воздействие их санкций, но и тщательно замалчивают тот факт, что главными бенефициарами роста цен на продовольствие и удобрения, дестабилизации их поставок на мировые рынки являются крупнейшие западные агрокорпорации. Речь, в частности, идет о т.н. «большой четверке» – американские Archer Daniels Midland, Bunge и Cargill, а также нидерландская Louis Dreyfus, – на долю которых приходится от 75 до 90% глобального товарооборота сельхозпродукции. В 2022 г. данные компании получили рекордную прибыль с продаж, спекулируя на искусственном ажиотаже в связи с возможным дефицитом, а также на инфляции. Одновременно западники не скрывают намерений получать за бесценок сырую сельхозпродукцию для её дальнейшей переработки и поставки в качестве готовых товаров с высокой добавленной стоимостью. По сути, развивающиеся страны используются ими в качестве источника дешёвого сырья для поддержания рентабельности западной обрабатывающей промышленности.
Наглядным примером спекуляций европейцев и американцев на нуждах беднейших стран в своих интересах стала реализация т.н. «зерновой сделки». Известный «пакет», предложенный Генсекретарем ООН А.Гутеррешем и подписанный в Стамбуле 22 июля 2022 г., состоит из двух взаимоувязанных договоренностей – «черноморская инициатива» по вывозу украинского продовольствия и российского аммиака и Меморандум Россия-ООН по нормализации отечественного сельхозэкспорта. На словах данный «пакет» подавался как направленный на снижение угроз продовольственной безопасности и оказание помощи нуждающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. На деле же оказался ширмой для коммерческого вывоза украинского зерна в «сытые» страны и получения сверхприбылей скупившими украинские пахотные земли указанными выше западными корпорациями.
С 1 августа 2022 г. из портов Одессы, Южного и Черноморска в общей сложности было вывезено более 30,3 млн. тонн зерна. Львиная доля продукции (80%) ушла в страны с высоким уровнем доходов и выше среднего, в том числе в ЕС (порядка 40%). На долю нуждающихся государств (Эфиопия, Йемен, Афганистан, Судан и Сомали) пришлось лишь 722 тыс. тонн или 2,5% грузов. Это, однако, не мешает западникам при поддержке ооновцев лицемерно тиражировать тезисы о глобальной продовольственной безопасности, угрозах голода и нераспространении их санкций на продовольствие и удобрения.
Реальность же такова: в тексте «черноморской инициативы» про эти благородные задачи не говорится ни слова, в Меморандуме Россия-ООН содержится несколько соответствующих развёрнутых пассажей. Это однако не мешает США, ЕС и Великобритании вводить новые санкционные «пакеты» против российского сельхозэкспорта и в целом методично саботировать выполнение второй части «сделки» – Меморандума Россия-ООН. В результате отечественные экономоператоры сталкиваются с множащимися препятствиями в банковской сфере, страховании и логистике, последствиями персональных ограничений против владельцев компаний-производителей. Нуждающиеся же в российских удобрениях и продовольствии страны вынуждены не только платить за эти ограничения, но и страдать от физического дефицита необходимой продукции.
Прекрасной иллюстрацией блокирования западниками российских поставок сельхозпродукции является безвозмездная передача беднейшим странам наших удобрений (262 тыс. тонн), находящихся в портах в Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландах. С сентября прошлого года до получателей в Малави дошла только одна партия в 20 тыс. тонн. Вторая поставка в 34 тыс. тонн только находится на пути в Кению, а отгрузка еще 34 тыс. тонн в Нигерию находится лишь на этапе подготовки. И это при том, что речь идет о чисто гуманитарной акции, на которую никакие ограничения не должны распространяться в принципе, а российская сторона взяла на себя все расходы по доставке и транспортировке грузов.
Вывод напрашивается сам собой – предложенный А.Гутеррешем и подписанный в Стамбуле «пакет» не работает. Не выполняется не только Меморандум Россия-ООН, но даже предусмотренные в обоих соглашениях поставки российского аммиака, в том числе из задействованного в «черноморской инициативе» порта Южный. Сама же инициатива окончательно и бесповоротно дискредитировала свое заявленное гуманитарное предназначение.
В этих условиях в качестве чрезвычайной меры и в ответ на обращения руководства Турции согласились на продление «черноморской инициативы» до конца предусмотренного договоренностью 120-дневного цикла, то есть до 17 июля включительно. Вновь напомнили, что без ощутимого прогресса по решению пяти «системных» проблем, осложняющих отечественный сельхозэкспорт – переподключение «Россельхозбанка» к SWIFT; возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания; отмена ограничений на страхование и перестрахование плюс снятие запрета на доступ в порты; восстановление работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса»; разблокирование зарубежных активов и счетов российских компаний, – ни о каком дальнейшем продолжении или тем более расширении «черноморской инициативы» речи идти не может.
Следует отметить, что в числе приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации, закрепленных в обновленной Концепции внешней политики нашей страны, прописано «обеспечение справедливого доступа всех государств к благам мировой экономики и международного разделения труда, а также к современным технологиям в интересах справедливого и равномерного развития (включая решение проблем глобальной энергетической и продовольственной безопасности)».
Россия была и остается не только одним из ключевых поставщиков аграрной продукции в мире, но и продолжает ответственно и добросовестно исполнять свои международные обязательства по экспорту сельхозпродукции, удобрений, энергоносителей и других критически важных товаров. Хорошо осознаем важность социально-значимых поставок, включая продовольствие, имеющих определяющее значение для комплексного развития стран Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, успешного достижения ими показателей продовольственной обеспеченности и выполнения целей устойчивого развития.
Отрадно, что российский агропромышленный комплекс в целом показывает уверенную положительную динамику. Как справедливо отмечалось в видеоролике, наша страна имеет всю необходимую инфраструктуру и потенциал для обеспечения растущего спроса на сельхозпродуцию и удобрения со стороны зарубежных партнеров.
По итогам прошлого года был собран рекордный урожай зерна – почти 158 млн. тонн. Абсолютный рекорд за все прошлые десятилетия. Россия может похвастаться самообеспеченностью практически по всем ключевым продуктам. За последние годы наша страна также существенно нарастила производство всех видов минеральных удобрений до 55 млн. тонн, став одним из крупнейших мировых экспортёров. Очевидно, что отечественное сельское хозяйство превратилось в высокотехнологическую отрасль, позволившую добиться таких впечатляющих результатов.
Во многом благодаря этому смогли зарекомендовать себя в качестве надёжного и эффективного партнёра. Несмотря на санкционные барьеры и ограничения, продолжаем усилия по поддержанию своего экспортного потенциала, в том числе за счет переориентирования поставок на дружественные страны, прежде всего Азии и Африки. Повторю, основным фактором, осложняющим наращивание сельхозпоставок за рубеж, является блокирующий эффект односторонних западных санкций, создавших существенные финансовые трудности с оплатой грузов и «заморозкой» средств, а также логистические ограничения в связи с удорожанием фрахта судов и страховых премий.
В этой связи и в нынешних условиях полагаем особенно востребованным поддержать работу российских компаний-производителей и поставщиков сельхозпродукции по обеспечению беспрепятственного доступа этих жизненно необходимых товаров на мировые рынки. Кроме того, продолжим активные усилия по изъятию отечественных удобрений и продовольствия из-под санкций, нормализации их экспортных поставок в интересах обеспечения глобальной продовольственной безопасности и защиты интересов наших партнеров из стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока.