Если это так, то нам, жителям Запада, можно не волноваться по поводу перспективы начала ядерной войны в ближайшее время.
Но несмотря на все разговоры о выходе из игры внушающей ужас группы «Вагнер», это, похоже, никак не сдерживает Москву в военном отношении. На самом деле замена сил Вагнера чеченскими бойцами тревожит еще больше.
Ведь именно чеченцы взяли Мариуполь в мае прошлого года.
При этом русские ясно обозначили свои красные линии. Если ожидаемое контрнаступление украинских сил начнется всерьез и если оно действительно будет угрожать контролю России над Крымским полуостровом, Москва, на мой взгляд, применит ядерное оружие.
Может, Россия не станет применять ядерное оружие
Несколько недель назад я выражал серьезную тревогу в связи с перспективой того, что Россия может выпустить ядерного джина из бутылки.
Но больше меня это не тревожит. Особенно учитывая то, что — как я подозреваю — русские вовсе не проигрывают. Разумеется, ситуация может измениться. Этот конфликт оказался совершенно непредсказуемым.
По всей видимости, Украина пока не в состоянии осуществить эффективное контрнаступление против российских оборонительных рубежей. В настоящее время украинцы пока только их прощупывают, выискивая слабые места, которые можно было бы использовать.
Пока Украина отчаянно ищет слабое звено в обороне России, сосредотачивая свои военные ресурсы в Донецкой области на востоке Украины, говорить о прорыве можно только в будущем времени. Но для украинцев это полезный урок о том, как правильно использовать тактику общевойскового боя.
Украинские силы, к моему большому удивлению, задействовали в этих усилиях лишь небольшое число боевых танков «Леопард-2» немецкого производства. Им остается только уповать на небеса, ведь у Украины нет ни достаточного количества этих танков, чтобы изменить ситуацию на стратегическом уровне, ни достаточного числа подготовленных солдат, обученных тактике общевойскового боя.
Подозреваю, что эти усилия представляют собой всего лишь отработку более масштабного наступления украинцев на российский Крым.
Но обеспечить слаженное действие различных видов и родов войск — это не отраву над полем распылить. Вполне возможно, все это напрасно, поскольку контрнаступление украинцев — в том виде, в котором мы его наблюдаем, — мало что дало (хотя нам внушают, что оно только начинается).
Кто бы ни взорвал Каховскую плотину, ясно одно: ее разрушение означает, что русские не смогут двинуться в Одесскую область Украины.
Более того, поступления чистой воды в российский Крым тоже прекратились.
Несколько месяцев назад российские войска эвакуировали русское население по левому берегу Днепра. Российские подразделения также начали создавать в Крыму большие запасы питьевой воды, как будто предвидя грядущее разрушение плотины.
Кроме того, Россия вывезла ядерное топливо с Запорожской АЭС задолго до взрыва Каховской плотины.
Существует предположение, что украинские войска начали атаковать плотину Каховской ГЭС еще с начала года.
На самом же деле Украина обстреливала многие мосты, соединяющие подконтрольную России часть Украины с остальными территориями страны. Это делалось, чтобы замедлить продвижение российской бронетехники.
Москва планировала использовать эти мосты для отправки своих танков через Днепр в свободные части Украины. Украина обвинила Россию в ударах по этим мостам, но в этих обвинениях было мало логики.
С другой стороны, вполне возможно, что Россия приняла перечисленные выше меры предосторожности, готовясь к реализации своего плана по подрыву плотины, который должен был сдержать запланированное украинское контрнаступление.
Конечно, если плотину взорвали русские, получается, что они сами убили множество своих людей и уничтожили критически важную технику. Такая вероятность существует. Бывает, что русские ведут себя как сумасшедшие.
Однако будет вполне разумным предположить, что атаку на Каховскую ГЭС все же совершили украинцы.
В конце концов Украина ведет отчаянную борьбу за выживание. Им нужна любая помощь, которую они только могут получить. Отчаянные времена требуют отчаянных мер.
Кто бы ни стоял за разрушением плотины — будь то Украина или Россия, — именно эту сторону охватило сильное отчаяние.
Если это сделали украинцы, значит они проигрывают войну, а западная пресса их просто прикрывает.
Если же это сделали русские, то они чувствуют себя в безвыходном положении, и в отчаянной попытке избежать катастрофического и унизительного поражения от рук слабых украинцев Москва вполне может всерьез задуматься о том, чтобы прибегнуть к ядерному оружию.