Бог и Родина.Чему учит нас пример Святителя Луки.
12.06.2023 — 21:17
Артем Ольхин
Чему учит нас пример Святителя Луки
Мы по привычке продолжаем называть военные действия, которые развернулись вдоль границ с Украиной, «Специальной военной операцией». В этом есть большая доля справедливости хотя бы потому, что до полноценной войны, которая охватывает всё общество, пронизывает его сверху донизу, вытряхивает всю страну и массово разрушает города (как это было в Великую Отечественную) ещё достаточно далеко.
По большому счёту, это очень хорошо. Ведь по факту сейчас русская армия весьма скромными силами противостоит натиску всей западной экономики, военной промышленности НАТО, ордам наёмников (нередки случаи, когда в течение долгого времени наши бойцы не слышат в радиоперехватах русской или украинской речи, потому что её вытеснила польская).
Самое жуткое — вот уже 9 лет мы противостоим нашим братьям и сестрам, сведенным с ума американо-украинской информационной машиной. От всего этого нам плохо. Нам кажется, что мы находимся в исключительно сложных условиях, в которых помимо тягот обстрелов и бытовой неустроенности есть огромное количество факторов, делающих ситуацию ещё сложнее. И ключевое слово в этом всём — «кажется».
О святителе Луке Крымском слышал, наверное, каждый. Потому что это не только исповедник, не отступивший от Православной веры в самых сложных обстоятельствах. Это и гениальный врач, книгами которого до сих пользуются практикующие хирурги. Это человек, который, пройдя три ссылки, после начала Великой Отечественной написал письмо к одному из руководителей СССР Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Время было сложное, и святитель получил разрешение возобновить врачебную практику. Как свидетельствуют его коллеги, оперировал по 11-12 часов в день. Руководил эвакуационным госпиталем на несколько тысяч коек в Красноярске, по окончанию ссылки в 1943 г., продолжил свою деятельность в Тамбове. Спас тысячи жизней не только благодаря непрерывным операциям, но и с помощью книги «Очерки гнойной хирургии», которая в годы войны стала настольной в каждом госпитале.
Прежде, чем произошли указанные события, у Луки Войно-Ясенецкого были все причины ожесточиться. Ведь он был свидетелем революции и гражданской войны. Потерял жену, и остался один с четырьмя детьми. В годы особенно сильных гонений на Церковь стал священником, а потом принял монашеский постриг. По причине постоянного уголовного преследования, потерял возможность видеть и воспитывать своих детей. Но где бы он не оказывался, куда бы не переводили заключенного, он продолжал делать две вещи — служить Богу и помогать людям и как священник, и как врач. Оперировал даже в условиях тюремной камеры, используя подручные инструменты. Так, или иначе, святитель пользовался каждым случаем, при котором можно было принести пользу окружающим.
Будучи руководителем госпиталя и архиепископом в Тамбове, святитель Лука написал несколько статей, посвященных проблемам, с которыми столкнулось общество в годы войны. За себя говорят сами названия: «Кровавый мрак фашизма», «Праведный суд народа» — материал о праве на справедливое возмездие по отношению к тем, кто сознательно творит зло. В нём читаем: «Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой «любите врагов ваших»? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможноне только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но и Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам божьим! Я назвал немецких оккупантов антихристами. По праву ли, по справедливости? Это право дал мне Св. Апостол Иоанн Богослов, вот что сказавший: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10)». Логическим продолжением этой линии стала ещё одна статья, написанная после окончания трибунала в Нюрнберге, она называлась «Возмездие свершилось».
Во всём этом читаются важные параллели с современностью. Во-первых, сегодня уже украинские вояки ведут себя как последователи антихриста, свидетельств тому масса.
Во-вторых, многие наши современники превратно воспринимают Церковь как институт, проповедующий полное бессилие и пацифизм. Но это не так, и никогда не было так. Ведь статьи, написанные архиепископом Лукой, публиковались не где-нибудь, а в «Журнале Московской Патриархии». То есть являлись не частным мнением, а официальной позицией Церкви.
После победы над нацизмом архиепископ Лука перестал подвергаться прямому давлению со стороны советской власти. Напротив, в 1945 г. он был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а ещё через год стал лауреатом Сталинской премии первой степени за разработку новейших хирургических методов лечения.Интересно, что больше половины премии (сумма, превышающая сто тысяч рублей) святитель отдал на нужды детей, оставшихся без попечения родителей.
Неприятности вернулись в жизнь Луки после смерти Сталина. Когда пришедший к власти Хрущёв на всю страну обещал «показать последнего попа по телевизору», архиепископ уже давно, с 1946 года занимал кафедру в Симферополе, где и прожил до конца своих дней. Но он, как и раньше продолжал служение, развивал Церковь в Крыму, не оставлял врачебную практику даже после, того, как его покинуло зрение – продолжал давать консультации.
В этом году, ставшим для многих годом тяжелых испытаний, сложилось таким образом, что Петров пост начинается сразу после даты преставления святителя Луки. Как будто бы сами обстоятельства намекают нам, что в непростые дни нужно быть готовым и к испытаниям, и к жертвенному подвигу, как это делал архиепископ. Ведь Великая Отечественная война выиграна именно благодаря массовой готовности отдавать, приносить жертву, как материальную, так и духовную. В годы той войны это понимали даже атеисты. И это то, чего никак не хотим понять мы с вами. Мы хотим другого — чтобы в телевизоре красивая картинка об успехах на фронте, и чтобы она никоим образом не повлияла на наш запланированный отпуск. Но так вряд ли получится.
Святитель Лука в юности хотел стать художником. Но потом решил, что не имеет права жить для себя, и выбрал профессию врача. Вот тут-то и пригодился ему талант рисовать с фотографической точностью, многие написанные им статьи и книги проиллюстрированы собственными руками. Так, или иначе, он относился к более крепкому и ответственному поколению людей, чем мы с вами. Именно это поколение вынесло на своих плечах львиную долю тягот сурового двадцатого века. Кроме всего прочего, у этого поколения в разговорной речи отсутствовал термин «красиво тусоваться». И если мы с вами действительно хотим Победы, то он должен пропасть и у нас.