НАТО не готова к вооруженному противостоянию с Россией, цитирует Newsweek бывшего замглавнокомандующего войсками альянса в Европе Ричарда Ширреффа. Читатели издания и вовсе назвали альянс «бумажным тигром», который не способен дать отпор даже таким странам, как Иран и КНДР.
Российская специальная военная операция на Украине вынудила НАТО начать детально планировать нечто немыслимое со времен холодной войны, а именно прямую конфронтацию с Россией.
Однако в преддверии саммита организации в литовском Вильнюсе, который начнется 11 июля и будет посвящен противодействию России, бывший заместитель верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами в Европе Ричард Ширрефф заявил, что НАТО не готова к войне с Москвой.
«Для этого нужен настоящий пинок под зад, — сказал он в интервью Newsweek на фоне стремления почти всех членов альянса к сокращению военных бюджетов, за исключением, например, Польши. — В Восточной Европе идет масштабный военный конфликт, как на суше, так и в воздухе, поэтому инвестировать нужно в обоих направлениях, но этого не происходит. В прошлом году на саммите в Мадриде [генеральный секретарь альянса] Йенс Столтенберг объявил, что НАТО нарастит численность сил повышенной боеготовности до 300 тысяч человек, но ничего подобного в итоге просто не было».
Бывший британский генерал заявил, что примером таких сокращений была армия Великобритании, которую довели до «смехотворных размеров» из-за того, что, по его мнению, оборонный истеблишмент счел главной долгосрочной угрозой Китай, а не Россию.
«Здесь важна география, и ближайшим источником угрозы является Россия, — отметил Ширрефф, ныне управляющий партнер консалтинговой фирмы Strategia Worldwide. Он считает, что НАТО потерпела „неудачу в сдерживании“ и упустила возможность наращивать потенциал после того, как Крым присоединился к России в 2014 году. — Уверен ли я, что НАТО действительно сможет создать неядерные силы, готовые к неядерной войне с Россией? Нет, не уверен».
Секретные документы
Пока Кремль и российские государственные СМИ настаивают на том, что противостояние на Украине уже переросло в прокси-конфликт между Москвой и НАТО, последняя прилагает все усилия, чтобы избежать непосредственного участия в боевых действиях, вместо этого предоставляя Украине оружие.
Но в мае высокопоставленный чиновник альянса адмирал Роб Бауэр заявил, что НАТО должна подготовиться к тому, что непосредственный конфликт с Москвой «может возникнуть в любое время».
Поэтому альянс изучит тысячи страниц секретных документов с изложением региональных планов и указаний о том, как государства-члены могут модернизировать вооруженные силы и системы материально-технического обеспечения в соответствии с подробнейшими расчетами со времен окончания холодной войны.
В планах также фигурирует выделение войск для защиты различных регионов и подробная информация о том, «где, что и как развертывать», заявил в прошлом месяце Столтенберг. А в основу ляжет процесс, спровоцированный присоединением Крыма, после которого Запад развернул в Восточной Европе боевые подразделения.
То, что будет обсуждаться на саммите, представляется комплексным анализом всего того, к чему НАТО готовилась и осуществила бы в любом случае, сообщила журналистам Newsweek бывший заместитель генерального секретаря альянсаРоуз Гёттемюллер.
Боевые группы НАТО
В марте Столтенберг объявил, что блок развернет в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии четыре новые боевые группы численностью около 1500 военнослужащих каждая. Целью он назвал «усиление позиций НАТО во всех сферах, со значительным укреплением восточного фланга альянса на суше, в воздухе и на море». У НАТО уже есть боевые группы в Эстонии, Латвии, Литве и Польше.
«Они находятся на передовой и примут на себя первые удары, если русские нападут, — сказала Гёттемюллер. — У России не должно оставаться сомнений в том, что атака на НАТО в каком-то одном месте, например, в странах Балтии, будет расцениваться как нападение на все страны-члены и повлечет незамедлительную реакцию».
По ее словам, планирование войны между НАТО и Москвой вплетено в многолетние усилия по возвращению альянса к более жесткой оборонной стратегии, чем было со времен окончания холодной войны и терактов 11 сентября, после которых он сосредоточил усилия на борьбе с терроризмом.
«Начиная с присоединения Крыма в 2014 году и повышенной агрессивности России на границах с НАТО, альянс понял, что ему, вероятно, лучше подготовиться к противостоянию и защите от российского нападения», — сказала Гёттемюллер.
Пятая статья
На фоне крупнейшего в Европе военного конфликта с 1945 года западные столицы встревожило падение в ноябре 2022 года российской ракеты на территории Польши – страны, являющейся членом НАТО, и вопрос применения Пятой статьи устава блока о коллективной обороне.
Утверждения о том, что ракета оказалась украинской, снизили градус напряженности, хотя месяц спустя некоммерческий аналитический центр Rand Corporation опубликовал отчет, в котором говорилось, что поддержка НАТО Киеву «вызвала опасения по поводу возможного возмездия со стороны России».
В документе отмечается, что органы США и НАТО долгое время делали акцент на подготовке к прямому конфликту с Россией, но ситуация на Украине «создала уникальный набор обстоятельств, которые делают более вероятным ограниченное нападение России». При этом Randобрисовала различные сценарии, связанные с российской атакой на один из объектов НАТО, реакцией альянса и следующим шагом Москвы.
Атака на аэродром с незначительными потерями мог бы стать, например, «демонстрацией» нападения. Более действенным мог бы стать «целенаправленный» удар, влияющий на операции НАТО. А «менее сдержанные» удары по военным и гражданским объектам могли бы привести к значительным жертвам среди как военных, так и гражданских лиц. Вывод такой: чем интенсивнее российские атаки, тем меньше у США возможностей для достижения намеченных целей.
Любая реакция НАТО на нападение на Москву «зависит от характера самого нападения», сказал в интервью Newsweekсоавтор отчета и старший политолог Rand Карл Мюллер. «Если русские паникуют и впадают в отчаяние, вы относитесь к этому иначе, чем если, как вам кажется, они так поступают из военных соображений, потому что это кажется им хорошим способом победить», — сказал он.
Как показывает саммит в Вильнюсе, НАТО приступает к новому этапу оборонной стратегии, ведь к ней присоединилась Финляндия, а вот членство Швеции застопорилось.
«Будет много дискуссий о том, какие обязательства возьмут на себя отдельные страны, кто и для чего станет выделять силы, а также, вероятно, потребуется немало усилий для их координации, — подчеркнул Мюллер. — Сейчас готовность дается в некотором смысле легче, чем полтора года назад, потому что бóльшая часть российского военного потенциала пострадала в ходе конфликта. Перед НАТО открылась удачная возможность внести серьезные изменения в оборонную стратегию и организацию альянса».
Автор: Брендан Коул (Brendan Cole)