Польша давно готовилась к расторжению контракта с «Газпромом», реализуя проекты Baltic Pipe и терминала СПГ в Свиноуйсьце. Но шока избежать не удалось. Варшаве ресурсы достаются сложнее, чем остальным в ЕС.
Сомнительные решения
Запрет прямого импорта российской нефти, как сообщил в мае директор компании Orlen Даниэль Обайтек, принес колоссальные убытки. Приходится приобретать сырье у альтернативных поставщиков, и каждый баррель теперь в среднем на 30 долларов дороже. С учетом объема закупок и переработки, чтобы обеспечивать национальные потребности, в Orlen переплачивают 27 миллионов долларов в день.
Причем топливо, поступающее по нефтепроводу «Дружба», до сих пор используют на НПЗ этой компании в чешском Литвинове.
Последние постановления Брюсселя добавят полякам проблем. Северную ветку «Дружбы» в Германию и Польшу запретили.
Разрешили только качать нефть из Казахстана. Но ее немного: в этом году ждут 890 тысяч тонн. Российской же было 24 миллиона.
Собственные ошибки
«Сегодня все цены в основном зависят от действий и решений одного человека — Владимира Путина», — заявлял премьер-министр Матеуш Моравецкий. Ему вторил глава Центрального банка Адам Глапински: «Ситуация на Украине почти полностью ответственна за рост инфляции до двузначного уровня».
Однако аналитики крупных польских банков Pekao и PKO Bank Polski придерживаются другого мнения. Они указывают на щедрую бюджетную поддержку компаний и населения в пандемию, узкие места в цепочке поставок, а также дефицит кадров на рынке труда. Базовая инфляция в стране неуклонно росла все последние годы.
Наконец, Центральный банк слишком поздно перешел к повышению ставок. Впрочем, и он бы особо не помог.
«
«Правящая партия потратила миллиарды на социальные инициативы, такие как расширение поддержки семей с детьми и дополнительные пенсионные выплаты. В то время как Центральный банк стремился замедлить инфляцию, поднимая ставки, экспансивная налогово-бюджетная политика оказала противоположный эффект», — подчеркивают эксперты научного совета Польского экономического общества.
Регулятор приостановил годовую серию увеличения ставок в октябре. Рост потребительских цен замедлился, но прогнозы неутешительны.
Сам регулятор в 2023-м ждет инфляцию в диапазоне 10,2-13,5 процента. Европейский финансовый конгресс (EFC) предсказывает 13,6, Еврокомиссия — 11,7. По прогнозам, ВВП при самом оптимистичном сценарии увеличится на 1,9 процента, а при пессимистичном — сократится на 0,2.