Настроения в деловых кругах Германии достигли самого низкого уровня с ноября прошлого года. Соответствующий индекс мюнхенского Института экономических исследований IFO, считающийся важнейшим показателем экономики ФРГ, снизился в июне с 91,5 до 88,5 пунктов. Это падение превзошло самые пессимистические прогнозы, предприниматели жалуются, в частности, на нехватку квалифицированной рабочей силы. Немецкая Die Zeit напоминает, что Германия находится в состоянии технической рецессии – ВВП снижался два квартала подряд. Как отметил президент IFO Клеменс Фюст, слабость экономической конъюнктуры объясняется в первую очередь серьезными проблемами в промышленном секторе, здесь деловой индекс снизился на 6,5%, в том числе в обрабатывающей промышленности – на 9,3%.
Предприятия жалуются на недостаточное количество заказов. По мнению эксперта IFO Клауса Вольрабе, основной причиной стало повышение банковских учетных ставок, проводимое ЕЦБ и многими банками. Эта мировая тенденция ударила практически по всем отраслям и снизила спрос на продукцию Made in Germany. Второй негативный фактор – нехватка квалифицированного персонала. 42,2% предприятий рассматривают дефицит квалифицированных специалистов как серьезную помеху для расширения производства. Эта проблема особенно остро ощущается в восточных землях Германии, где демографический кризис накладывается на старение населения. Главный экономист крупнейшего инвестиционного банка KfW Фрици Кёлер-Гайб призвала в этой связи принять меры по повышению производительности труда и целенаправленному привлечению зарубежной рабочей силы. По мнению ведущих экономических институтов Германии, страну ожидает десятилетие замедленного экономического роста. Главная причина – старение населения и нехватка квалифицированной рабочей силы на фоне негативных демографических тенденций.
Экономические прогнозы агентства Bloomberg на третий квартал исходят из минимального роста ВВП – в районе 0,1%. Это означает, что такими темпами немецкая экономика будет восстанавливаться два года, ведь в последнем квартале 2022 года ВВП снизился на 0,5%, а в первом квартале 2023 года – на 0,3%. Важную роль в этом сыграли инфляция, слабое потребление и низкий спрос на промышленную продукцию.
По мнению ведущего немецкого экономиста Хенрика Мюллера, кризис немецкой экономики носит системный характер и будет продолжаться достаточно долго. По его мнению, такого серьезного кризиса Германия не знала уже 30 лет – с начала 90-х годов прошлого века. Тогда это было связано с громадной ценой, заплаченной за объединение ФРГ и ГДР, и фактически было следствием политического решения. Сегодня все обстоит сложнее ввиду наложения сразу нескольких кризисных факторов: пандемии COVID-19, конфликта на Украине, инфляции, энергетического и климатического кризисов и, самое главное, прекращения поставок российского газа. Практически Германия находится в чрезвычайном экономическом положении с 2020 года. Это деморализует граждан, негативно влияет на настроения как инвесторов, так и потребителей. Пока невозможно предсказать, когда ситуация вернется в «нормальное» состояние. Хенрик Мюллер констатирует: сегодняшняя Германия – это уже другая, более слабая страна, промышленная база которой последовательно деградирует. Вооруженный конфликт на Украине показал полную беспомощность политического руководства и слабость ВПК. Правительство обещает «светлое будущее» через реформирование промышленности, энергетики и транспортной системы. Однако по факту экономика стагнирует, ВВП сокращается, а ФРГ замыкает таблицу европейских стран по темпам экономического роста. Тем временем, пишет Хенрик Мюллер, инфляция пожирает реальные доходы граждан, которые снижаются уже три года подряд. По мнению экономиста, в состоянии серьезного кризиса находятся сейчас и многие другие страны. Разница, однако, в том, что для Германии нынешняя ситуация особенно болезненна. Как отметил эксперт мюнхенского института IFO Андреас Пайхль, речь идет о внезапной смене настроения в стране, которая привыкла к благосостоянию и стабильности и демонстрировала свои успехи всему миру. Согласно опросу агентства Gallup, всего 30% немцев считают, что их дети будут жить лучше, большинство ожидает ухудшения условий жизни.
Тяжелая ситуация усугубляется энергетическим кризисом. После отказа от российских энергоносителей Берлин вынужден закупать газ и нефть по завышенной цене у США и других стран. Немецкие концерны становятся неконкурентоспособными, они бьют тревогу, планируют перенос производства в Азию и Северную Америку и сворачивают деятельность в Германии. Стране грозит деиндустриализация, а ведь это – одна из немногих западных экономик, где еще сохранилось реальное производство, работают такие отрасли, как машиностроение, автопром, нефтехимическое производство. Продукция Made in Germany всегда пользовалась спросом во всем мире как образец качества и надежности. Однако спрос на нее постепенно снижается ввиду ее дороговизны и конкуренции азиатских стран, которые научились сами производить автомобили и станки. Усилилась конкуренция и со стороны США, которые вкладывают десятки и сотни миллиардов долларов в ключевые отрасли и новые технологии.
По инициативе входящей в правительство партии «Зеленых» Германия совершает рискованный переход на альтернативные источники энергии, а атомные электростанции окончательно выведены из эксплуатации в начале этого года. Наблюдатели отмечают, что это чрезвычайно дорогостоящее решение обойдется немецким налогоплательщикам в десятки, если не сотни миллиардов евро. По мнению критиков, министр экономики Роберт Хабек последовательно уничтожает традиционную энергетику. В частности, он намерен «пересадить» немцев с традиционного мазутного и газового отопления на тепловые насосы, что приведет к колоссальному спросу на электроэнергию и разорению домашних хозяйств.
Хенрик Мюллер приходит к выводу: немецкий кризис – лишь часть кризиса глобализации. Основанный на американских «правилах» мировой экономический порядок, бенефициаром которого долгое время была Германия, дает трещины. На месте старых гегемонов образуются новые центры силы. Как сложится новая конфигурация – пока неясно. Между государствами продолжается ожесточенная борьба за экономическое лидерство. В этой борьбе ФРГ теряет свои конкурентные преимущества. В дополнение ко всем проблемам Вашингтон заставляет Германию сворачивать плодотворное экономическое сотрудничество с Китаем – «из соображений безопасности». Как и в случае с российскими энергоносителями верх берут геополитические интересы Америки.