Заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский заявил, что польская сторона поддержит Украину только в том, что выгодно...
Чуть позже к критике политического эгоизма Варшавы подключилась и «тяжёлая артиллерия» — прямой начальник Стефанишиной, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль: «В это критическое время Польша намерена и дальше блокировать экспорт украинского зерна в ЕС. Это недружественный и популистский шаг, который сильно ударит по мировой продовольственной безопасности и экономике Украины».
По экономике Украины, возможно, ударит, а по экономике Польши точно не ударит. И это всё, что интересует Варшаву. Отвечая на критику из Киева, польские чиновники высказались об этом просто с обескураживающей откровенностью. Заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский: «Польша помогает Украине в огромной степени, предоставляет огромный объём поддержки. В то же время всё, что мы делаем для Украины или для других союзников, мы всегда делаем потому, что это является реализацией наших национальных интересов, наших государственных интересов. Мы руководствуемся этим». Браво, браво и ещё раз браво. Приятно, когда политики не наводят тень на плетень, а называют вещи своими именами. Или почти называют. Если бы Павел Яблоньский совсем отбросил словесные кружева и прямо заявил, что Польша не помогает Украине, а реализует на Украине свои национальные интересы, ему бы следовало вручить Нобелевскую премию в номинации за дипломатическую честность.
Ах да, я вспомнил, что такой номинации пока не изобрели. Будем поэтому считать, что заместитель министра иностранных дел Польши сделал всё, что мог. Жаль, конечно, что это «всё, что мог» недостаточно для того, чтобы в Киеве окончательно избавились от иллюзий по поводу своих «польских друзей». Но прогресс тем не менее налицо. Это ведь не в Москве говорят, что Польша ведёт себя по отношению к Украине «недружественным образом». Это во всеуслышание заявляют высшие украинские чиновники. И в этой связи у меня к ним наличествует только один вопрос: а чего вы, собственно, ожидали? Нельзя требовать от крокодила, чтобы он вёл себя не как крокодил — например, не утаскивал зазевавшегося гуляку в свои водные владения с целью устроить себе романтический (или просто вкусный и обильный) ужин. Равным образом нельзя требовать от польских политиков того, чтобы они вели себя не как польские политики.
Каждый знаток истории польской политической мысли ХХ века знает имя Юлиуша Мерошевского. И прежде всего этот живший в Великобритании политический эмигрант известен своей опубликованной в 1974 году статьёй «Польский комплекс России и территория УЛБ». Вам не знакома аббревиатура «УЛБ»? Вот как её расшифровывал сам пан Мерошевский: «Если территорию, включающую в себя Украину, Литву и Белоруссию, обозначить для упрощения буквами УЛБ, то следует признать, что в прошлом — а в какой-то степени и сегодня — территория УЛБ была чем-то большим, чем яблоком раздора между Польшей и Россией. Территория УЛБ детерминировала форму польско-российских отношений, обрекая нас или на империализм, или на роль сателлита».
С аббревиатурой, я думаю, всё понятно. Зато теперь не очень понятна логика Юлиуша Мерошевского. Почему это Украина «обрекает Польшу на империализм?» Давайте на этот вопрос посмертно ответит сам классик польской политической мысли: «Мы стремились к господству на территориях УЛБ — военным путём или выступая с федеративными планами, — потому что история учит нас, что Россия, господствуя на этих территориях, становится непобедимым соперником. Из рук соперника-победителя нам нечего ожидать, кроме неволи. Я хотел бы подчеркнуть два пункта. Во-первых, невозможно обсуждать польско-российские отношения в отрыве от территорий УЛБ, поскольку польско-российские отношения всегда были функцией ситуации, которая царила на этих территориях в данный исторический период».
И не надо говорить, что делать выводы о польской политике 2023 года на основании цитат из политолога, который скончался в 1976 году, не совсем корректно. Как следует из действий самих современных поляков, ещё как корректно. В самый разгар первого украинского «майдана» в 2004 году крупное польское СМИ Gazeta Wyborcza перепечатала эту статью Мерошевского. А вот факт, который выглядит как анекдот, но на самом деле никаким таким анекдотом не является. В начале прошлого года варшавский государственный Центр польско-российского диалога и согласия поменял и название, и цель деятельности. Теперь он называется Центром диалога имени Юлиуша Мерошевского. А в его функции ныне входит содействие «диалогу и согласию поляков и народов Восточной Европы, в частности украинцев, белорусов, грузин, молдаван и русских». Русских в этот список, я думаю, добавили для проформы. А вот на месте украинских политиков я бы поподробнее ознакомился с творчеством человека, чьё имя носит варшавский государственный центр, ответственный за «диалог и согласие» с Украиной. Количество обид это, наверное, не уменьшит. Но, по крайней мере, эти обиды перестанут восприниматься как нечто нелогичное, непонятное и удивительное.