Прокатили с ветерком: почему против Red Wings возбудили уголовное дело

отметили
24
человека
в архиве

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту оказания авиакомпанией Red Wings небезопасных услуг. Речь о рейсе Анталья – Москва 13 августа. Авиакомпания объявила посадку в ситуации, когда отказала вспомогательная силовая установка (ВСУ), которая отвечает за кондиционирование салона во время стоянки. Источник «Известий» рассказал, что в подобных случаях аэропорт предоставляет внешний блок для охлаждения самолета, но сделано этого не было. В результате 406 пассажиров больше часа находились в раскаленном салоне. Следствие расценило это как угрозу их жизни. Авиакомпания должна была отправить туристов исправным резервным бортом, говорят эксперты. В Red Wings утверждают, что выполнение рейса с неработающим ВСУ не нарушает требований безопасности полетов.

Падали в обморок

Против авиакомпании Red Wings возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»).

Следствие установило, что 13 августа ответственные за техническую эксплуатацию самолета сотрудники Red Wings приняли решение выполнить рейса Анталья – Москва «при неисправности установки, отвечающей за систему кондиционирования внутри воздушного судна и обеспечение запуска двигателей без использования наземного оборудования», — говорится в сообщении Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ. На борту находилось 406 пассажиров.

Речь идет о рейсе WZ 3090. Самолет должен был вылететь в Москву 13 августа в 11:35, но запустили пассажиров в салон только в 20:00. Там стояла невыносимая духота. Спустя около получаса люди начали просить выпустить их на улицу, но это случилось только примерно через час. За это время многим пассажирам стало плохо.

 

В Сети распространились видео, где мокрые от пота пассажиры сидят в салоне, обмахиваясь своими билетами и рекламными буклетами. Дети плачут, большинство из них раздеты до белья. Как минимум одна из пассажирок упала в обморок — ей оказывали помощь на месте.

«Было очень душно в самолете, и пилот объявил о неисправности, но двери не открывали», — пожаловалась в соцсетях одна из пассажирок Юлия.

 

Через час командир самолета объявил о том, что желающие могут покинуть салон и улететь своим ходом. После этого часть людей потянулась к выходам.

По словам адвоката AVG Legal Алексея Гавришева, не выпускать пассажиров из раскаленного салона самолета авиакомпания не имела права.

 

— Если пассажир из-за задержки рейса отказывается от договора воздушной перевозки, авиакомпания обязана его выпустить. Если он не отказался от договора перевозки и остается на борту, перевозчик в любом случае обязан предоставить прохладительные напитки, — добавил он.

Примерно в 21:00 по местному времени пассажиры вышли из самолета и вернулись в здание аэропорта. Они всё же вылетели в столицу, но лишь ближе к полуночи — на том же самом самолете.

Была ли угроза жизни

Неисправная система кондиционирования в самолете — это критично, рассказал «Известиям» член комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. Особенно в полете, когда температура за окном опускается до –55 °C. Здесь на ней — задача обогрева, чтобы не заморозить пассажиров и экипаж, пояснил эксперт.

 

Но следует различать основную систему кондиционирования (она работает именно в полете, когда включены двигатели) и вспомогательную силовую установку (ВСУ). Последняя предназначена как раз для того, чтобы охлаждать воздух во время стоянка, когда двигатели выключены.

— На земле, особенно, в жарких странах, она работает для охлаждения салона. Потому что если за окном +35, то в салоне могут быть все +70, оттого что металл нагревается, — рассказал Олег Смирнов.

 

И именно ВСУ не работала на борту Boeing-777, который выполнял рейс WZ 3090. Это признает и сама авиакомпания.

Рейс Анталья – Москва 13 августа выполнялся с «деактивированной вспомогательной силовой установкой (ВСУ)», говорится в сообщении пресс-службы Red Wings.

— Это распространенная международная практика, которая не нарушает требований безопасности полетов, — сказали в пресс-службе. — ВСУ предназначено для обеспечения запуска двигателей и энергопитания воздушного судна без использования дополнительного наземного оборудования.

 

«Система кондиционирования самолета была и остается исправной: в полете она функционирует за счет работы маршевых двигателей», — подчеркнули там.

Но даже если угрозы жизни не было, пассажиры просидели в раскаленном салоне самолета продолжительное время — поступать так было нельзя, уверен Олег Смирнов.

 

— В этой ситуации авиакомпании нужно было выпустить пассажиров из самолета, позволить им забрать багаж в аэропорту и расселить в гостиницы. После чего перевозчик должен был доставить их в пункт назначения полностью исправным резервным бортом, которого у Red Wings, судя по всему, не оказалось, — полагает он.

Новый поворот

В случаях, когда у самолета деактивирована ВСУ, обслуживающий аэропорт предоставляет внешний блок для кондиционирования самолета на время его стоянки, рассказал «Известиям» источник в авиакомпании Red Wings.

 

— Нам систему кондиционирования не дали, сказали: «Вы российская авиакомпания, мы к вам подходить не будем», — подчеркнул он.

Собеседник издания пояснил, что терминалами аэропорта Антальи владеют и управляют совместно немецкая и турецкая компании (Fraport AG и TAV Havalimanları), поэтому они придерживаются введенных против российских авиакомпаний санкций и не могут обслуживать самолеты, попавшие в санкционный список США.

Все три Boeing 777 Red Wings c марта 2023 года входят в этот список, убедились «Известия». При этом ранее эти машины на протяжении всего 2022 и 2023 годов совершали заграничные рейсы. Помимо трех Boeing у перевозчика есть 19 лайнеров Sukhoi SuperJet (SSJ 100), вместимость и дальность полета которых значительно ниже.

 

Сейчас Следственный комитет устанавливает обстоятельства произошедшего на рейсе от 13 августа, а также проверяет «иные возможные факты оказания небезопасных услуг авиакомпанией Red Wings», следует из сообщения СК.

В последние дни этот перевозчик допустил несколько длительных задержек рейсов из российских городов в Турцию, Египет, а также в обратном направлении. По сообщениям очевидцев, задержки продолжаются и 16 августа. Расписание посыпалось из-за одновременной поломки сразу двух дальнемагистральных самолетов Boeing 777, которые случились 12 и 13 августа.

 

Пока компании грозит штраф до 80 тыс. рублей — по ч. 1 ст. 238 УК РФ «за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью потребителей», рассказал Алексей Гавришев.

По его словам, штрафы весьма символические и никаких серьезных последствий для авиаперевозчиков такие нарушения не влекут. Приостановка деятельности авиакомпании в данном случае не предусматривается.

Добавил Н2 Н2 17 Августа 2023
Комментарии участников:
Н2
+3
Н2, 17 Августа 2023 , url

— Нам систему кондиционирования не дали, сказали: «Вы российская авиакомпания, мы к вам подходить не будем», — подчеркнул он.

Собеседник издания пояснил, что терминалами аэропорта Антальи владеют и управляют совместно немецкая и турецкая компании (Fraport AG и TAV Havalimanları), поэтому они придерживаются введенных против российских авиакомпаний санкций и не могут обслуживать самолеты, попавшие в санкционный список США.

 летайте на курорты Турции активнее, платите денежки пану Эрдогану

waplaw
+4
waplaw, 17 Августа 2023 , url

Если кто в Катар летал, то тот знает, что у них даже трапы оборудованы кондиционерами. Здесь же наблюдается чистейшее жлобство в виде желания сократить расходы на эксплуатацию за счёт пассажиров. 100٪, что не хотели платить туркам за внешний генератор.

ikz
+1
ikz, 17 Августа 2023 , url

Я очень много летаю по внутренним рейсам. У нас во многих аэропортах кондиционеры на телескопических трапах стоят. Единственное, где их часто не хватает — это в автобусах, отвозящих от терминала на посадку.

waplaw
+2
waplaw, 17 Августа 2023 , url

Не очень понятно про телескопические трапы. Трап это лестница. Видимо вы имели в виду коридор от здания аэропорта до двери самолёта. Сейчас загуглил и о:-) Они их трапами называют.

Я же написал про это

источник: vector-ltd.com

В Катаре они все с кондиционером.

Danpil
+1
Danpil, 17 Августа 2023 , url

Интересно, а у пилотов замкнутый контур или они парились как все?



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать