«Построим сами», — так решили в Правительстве Российской Федерации, с укором глядя на непонятное поведение восточного соседа.
Речь идёт о строительстве высокоскоростной автомобильной дороги из Китая в Европу, через территорию Российской Федерации.
Трансевразийская автомобильная дорога – проект, о котором говорили ещё во времена расцвета Советского Союза. Но только сейчас выгоду от такой межгосударственной линии сообщения поняли и просчитали все участники сделки.
Все, кроме Казахстана.
Так вышло, что самые кратчайшие маршруты и самые подходящие площадки для строительства новой ветки проходят через эту страну, что позволило бы нашему соседу стать равнозначным партнёром в грядущем проекте. Но в последнее время казахи ведут какую-то свою игру, ущемляя интересы РФ даже там, где дело касается и своей выгоды.
Предтеча появления высокоскоростной магистрали – строительство трассы «Москва-Казань» (М-12).
До какого-то времени логика строительства автомобильной дороги позволяла предугадать, что, скорее всего, какая-то часть трассы пройдёт через север Казахстана. Но случилось то, что случилось. Министерства дорожного строительства двух государств явно не договорились, после чего трасса изменила своё направление в сторону Екатеринбурга.
Да, Трансевразийская автомобильная дорога станет чуточку длиннее. Зато ни с кем прибылью делиться не придётся, за транзит грузов и туристический траффик из Европы в Китай и обратно.
Есть и ещё один сверхположительный эффект от того, что Казахстан занял такую позицию: скорее всего продолжение трассы пройдёт через Алтай. Учитывая довольно слабую дорожную инфраструктуру этого субъекта Российской Федерации, остаётся только порадоваться тому, что алтайцы получат в своё распоряжение действительно грандиозный проект, способный полностью изменить экономику региона и распространить алтайские продукты по всей планете!
Следует коротко затронуть и то, что, собственно, происходит с казахами. Начиная с февраля 2022-го года, Астана посылает открытые сигналы «дружелюбности»: это и отказы участвовать в союзнических манёврах и играх, и «особое» поведение Токарева на межгосударственных встречах, и публичные, нелестные высказывания многих казахстанских деятелей политики и культуры в адрес россиян.
Казахстан попытался взять на себя некоторые обязательства перед Евросоюзом по транзиту энергетических ресурсов в Европу, вот только энергетическая инфраструктура и объёмы добычи газа и нефти в этой стране оказались не подготовлены к таким потребностям коллективного Запада, поэтому «заменить» получилось довольно слабо (можно сказать, что не получилось совсем).
Но Бог с ним с предпочтениями и взглядами на межгосударственные отношения! Выгоду то никто не отменял!
Поэтому решение Правительства Казахстана не участвовать в строительстве межгосударственной автомобильной дороги либо признак серьёзных экономических проблем в этой стране, либо преступная недальновидность правителей.
Так или иначе, Российская Федерация и в этом, и в подавляющем большинстве других вопросов, может справиться самостоятельно, без кого бы то ни было. Главное, чтобы потом не говорили, что РФ плохая — выкинула соседа из взаимовыгодного проекта. Нет, мы предлагали, но сосед сам отказался.