Сложности перелета: как идет расследование авиакатастрофы под Тверью
Гибель Евгения Пригожина поставила вопрос о разделе его бизнес-активов
Человеком сложной судьбы и талантливым бизнесменом назвал Владимир Путин Евгения Пригожина и выразил соболезнования семьям погибших в авиакатастрофе, которая случилась 23 августа в Тверской области. Предварительное расследование ведется в полном объеме и оно будет доведено до конца, заверил президент на встрече с врио главы ДНР Денисом Пушилиным. Согласно сообщению Росавиации, на борту разбившегося бизнес-джета Еmbraer Legacy 600 находилось 10 человек. Их опознание сейчас ведется в Тверском областном бюро судебно-медицинской экспертизы. Гибель Евгения Пригожина поставила вопрос и о будущем его многочисленных бизнес-активов. О ходе расследования, квалификации уголовного дела и вариантах раздела наследства Евгения Пригожина — в материале «Известий».
Сложная судьба и серьезные ошибки
— Прежде всего хочу выразить слова искреннего соболезнования семьям всех погибших. Это всегда трагедия, — заявил Владимир Путин, комментируя авиакатастрофу в Тверской области.
Президент назвал Евгения Пригожина человеком со сложной судьбой и серьезными ошибками в жизни, который, тем не менее, был талантлив и добивался нужных результатов не только для себя, но и для общего дела. Владимир Путин напомнил, что был знаком с Пригожиным с начала 90-х годов, и отметил, что тот работал с результатом не только в России, но и за границей, в частности, в Африке.
— Вот он вчера только, насколько мне стало известно, вернулся из Африки, встречался здесь с некоторыми официальными лицами. Он был талантливый человек, талантливый бизнесмен, — подчеркнул Владимир Путин на встрече с врио главы ДНР Денисом Пушилиным.
По данным Росавиации, разбившийся 23 августа самолет Еmbraer ERJ-135BJ Legacy 600 компании «МНТ Аэро» выполнял рейс Москва — Санкт-Петербург. На его борту находились десять человек: Сергей Пропустин, Евгений Макарян, Александр Тотмин, Валерий Чекалов, Дмитрий Уткин, Николай Матусеев и Евгений Пригожин и три члена экипажа — командир Алексей Левшин, второй пилот Рустам Каримов и бортпроводник Кристина Распопова. Все они погибли.
По состоянию на вечер 24 августа осмотр места падения самолета продолжался. Оно оцеплено — его окружают две линии охраны, где находятся сотрудники полиции и спецназа, передает с места событий корреспондент «Известий». Разброс деталей самолета большой — хвостовой стабилизатор, который оторвался от лайнера еще в воздухе, упал на заброшенную ферму, а фюзеляж самолета — более чем в трех километрах от нее.
Как выяснили «Известия», тела жертв катастрофы доставлены Тверское областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Его, как и место преступления, оцепили.
Жена командира экипажа Алексея Левшина рассказала «Известиям», что ее муж семь лет работал в бизнес-авиации. За день до авиакатастрофы он был дома, а затем вышел работать в свою смену.
— У мужа было больше 3 тыс. летных часов. Он работал инструктором, — рассказала она. — Работал вахтовым методом — 15 через 15. С нами вчера связалась авиакомпания, принесла соболезнования. И все.
Супруга второго пилота Рустама Каримова Анастасия рассказала в разговоре с «Известиями», что последний раз муж с ней связывался на кануне трагедии, в 17:30.
Чей самолет
Владелец разбившегося самолета, компания «МНТ Аэро», специализируется на бизнес-перевозках, сообщили в Росавиации. По данным ведомства, сертификат эксплуатанта был выдан ей осенью 2020 года. В парке перевозчика числится еще два самолета Hawker 800.
По данным СПАРК, владельцем «МНТ Аэро» с сентября 2022 года является Ольга Губарева, ранее учредителями числились Кирилл Щербаков и Артем Степанов. Последнего в ряде СМИ называют «личным пилотом» Евгения Пригожина. В 2021 году он и Щербаков оказались в санкционных списках Минфина США из-за связи с Евгением Пригожиным и как учредители и менеджеры компании «Юниджет».
По заявлению американских властей, «Юниджет» оказывал «услуги по управлению» самолетом с бортовым номером M-SAAN, на котором летал Пригожин. Именно эта машина и потерпела крушение под Тверью.
Тогда же Минфин США внес в санкционные списки и другую фирму Степанова и Щербакова — ООО «Алькон», которая впоследствии и была переименована в «МНТ Аэро».
Степанов публично отрицал связи с Пригожиным. Он сообщал, что виделся с ним не более 30 минут один раз в 2013 году. В прошлом году пилот обращался в Минфин США за разъяснениями о причинах наложения санкций на него, но ответа не получил.
Ранее в СМИ сообщалось о том, что правоохранительные органы после трагедии под Тверью пытались, но не могут связаться с Артемом Степановым. Но его брат Семен в разговоре с «Известиями» опроверг эту информацию.
— Я разговаривал с ним сегодня, он в походе на Камчатке, — отметил он. — Всем, кому надо было, связались с Артемом, в том числе правоохранительные органы.
В компании Embraer «Известиям» заявили, что знают об аварии, но не обслуживают этот бизнес-джет уже четыре года.
«Компания соблюдала и продолжает соблюдать международные санкции, наложенные на Россию, что привело к приостановке сервисного обслуживания самолета с 2019 года», — говорится в заявлении.
Следствие ведут
Утром 24 августа всех погибших доставили в морг для проведения экспертизы и опознания. Следственный комитет России вечером 23 августа возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ).
Источник «Известий», знакомый с ситуацией считает, что дело могут переквалифицировать в другую статью, «если для этого будет достаточно оснований».
Такое развитие событий не исключает и адвокат Игорь Трунов, который участвовал в разбирательстве 15 дел о крушениях самолетов.
— Дело всегда возбуждается по 263 статье, а по факту расследования и проведения экспертиз объем квалификаций может меняться, — сказал он. — Есть несколько примеров, когда при крушении лайнеров вставал вопрос теракта. Это, в том числе, и синайская авиакатастрофа в 2015 году. Тогда российские власти сочли авиакатастрофу терактом, этому были доказательства, но египетские власти отрицали эту версию.
Адвокат подчеркнул, что все зависит от первичных экспертиз обломков самолета, а также исследования тел погибших. Следствие должно установить наличие или отсутствие взрывчатых веществ на борту лайнера, возможные неполадки или ошибки при пилотировании.
— По некоторым данным, самолет ранее ремонтировался, а сейчас, когда в условиях санкций возник дефицит авиазапчастей, любая реконструкция или ремонт самолета может стать фатальной, — отметил эксперт.
Президент Международной коллегии адвокатов Москвы «Почуев, Зельгин и партнеры», адвокат Александр Почуев отметил, что ответственность виновного будет определяться после появления официальной версии произошедшего.
— Если падение самолета явилось следствием неумышленных действий, то возможная ответственность будет несущественной, максимум до пяти лет лишения свободы, — сказал он. — Если же это результат чьих-то злых действий, то возможна ответственность вплоть пожизненного лишения свободы.
Активы Пригожина
Евгений Пригожин являлся собственников сразу несколько компаний под брендом «Конкорд», прежде всего речь идет о ресторанном и кейтеринговом бизнесе. Головное предприятие холдинга — ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» начало работать в 1997 году в Санкт-Петербурге, оно полностью принадлежит Евгению Пригожину.
С 2008 по 2016 годов компания заключила 14 госконтрактов на оказание услуг по организации и обслуживанию мероприятий, а также по обеспечению питания с полным ресторанным обслуживанием. Речь идет о контрактах с Управлением делами президента, Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, Аппаратом Совета Федерации и другими структурами на общую сумму в 31,7 млн рублей. Хотя в 2022 году деятельность компании пошатнулась: выручка упала почти на 30% до 48,6 млн рублей, убыток вырос на 75% и составил 77,6 млн рублей.
Сейчас компании принадлежат сразу несколько активов, в частности, Concord Catering. На ее сайте указано, что она занимается оказанием ресторанных услуг высокого уровня и предоставляет возможность организовать мероприятие в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге.
Также головное предприятие развивает проект River Lounge — круизы и вечеринки на двухпалубном теплоходе, владеет рестораном «Русский ампир» в Строгановском дворце. У компании Евгения Пригожина есть девелоперские проекты, например, «Лахта парк» с 10 коттеджами в северной столице.
Судьба бизнеса зависит от того, оставлено завещание или нет, пояснила «Известиям» адвокат МКА «Князев и партнеры» Екатерина Махова.
— Если завещание есть, то доли в компании перейдут указанным в нем лицам, — сказала она. — Если завещание не оставили, то наследство будет распределено по закону: приоритетно между наследниками первой очереди — это дети, супруг, родители. Интересно, что права наследников на вступление в компанию могут быть ограничены ее уставом. Например, переход доли наследникам допускается только с согласия других участников.
У Евгения Пригожина остались жена и трое детей. Погибший был разноплановой личностью и владел разнообразным бизнесом — от ресторанов до международного уровня ЧВК, отметил Александр Почуев.
— Это, естественно, влечет и сложную корпоративную структуру, — сказал он. — В силу этого вопрос оформления наследства бизнесмена будет непростым. Возможны конфликты между отдельными членами семьи и менеджментом бизнесов, в которых появятся новые владельцы. Посмею предположить, что ведя активный и зачастую рискованный бизнес Евгений Викторович заранее позаботился о завещании.
С активами Евгения Пригожина вряд ли произойдет «что-либо особенное», считает партнер адвокатского бюро «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» Григорий Жданов.
— Если юридически будет установлен факт смерти, то все имущество попадет в наследственную массу и будет подлежать разделу между наследниками, — сказал он.
Он добавил: если в наследственную массу попадет имущество, ограниченное в обороте — например, наградное оружие — оно подлежит наследованию на общих основаниях, но наследник должен будет получить разрешение на владение им.
— Если в выдаче разрешения будет отказано, имущество подлежит реализации, а вырученные деньги передаются наследнику. До получения разрешения такое имущество будет изъято для хранения госорганом. Но вряд ли Пригожин лично владел автоматами, танками, пушками или боевыми самолетами, — подчеркнул Георгий Жданов.
На территории России Евгений Пригожин мог являться участником только зарегистрированных в общепринятых формах юридических лиц. Это, например, общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.
— И наследники могут быть не приняты в новые участники некоторых ООО, если их уставом предусмотрено согласие других участников на прием новых, — заявил юрист.
В случае отказа в прием в состав участников ООО такие наследники получат право на получение действительной стоимости своих долей, добавил он.
Над материалом работали Роман Солдатов, Яна Штурма, Анастасия Львова, Валерия Мишина, Евгения Перцева, Наталия Быкадорова

Если Вам неинтересны новости о ходе расследования, о последствиях, то Вы вправе игнорировать эти новости, но никому неинтересно каждый раз читать об этом Ваш комментарий. Сообщили нам уже о своём отношении. Лучше видеть некоторый повтор в новостях, чем постоянный повтор Ваших комментариев.
Что касается хода расследования, то предварительно установлено, что взрывное устройство было установлено в стойку шасси. Оно сработало, крыло оторвало, произошла разгерметизация, потеря сознания экипажа и пассажиров.
Лучше видеть некоторый повтор в новостях, чем постоянный повтор Ваших комментариев.
Вы следователь этого дала? Тогда к Вам вопросы:
1.Чего сюда влез?
2.Где здесь мои повторы?
3.Мое мнение — Хватит мусолить в 10-ый раз одну и ту же тему про Пригожина.
Р.S.:
1.Роман Солдатов, Яна Штурма, Анастасия Львова, Валерия Мишина, Евгения Перцева, Наталия Быкадорова — Следователи?
2.Кто знает, как идет расследование авиакатастрофы под Тверью? ВЫ???