60 лет не хватило, чтобы реализовать мечту Мартина Лютера Кинга в США
отметили
16
человек
в архиве

29 авг – РИА Новости.Чаяния американского гражданского активиста и правозащитника Мартина Лютера Кинга-младшего о расовом равенстве и социальной справедливости в США так и остаются недостижимыми 60 лет спустя после его исторического марша на Вашингтон, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Кинг 28 августа 1963 года выступил перед многотысячной толпой с исторической речью «У меня есть мечта». В ней он указал на социальные проблемы и сохраняющийся расизм в США. Накануне 60-й годовщины его выступления 21-летний белый американец расстрелял посетителей магазина в Джексонвилле во Флориде, три человека погибли. Перед тем как открыть стрельбу он выкрикивал расистские лозунги.«Речь все еще представляет интерес для изучения, но не только потому, что она предвещала, а это болезненный отход от самых ужасных форм американского апартеида, но и потому, что она не осмелилась признать тогда», – сказал профессор-историк Хьюстонского университета Джеральд Хорн.
По его мнению, успех Кинга в продвижении программы социального равенства для афроамериканцев был во многом обусловлен противостоянием США с правозащитными движениями по всему миру, которые заставили страну обратить внимание на несправедливости, игнорируемые на протяжении столетия после гражданской войны 1861-1865 годов.
«
«К августу 1963 года США находились в состоянии холодной войны с Советским Союзом, и им оказалось трудно выступать в качестве защитника прав человека в то время как их самих сотрясал неоапартеид, поэтому с „законами Джима Кроу“ (неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах в 1890-1964 годах – ред.) надо было покончить», – пояснил историк.
Именно на этом фоне, по его словам, Мартин Лютер Кинг возник в качестве национального лидера правозащитного движения, однако как в гражданском обществе, так и в политике по-прежнему сохранились мощные силы ненависти и расизма.
«Увы, менее чем пять лет спустя он был убит – так решительно на национальном уровне его идее о справедливости противостояли реакционные силы. И, к сожалению, они все еще остаются и сейчас», – указал Хорн.Это мнение разделяет профессор политологии Калифорнийского государственного университета Бо Гросскап. По его словам, время показало, насколько наивны были надежды Кинга и его сторонников.
«К сожалению, время и имевшие место события <...> напомнили нам о наивности надежд <...>, которые напрямую вынуждены противостоять сегодняшнему климату, где фашистские лидеры открыто и без стыда заявляют о том, что лишь они представляют идеи, о которых говорил Мартин Лютер Кинг, и в котором выгода рабовладельческого строя обсуждается открыто и поддерживается политически», – сказал эксперт.
По его словам, «нет сомнений в том, что речь „У меня есть мечта“ обрела культовое значение и изначально служила боевым кличем нереализованных обещаний американской мечты». Он отметил, что в речи «все еще слышны яростные амбиции, напоминающие нам о том, как далеко можно пойти за голосом одного человека», убежденного в необходимости перемен.Историк и политический комментатор Дэн Лазар указывает, что даже Кинг в своей известной речи не смог избежать того, чтобы не поддаться на вводящий в заблуждение миф об американской исключительности и уникальности в мировой истории.
«У меня есть мечта, что однажды эта страна восстанет и воплотит в жизнь истинный смысл своего кредо: „Мы считаем самоочевидными истину, что все люди созданы равными“, — цитирует Лазар историческую речь Кинга.
Однако, по его словам, именно здесь кроется парадокс американского либерализма – вера в необходимость постоянного возвращения к „оригинальным истинам, которые делают их великими“. По мнению комментатора, такое мышление „основано на идее о том, что истина кроется в прошлом и судьба Америки, уникальнейшей из всех стран, – постоянно раскрываться во все более совершенной форме“.
По его словам, „реальность же – иная“. „Америка ничем не идеальнее Франции, Германии или Лихтенштейна. Прогресс не означает обновление. Напротив, это процесс, в котором прошлое постоянно низвергается, чтобы общество могло двигаться вперед еще более уверенно“, – отметил он.
Добавил
Игорь Иванов 39114 29 Августа 2023

нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено