Более десяти лет Соединенные Штаты по большей части игнорировали БРИКС. Это объединение, сформированное Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой, редко отмечалось на американском радаре. А когда все-таки появлялось, Вашингтон импульсивно пробовал принизить его значение. Примером тому — недавнее заявление советника по национальной безопасности Джейка Салливана, который сказал, что эта организация не является «геополитической соперницей» США. Западные комментаторы, со своей стороны, в основном видели в БРИКС попытку Китая установить свое господство над Глобальным Югом, либо же обычную «говорильню». Кое-кто даже призывал распустить этот союз.
Сейчас такая самоуверенность кажется несостоятельной. На прошедшем на прошлой неделе в Йоханнесбурге саммите БРИКС пригласил в свои ряды шесть стран Глобального Юга. Это Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Когда прозвучало это объявление, безразличие сменилось удивлением и даже тревогой. Но повода для тревоги нет никакого. БРИКС никогда не будет править миром и не заменит ведомую США международную систему.
Тем не менее отрицать его важность было бы ошибкой. Если в клуб выстраивается такая длинная очередь (а в данном случае в списке ожидания почти 20 государств), значит, он наверняка делает что-то правильно. Расширение БРИКС — это несомненный признак недовольства многих держав существующим миропорядком и свидетельство их стремления улучшить свое положение в этом устройстве. Для Америки, чье глобальное господство постепенно ослабевает, это существенный вызов — и удачная возможность.
Критики в чем-то правы, говоря, что БРИКС еще есть над чем поработать. Две крупные программы объединения — Новый банк развития и пул условных валютных резервов — довольно незначительны в сопоставлении с глобальной системой кредитования и финансирования развития. Другие инициативы, например, научное сотрудничество в сфере здравоохранения и совместные космические исследования, находятся в зачаточном состоянии. Из-за расширения будет труднее создавать органы управления, потому что число участников блока увеличится. Между тем существуют определенные различия во взглядах Китая, России и Глобального Юга на БРИКС.
Безусловно, мировое господство США обеспечено колоссальными оборонными расходами, сетью альянсов и сотнями военных баз, разбросанных по всему миру. Но даже если расширившийся БРИКС будет добиваться ограниченных материальных успехов (хотя есть все шансы на то, что он получит большее), он бросит вызов Вашингтону в трех ключевых областях. Это международные нормы, геополитическое соперничество и межрегиональное сотрудничество.
Со времен распада Советского Союза в 1991 году, несмотря на катастрофические интервенции в Ираке и Афганистане, Америке удается преподносить себя в качестве защитницы свободы и демократии во всем мире. На самом деле главный источник ее власти и могущества — это несоразмерное влияние в вопросе формулирования международных норм. Не зря администрация Байдена постоянно заявляет, что мир разделен на два лагеря: в одном следующие правилам демократии, а в другом — нарушающие их автократии. Естественно, Соединенные Штаты стоят во главе первого.
Такой нарратив «демократии против автократий» уже отчасти дискредитирован близостью Вашингтона с некоторыми авторитарными государствами. А если БРИКС примет в свои ряды новых участников, это станет ударом по данной схеме с другого направления. Из 11 стран, которые будут составлять расширенный БРИКС, четыре могут называться демократиями, четыре являются автократиями, две — монархиями, а одна — теократией. Это лишний раз доказывает, что политическая система государства — плохой показатель того, как оно определяет свои интересы и с кем хочет выстраивать коалиции.
Более того, в составе расширенного объединения будут две пары заклятых врагов. Это Индия с Китаем и Саудовская Аравия с Ираном. А еще там будет вечно скандалящая пара в лице Египта и Эфиопии. Членство в БРИКС само по себе не решит существующие между этими соперниками серьезные проблемы. Но оно создаст уникальные возможности для прямого двустороннего диалога между недолюбливающими друг друга державами, и происходить этот диалог будет в относительно спокойной и безопасной атмосфере многосторонности. Вашингтон издавна использует разногласия между другими в своих собственных целях, извлекая из этого выгоды, особенно на Ближнем Востоке. Понижая градус взаимного недоверия, БРИКС поможет им вырваться из этого нездорового и порочного круга.
Чтобы укрепить и продлить свое господство, США также имеют обыкновение делить планету на регионы. Союзников и партнеров, особенно на Глобальном Юге, они обычно призывают противодействовать противникам Америки, а также углублять связи с друзьями Вашингтона в их регионе. Например, Индию и Филиппины Соединенные Штаты подталкивают к противостоянию с Китаем, а государства Персидского залива призывают сосредоточить усилия на Иране и усиливать связи с Израилем.
Такая политика по принципу «разделяй и властвуй» сужает горизонты средних держав в их регионах и ограничивает их перспективы. Члены БРИКС же расположены на трех континентах, и это объединение может создать новое пространство для ключевых государств Глобального Юга, в котором те смогут выработать привычку к взаимодействию и партнерству далеко за пределами собственных регионов, противодействуя предпочтительному для Вашингтона разделению труда.
Усиливающаяся привлекательность БРИКС больше всего сигнализирует о том, что глобальное господство США идет на убыль. Но это отнюдь не означает, что новые и изначальные члены объединения придерживаются антиамериканских позиций. Египет является неизменным партнером Соединенных Штатов в вопросах безопасности, Бразилия и Южная Африка связаны с Америкой давними отношениями, а Дели в этом объединении — пожалуй, самый близкий друг Вашингтона. Они просто хотят жить в мире, где США являются ведущей, но не доминирующей державой.
И разве это плохо? Америка, сталкиваясь с трудноразрешимыми внутренними проблемами, должна увидеть в расширении БРИКС не угрозу, а удачную возможность. БРИКС дает США шанс заново научиться практическому сотрудничеству, а также отказаться от части далеких обязательств и избавиться от представлений о собственной исключительности, которые идут вразрез с национальными интересами Соединенных Штатов. В процессе таких перемен Вашингтон, даже возможно, и весь мир, могут стать лучше.
Автор: Саранг Шидор (Sarang Shidore) — директор программы «Глобальный Юг» при аналитическом центре Институт ответственного государственног управления Куинси. Часто пишет по вопросам геополитики.