Бывший президент США Билл Клинтон манипулировал своим российским коллегой Борисом Ельциным и давал обещания, которые не собирался выполнять, пишет Al Mayadeen. О последствиях такого поведения и расширения НАТО четверть века назад предупреждал убежденный «архитектор холодной войны» Джордж Кеннан. Теперь его предсказание стало реальностью.
Объединенное командование по трансформации НАТО 18 августа в своем официальном твиттер-аккаунте опубликовало забавное анимационное видео, призванное «прояснить факты» об «оборонительном альянсе» и развеять «ложные мифы» о его природе и целях, «распространяемые Россией».
Среди этих «мифов» есть представление о том, что НАТО пообещало России не расширяться после окончания холодной войны. Существует множество документальных свидетельств, указывающих на то, что именно это в течение двух лет, предшествовавших распаду СССР в декабре 1991 года, Михаилу Горбачеву и другим высокопоставленным советским чиновникам неоднократно говорили их американские коллеги. Это известно настолько хорошо, что не вызывает сомнений, и возникает очевидный вопрос, почему североатлантический альянс теперь придерживается иного мнения.
Наиболее сомнительным представляется то, как происходило расширение НАТО за счет стран бывшего Варшавского договора и Советского Союза в условиях явного противостояния России в 1990-е годы. Тем не менее эта грязная история подробно изложена в весьма показательной серии документов, опубликованных Архивом национальной безопасности США. Файлы показывают, как президентом России Борисом Ельциным последовательно манипулировал его американский коллега Билл Клинтон по этому вопросу в течение 1990-х годов, в то время как громкие и лживые обещания о «стратегическом партнерстве» между странами неоднократно заканчивались ничем.
Возьмем, к примеру, стенограмму телефонного разговора «по душам» между Клинтоном и Ельциным от 5 июля 1994 года. В то время президент США готовился к отъезду в Польшу и страны Балтии, которые вскоре должны были стать членами НАТО, перед тем как встретиться с Ельциным на саммите G7 в Италии.
Ельцин призвал Клинтона поднять вопрос о положении русскоязычных в Эстонии и Латвии, поскольку «публичное заявление… о том, что США не будут поддерживать ущемление прав русскоязычного населения», в его понимании, гарантировало бы отказ этих стран от такого поведения. Он отметил, что быстрое предоставление Литвой гражданства своему русскому меньшинству побудило Москву вывести войска из Вильнюса. То же самое могло бы произойти к августу в Таллине и Риге, если бы были даны гарантии. Ельцин также пожелал обсудить расширение НАТО.
Клинтон поклялся, что «поднимет вопрос о русских меньшинствах», и заверил Ельцина, что, хотя НАТО может «в конечном итоге расшириться», он не будет выдвигать «никаких сроков и требований». Вместо этого он указал, что «хотел бы, чтобы мы сосредоточились» на Партнерстве ради мира, инициативе, возглавляемой США и направленной на «создание единой Европы, в которой люди уважают границы друг друга и работают вместе». Ельцина можно было бы полностью простить за то, что он думал, что Партнерство было главной целью Вашингтона, а НАТО — второстепенной задачей.
Новая форма окружения
Оптимизм президента России по поводу «взаимовыгодного партнерства с США на основе равенства» очевиден в письме, которое он направил Клинтону в ноябре того же года. Ельцин говорил об этой предполагаемой коалиции как о «центральном факторе мировой политики» и пообещал конструктивно сотрудничать с США по вопросам, связанным с Боснией, Ираком, Северной Кореей и Украиной. Он «с нетерпением» ожидал их встречи на декабрьской конференции по безопасности и сотрудничеству в Будапеште, где «нам есть о чем поговорить … прежде всего, о трансформации европейской стабильности».
Как бы то ни было, венгерский саммит обернулся катастрофой. Клинтон назвала НАТО «основой безопасности в Европе» и смело заявил, что «ни одной стране за ее пределами не будет позволено наложить вето на расширение», явно имея в виду Россию. В ответ Ельцин использовал свое собственное ораторское искусство, чтобы разразиться яростью: «Это опасное заблуждение — полагать, что судьбами континентов и всего мира… можно каким-то образом управлять из одной столицы». Далее он предупредил, что «перенос ответственности НАТО к границам России» будет серьезной ошибкой.
Внутренняя дипломатическая нота США, опубликованная на следующий день после этого, показывает, что из этого неловкого эпизода были быстро извлечены уроки, а именно была выражена настоятельная рекомендация публично хранить молчание о планах США по расширению военного альянса. Взамен Москве предлагались фиктивные частные гарантии, что любое расширение возможно только после консультаций между двумя странами. При этом Россия претендовала на членство в блоке.
Перенесемся в май 1995 года. Клинтон посетил Москву, чтобы отпраздновать 50-ю годовщину победы союзников во Второй мировой войне. Эта сознательная, преднамеренная ложь была в полной мере продемонстрирована во время его встречи один на один с Ельциным. Записи об этом событии свидетельствуют о том, что отношения были по-настоящему дружескими, хотя обсуждались и серьезные вопросы. Президент России так обратился к своему американскому коллеге: «Как, по-вашему, это выглядит для нас, если один блок продолжает существовать, в то время как Варшавский договор был упразднен? Это будет новая форма окружения, если единственный уцелевший блок времен холодной войны расширится. Многие россияне испытывают чувство страха. Чего вы хотите этим добиться, если Россия является вашим партнером? Нам нужна новая структура общеевропейской безопасности, а не старая! Возможно, решение состоит в том, чтобы отложить расширение НАТО до 2000 года, чтобы позже мы могли выдвинуть какие-нибудь новые идеи».
Клинтон несколько неожиданно предложил Москве рассматривать его подход к НАТО «в контексте большей интеграции России в другие международные институты», одновременно намекая на различные бонусы, включая членство в G7, если Ельцин умерит антинатовскую риторику и оставит свое мнение о расширении блока при себе. Клинтон хорошо знал, что такую уступчивость легко купить. Как признал его российский «друг», его позиция перед президентскими выборами 1996 года была «не самой лучшей».
Трагическая ошибка
В то время результаты голосования за Ельцина исчислялись однозначными цифрами, и многие прогнозировали, что его соперник-коммунист Геннадий Зюганов одержит уверенную победу. Ельцин говорил о необходимости «позитивных сообщений в прессе» и о том, что нужно «исключить вероятность даже малейшего неверного шага». Он предложил, чтобы любое обсуждение расширения НАТО оставалось теоретическим до 2000 года, и призвал Белый дом не делать ничего, что могло бы “обострить ситуацию перед выборами”. Клинтон должным образом пообещал:
«Я ничего не сделаю, чтобы ускорить расширение НАТО. Я пытаюсь дать вам сейчас, в этом разговоре, уверенность, которая вам так нужна. Но мы должны проявлять осторожность, чтобы ни один из нас не выглядел так, будто капитулирует. Для вас это означает, что вы не приемлете расширение. Для меня — что не будет никаких разговоров о замедлении процесса или его приостановке или о чем-то подобном».
Так получилось, что Ельцин молчал о военном блоке и вступил в «Партнерство ради мира». Несмотря на то, что планы расширения НАТО к тому моменту уже были хорошо проработаны и находились в активной стадии реализации, он держал язык за зубами. Молчаливое согласие президента России было дополнительно обеспечено широкой скрытой и открытой помощью США в его избирательной кампании, которая имела основополагающее значение для преобразования первоначальных шести процентов голосов в убедительную победу.
Менее чем через три года НАТО начало охватывать территорию бывшего Советского Союза, включив в нее Чешскую Республику, Венгрию и Польшу. Против этого шага в Штатах выступил, в частности, Джордж Кеннан (George Kennan) — убежденный «архитектор холодной войны» и ключевая фигура в создании альянса. В мае 1998 года, после того как Сенат США ратифицировал расширение НАТО, он написал:
«Полагаю, это начало новой холодной войны… Русские будут реагировать весьма негативно, и это отразится в их политике. Я думаю, что это трагическая ошибка. Незачем это делать. Никто никому больше не угрожает… Уверен, со стороны России последует мощнейшая реакция, а потом [страны, расширяющие НАТО] скажут, мол, «вот видите, а мы вам говорили, какие русские плохие», хотя на самом деле это и не так».
Сегодня, когда Россия и Украина находятся в состоянии конфликта, а политическое и военное будущее последней, если не само существование как государства, находится на волоске, слова недооцененного пророка Кеннана, похоже, становятся ужасной реальностью.
Автор статьи: Кит Кларенберг (Kit Klarenberg)
* 6.
Обманули дурака на четыре кулака, а дурак послушал всех лягушек скушал. — Это говорили когда действительно кого-то обманывали или шутили над кем-то.отвечал А тот, кого обманули, отвечал:
А еще один кулак, то и (имя того, кто обманывал)-дурак.
7. Обманули дурака на четыре кулака, А на пятый кулак вышел сам дурак!
8. Обманули дурака на четыре кулака! На пято́е дуло. Чтоб тебя раздуло!